«Вечерний Челябинск» и Андрей Романов: «Поручитель станет ответчиком по кредиту»

Местная пресса уже писала о махинациях челябинца Михаила Василенко. Набрав кредитов и займов аж в 17 банках, а также у своих знакомых, бравый подполковник в решающий момент скрылся. Но после того как его нашли, ответственность за возврат денег была возложена на… поручителя.

Прокуратура Советского района по факту случившегося возбудила уголовное дело и объявила Василенко во всероссийский розыск. Его обнаружили в Тюмени.

Поразительно, но Василенко, не скрываясь, работал там… начальником отдела в управлении статистики! Его арестовали, доставили в Челябинск.

Следствие по его делу в разгаре. В судах уже начали рассматривать иски банков, не дождавшихся возврата кредитов.

Одним из районных судов был рассмотрен иск Уральского филиала банка «АК БАРС» к Василенко и трём его поручителям по возврату двухмиллионного кредита.

С набежавшими процентами сумма вышла два миллиона и ещё 400 тыс. руб. процентов. На момент начала рассмотрения иска подполковник был ещё в бегах и в суд, разумеется, не явился. Отдуваться пришлось поручителям.

Поручителей было трое. Но двое из них оказались бывшими подчинёнными Василенко, а третий, Юрий Слепихин, до недавнего времени считал Василенко «другом семьи».

Первых двух поручителей суд от обязательств… освободил, сочтя их ручательство за начальника вынужденным. Договоры банка с ними признаны недействительными.

Всю сумму долга суд обязал выплачивать Василенко и Слепихина «в солидарном порядке».

При солидарном взыскании с каждого должника удерживают столько, сколько он фактически может заплатить. Включая (обратите внимание!) стоимость ему лично принадлежащего имущества, которое судебные приставы арестуют и пустят в продажу. Василенко в обозримом будущем, судя по всему, будет пребывать на казённых харчах. Куда он дел взятые кредиты, ещё предстоит выяснить. А пока всё его личное имущество — кружка с ложкой.

Выплатить за него фактически всю сумму по решению суда теперь должен один Юрий. Мол, не по принуждению подписал кабальный договор, значит, и винить больше некого!

Есть одно «но». Гражданский кодекс предусматривает признание сделки недействительной не только, если она признаётся вынужденной (а поручительство тоже сделка), но и совершённой под влиянием заблуждения или обмана.

Василенко, предлагая Слепихину поручиться за него, очевидно обманул и друга, и банк, представив сильно завышенные сведения о своей зарплате. А самое главное — скрыл факты о множестве уже взятых и невозвращённых кредитов.

Суд, практически признав, что Юрий был обманут, не счёл почему-то это обстоятельство существенным: мол, его ведь ввёл в заблуждение Василенко, а не банк…

Слепихин, ранее бравший кредит и вовремя его возвращавший, был абсолютно уверен, что работники банка «АК БАРС» добросовестно отнеслись к проверке Василенко.

Но когда Василенко исчез, а банк стал требовать деньги с Юрия, стали выясняться любопытные подробности. Начальником службы безопасности банка на момент выдачи кредита был хороший знакомый Василенко некто Александр Лосев, тоже бывший офицер МВД.

Когда разразился скандал с невозвратом двухмиллионного кредита, Лосев сразу покинул «АК БАРС».

Тут мы подходим к главному вопросу. Почему суд поддержал требования банкиров?

Требования в отношении заведомо обманутого человека, вся вина которого была в том, что он доверился старому знакомому, равно как и службе безопасности самого банка?

Почему банк не несёт ответственности за действия своих сотрудников (если не сказать больше)? Наверняка эта информация будет представлять повышенный интерес как для заёмщиков банка «АК БАРС», так и особенно их поручителей.

Другие материалы по теме: