«Вечерний Челябинск» и Алла Скрипова: «Чем грозит банкротство сетей»

Большинство отечественных олигархов и крупных бизнесменов начинали с торговли. Благодаря хорошей ликвидности товаров и быстрой оборачиваемости средств эта сфера до сих пор считается одной из самых привлекательных.

На Южном Урале, к примеру, только за первое полугодие оборот розничной торговли составил более 163 млрд. руб. А к концу 2008 года эксперты прогнозируют достижение 330-миллиардной планки.

— В январе — июне в области ежедневно продавалось товаров на сумму 897 млн. руб., — сообщила «Вечёрке» начальник отдела развития потребительского рынка министерства экономического развития Челябинской области Ирина Матвеева.

Однако засилье торговых сетей, как показывает практика, несёт с собой реальные опасности как для поставщиков товаров, так и для покупателей.

— «Незабудка» так и не расплатилась с нами за печатную продукцию, которая продавалась в сети в последние два месяца её существования, — говорит генеральный директор ООО «Комсомольская правда»-Челябинск» Наталья Глазунова. — Убытки нашей компании и коллег составили миллионы рублей.

Челябинцы уже сталкивались с банкротством торговых сетей на примере «Незабудки». Так что проблемы сетевой торговли выходят боком не только их владельцам.

Пустующие магазины могут простоять без дела от нескольких дней до месяцев в зависимости от месторасположения. В итоге они, конечно, находят нового владельца и вновь открывают двери для покупателей. А вот пострадавшие поставщики часто остаются со своими проблемами один на один.

— Государство в таких ситуациях не может вставать на чью-либо сторону, — разводит руками Ирина Матвеева. — Современное законодательство ограничивает регулирование чиновниками подобной деятельности. На открытие и закрытие супермаркетов мы не влияем.

А проблемы и последствия банкротства торговых предприятий — это фактически споры хозяйствующих субъектов. Они должны решаться в судебном порядке.

— Заключая договор с той или иной сетью, поставщик всегда идёт на определённый риск. Таковы законы бизнеса, — комментирует директор по развитию гипермаркета «Теорема» Алексей Шестаков.

— Другое дело, что банкротство как умышленное, так и вынужденное можно спрогнозировать. К примеру, ситуация с «Незабудкой» была предсказуема ещё за год. Руководство сети, с одной стороны, начало массированное увеличение количества магазинов, а с другой — вело активные поиски инвестора.

О том, что переговоры с потенциальным покупателем вступили в решающую фазу, тоже было известно. Поставщикам следовало насторожиться и скорректировать объёмы товаров, предлагаемых для реализации, внимательнее следить за графиком платежей и так далее.

Ведь стало ясно, что цель той же «Незабудки» — не дальнейшее развитие сети (удовлетворение запросов потребителей и развитие взаимоотношений с поставщиком), а выгодная продажа.

По мнению челябинских экспертов, пришедший на смену «Незабудке» «Гроссмарт» также не горел желанием развивать свою деятельность в Челябинске.

Новый игрок увеличивал свои активы для того, чтобы, в свою очередь, продаться зарубежному инвестору. Однако сделка сорвалась.

Говорят, что стороны не сошлись в цене: немецкая компания предложила лишь 400 млн. евро, тогда как российские владельцы рассчитывали на 600. Какова теперь судьба «гроссмартовских» магазинов, можно только гадать. Но полки уже пустеют…

Другие материалы по теме: