Доцент кафедры финансового менеджмента ВЗФЭИ Владислав Салыев: Подобно ФЕРТ-КАПИТАЛ действует 95% кредитных кооперативов России

УрБК, Челябинск, 01.08.2008. «Челябинское УФАС РФ, выявив нарушения в рекламе кредитного потребительского кооператива граждан «ФЕРТ-КАПИТАЛ», проявило странную избирательность в контроле за соблюдением рекламного законодательства», — заявил УрБК доцент кафедры финансового менеджмента ВЗФЭИ Владислав Салыев.

Напомним, Челябинское УФАС России признало ненадлежащей рекламу КПКГ «ФЕРТ-КАПИТАЛ». В рекламе присутствует одно из условий услуги, оказываемой «ФЕРТ-КАПИТАЛ», — 40% годовых по вкладам. Антимонопольный орган потребовал подтвердить документально выплату указанного размера процентов. Однако кооператив не представил документы в доказательство приведенной в рекламе информации о размере процентов, объясняя это тем, что указанные проценты выплачиваются только при условии вложения денег на 1 год по истечении этого срока. А поскольку кооператив был создан в феврале 2008 года, то выплата компенсации в размере 40% годовых в этом году не осуществлялась. Как отмечают в Челябинском УФАС России, «ФЕРТ-КАПИТАЛ», указав в своей рекламе размер процентов, умолчал об остальных условиях — о сроке и сумме вносимых сбережений, чем нарушил рекламное законодательство.

Согласно закону «О кредитных потребительских кооперативах граждан» «ФЕРТ-КАПИТАЛ» может оказывать услуги финансового характера только членам кооператива. Однако из рекламы следует, что «ФЕРТ-КАПИТАЛ» оказывает услуги неопределенному кругу лиц, то есть всем обратившимся гражданам, что, по мнению антимонопольного органа, является неправомерным.

Также в рекламе говорится о привлечении кооперативом вкладов и о выдаче кредитов. Между тем, в соответствии с действующим законодательством привлечение денежных средств во вклады и кредитование могут осуществлять только банки.

«По большому счету, перечисленные нарушения (неполная информация об условиях и размерах вкладов или займов) чаще всего наблюдаются в рекламе коммерческих банков и, как правило, всем известных крупных федеральных банках, входящих в первую пятерку банковского рейтинга. Если Челябинское УФАС так заботит соблюдение рекламного законодательства, то почему бы ему не изучить «за компанию» достоверность рекламы федеральных коммерческих банков?», — отмечает В. Салыев.

«Что касается рекламы ФЕРТ-КАПИТАЛ, конечно, данный кредитный кооператив вводит в заблуждение потенциальных клиентов, но по большому счету это вопрос терминологии и особенности ведения бизнеса в данной организационно-правовой форме. По закону «О кредитных потребительских кооперативах граждан», они действительно ограничены по количеству членов, но на практике эти ограничения достаточно просто преодолеваются. Так же легко преодолевается запрет принимать «вклады» и выдавать «кредиты». Нет большого секрета в том, что в крупных городах нашей страны есть КПКГ насчитывающие несколько сотен тысяч «членов» и это при формальном соблюдении законодательства», — отметил эксперт.

«Относительно «вкладов» и «кредитов» — это опять вопрос терминологии формально ни вкладов, ни кредитов кредитный кооператив не может ни принимать, ни выдавать, однако фактически и то и другое имеет место быть в работе подавляющего большинства КПКГ. Подобно ФЕРТ-КАПИТАЛ действует 95% кредитных кооперативов России. Тем не менее, как и любая финансовая организация, кредитный кооператив уязвим для кассовых разрывов, особенно если эти разрывы устраиваются кем-то из конкурентов умышленно. В этом случае вкладчики действительно могут пострадать, ведь в банковскую систему страхования вкладов кредитные кооперативы не входят», — заключил В. Салыев.

Другие материалы по теме: