«КоммерсантЪ», Ольга Бондарь и Сергей Антонов сообщают: «Дорожно-нестроительная техника. Челябинское предприятие «Базового элемента» приостановило работу из-за отсутствия спроса на машины»

ЗАО «Челябинские строительно-дорожные машины» (входит в холдинг «Базовый элемент» Олега Дерипаски) с 1 декабря приостановило работу на два месяца. Как сообщили «Ъ» на предприятии, это связано с невостребованностью продукции — оборудования для строительных работ. Участники рынка падение спроса подтверждают, отмечая, что с начала года оно составило порядка 80%. По их прогнозам, убытки от простоя производства составят не менее 500 млн. руб.

Как стало известно «Ъ», в связи с остановкой производства 2 тыс. работников предприятия отправлены в отпуск с 1 декабря по 1 февраля 2009 года. Управляющий директор ЧСДМ Александр Антипов отметил, что «руководство предприятия приняло решение объявить вынужденный простой, с оплатой работникам 2/3 среднего заработка».

Причину приостановки господин Антипов объяснил «падением покупательского спроса» на выпущенное предприятием оборудование. «Поэтому ЧСДМ сокращает объемы производства и снижает объемы запасов готовой продукции на складах», — отметил он. Господин Антипов также уточнил, что в следующем году объемы выпуска будут корректироваться в связи со спросом на оборудование для дорожно-строительных работ. Прогнозируемые потери предприятия от простоя в течение двух месяцев управляющий директор ЧСДМ не назвал. По оценке аналитика компании «Брокеркредитсервис» Севастьяна Козицына, исходя из годовой выручки предприятия в 1,8 млрд. руб., упущенная выгода за месяцы простоя может составить порядка 500 млн. руб.

По данным отраслевых аналитиков, сокращение производства на предприятии началось еще весной нынешнего года. В частности, если в мае ЧСДМ произвел 40 автогрейдеров и 35 строительных погрузчиков, то в октябре только 23 автогрейдера и 9 погрузчиков. Эксперты считают, что в сложившейся ситуации руководство предприятия поступает правильно. По данным ООО «ПКФ Ругрейд» (занимается поставками комплектующих на предприятия «Группы ГАЗ»), с начала 2008 года объем сделок по продаже техники для дорожно-строительных работ упал на 80%. Министр промышленности Челябинской области Евгений Тефтелев объясняет падение сокращением расходов на строительство: «Из-за проблем с финансированием компании прекращают покупать технику, поэтому заводы испытывают проблемы со сбытом продукции и сокращают программы производства». А Севастьян Козицын добавляет, что проблемы ЧСДМ — это не столько резкое падение спроса, сколько сокращение платежеспособности клиентов. «Около 90% сделок приходится на лизинговые схемы, а лизинг уже подорожал вдвое: если на начало года ставки составляли около 10—11%, то сейчас 20%. Таким образом, если ранее срок окупаемости машины был около 3—5 лет, то теперь он составляет минимум 6—7 лет. В таких условиях покупка машин просто невыгодна, так как эксплуатация грейдеров не превышает 5 лет», — уверен господин Козицын. С ним соглашается аналитик компании «Антанта-Капитал» Игорь Краевский, который утверждает, что периодически приостанавливая производство, машиностроителям придется работать в течение всего 2009 года. «Челябинские строительно-дорожные машины» в основном, ориентируются на внутренний рынок сбыта. В то же время регионы, корректируя в связи с кризисом свои бюджеты, в среднем на 40% уменьшили расходы на дорожное строительство. В этих условиях подобным заводам придется сократить производство минимум на 20%, — считает он.

Другие материалы по теме: