Виктория Голубцова: Процесс корректировки бюджетов сейчас осуществляется в большинстве регионов России
На вопросы ИАА «УралБизнесКонсалтинг» отвечает заместитель губернатора — министр финансов Челябинской области Виктория Голубцова.
— Виктория Георгиевна, расскажите об исполнении областного бюджета с начала года. Каковы его доходы?
— За 11 месяцев текущего года доходы областного бюджета сложились в сумме 75 млрд. 219,3 млн. руб. Это 99% от запланированной на год суммы. Прирост объема доходов составил 25% к соответствующему периоду прошлого года. Более 80% от общей суммы доходов область заработала самостоятельно, в виде налоговых и неналоговых доходов, которые поступили в сумме 60 млрд. 770,2 млн. руб.
Расходы областного бюджета увеличились по сравнению с соответствующим периодом прошлого года более чем на 18 млрд. руб. или на 37%.
— Какие направления при выделении средств были приоритетными? Существует ли на сегодняшний день задолженность по обязательствам областного бюджета?
— В первоочередном порядке бюджетные средства направлялись на выплату заработной платы бюджетникам, оплату топливно-энергетических ресурсов, расходы в сфере социальной защиты населения, строительство крупных социально значимых объектов, таких как Ледовый дворец, Центр сердечно-сосудистой хирургии, ПЭТ-центр, областная детская клиническая больница, метро в Челябинске. Особое внимание уделялось финансированию работ по подготовке школ к новому учебному году и бюджетных учреждений к работе в зимних условиях, а также модернизации и капитальному ремонту коммунальных объектов.
Более половины расходов областного бюджета или 36 млрд. 312 млн. руб. направлено в виде межбюджетных трансфертов территориям области. Это больше уровня прошлого года на 7 млрд. 197,9 млн. руб. или на 25%. Просроченной кредиторской задолженности по обязательствам областного бюджета нет, все расходы финансируются своевременно.
— В связи с неблагоприятной экономической ситуацией министерство финансов пересматривает основные параметры бюджета на 2009-2011 годы. По каким направлениям будут внесены изменения? Сохранится ли прежняя социальная направленность бюджета?
— Процесс корректировки бюджетов сейчас осуществляется в большинстве регионов России. Принципиальная позиция состоит в том, чтобы сохранить в полном объеме все социальные обязательства перед жителями области, в том числе объем фонда оплаты труда бюджетников. В полном объеме с 1 января 2009 года будет обеспечено повышение минимального размера оплаты труда до 4330 руб. в месяц. Таким образом, бюджет станет социально ориентированным даже в большей степени, так как в первую очередь в нем останутся именно социально направленные расходы.
До нормализации ситуации в экономике будет отложено финансирование расходов в основном инвестиционного характера, а также отдельных мероприятий областных целевых программ. Сокращение собственных доходов областного бюджета составит около 30%. Это более 22 млрд. руб.
— Переход бюджетных учреждений области на отраслевую систему оплаты труда отложен на неопределенный срок. Означает ли это, что вся подготовительная работа по внедрению новой системы временно «заморожена»?
— Конечно, нет. Несмотря на то, что срок перехода государственных учреждений на новую систему оплаты труда перенесен, подготовительная работа в этом направлении продолжается. В нашей области введение новых систем оплаты труда будет осуществляться по отраслевому принципу, с учетом специфики каждой отрасли, что и отличает этот подход от применения единой тарифной сетки. В настоящее время на уровне области идет процесс разработки всей необходимой нормативной базы. Каждое ведомство организует эту работу в рамках своей отрасли. Перенос сроков перехода дает возможность более качественно подготовить правовую основу этого процесса.
Кроме того, в области продолжается начатый с 1 сентября текущего года эксперимент, в рамках которого новые системы оплаты труда уже действуют в 21 учреждении образования и 2 учреждениях здравоохранения. Одновременно с этим у нас появляется возможность использовать опыт федеральных бюджетных учреждений, где перевод на новую систему оплаты труда осуществлен с 1 декабря 2008 года. Апробация новых механизмов в областных государственных учреждениях и результаты введения новой системы оплаты труда в федеральных учреждениях позволят учесть все ошибки и с наименьшими сложностями обеспечить аналогичный переход на областном уровне.
— В этом году подписано Постановление, в соответствии с которым проекты бюджетов муниципальных образований Челябинской области должны будут проходить экспертизу в областном правительстве. С чем это связано?
— Это связано с новыми требованиями Бюджетного кодекса. В нем прописаны четкие ограничения по управлению своими бюджетами для тех городов и районов, которые относятся к высокодотационным. Это территории, в бюджетах которых доля финансовой помощи из областного бюджета с учетом переданных им дополнительных дифференцированных нормативов по налогу на доходы физических лиц, составляет более 70% от объема собственных доходов. Так как бюджет территории настолько зависим от областных средств, Правительство области теперь будет следить за тем, насколько правильно и эффективно муниципальное образование ими управляет.
В частности, проекты бюджетов на предстоящий год должны быть направлены на заключение в Министерство финансов, которое от имени Правительства области рассматривает их с точки зрения соответствия требованиям бюджетного законодательства и качества осуществления финансового менеджмента. Этот процесс идет. В текущем году мы должны проверить бюджеты 27 муниципальных образований.
Кроме этого, со всеми высокодотационными территориями в текущем году заключены соглашения о повышении эффективности использования бюджетных средств. Это тоже обязательное требование нового законодательства. Не реже одного раза в два года годовые отчеты об исполнении бюджетов этих муниципалитетов будут проходить внешнюю проверку. Все эти ограничения направлены на то, чтобы стимулировать органы местного самоуправления наращивать свой доходный потенциал и повышать качество управления муниципальными финансами, что в сегодняшних условиях приобретает особенную важность.
— С 2009 года в Челябинской области система распределения налогов между областью и муниципалитетами претерпит изменения. Расскажите о них поподробнее. Чем продиктована необходимость корректировки межбюджетных отношений?
— Такая необходимость возникла в связи с тем, что с 1 января 2009 года заканчивается действие переходных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, на основе которых строились финансовые отношения между областью и местными бюджетами в период муниципальной реформы.
Традиционно политика области в сфере межбюджетных отношений направлена на сохранение сбалансированности местных бюджетов и на то, чтобы обеспечить равный доступ жителей любого города или района области к бюджетным услугам. Поэтому с областного на местный уровень необходимо передавать такие источники доходов, которые позволяют зарабатывать всем территориям одновременно. Например, налог на прибыль концентрируется в основном в Челябинске и Магнитогорске, значит, дополнительные доходы смогут заработать только эти два муниципалитета.
Поэтому было решено сформировать такой пакет доходных источников, который позволяет всем муниципалитетам получать деньги. С 2009 года вместо той части налога на прибыль организаций, которая была передана местным бюджетам с областного уровня еще в 2006 году (это был норматив 2,86%), на местный уровень переданы другие доходные источники. В частности, на постоянной основе в виде единых нормативов отчислений за местными бюджетами закреплены 50% поступлений транспортного налога, 50% поступлений налога на добычу полезных ископаемых и 100% от суммы единого сельскохозяйственного налога, поступающей в областной бюджет.
— Виктория Георгиевна, расскажите об исполнении областного бюджета с начала года. Каковы его доходы?
— За 11 месяцев текущего года доходы областного бюджета сложились в сумме 75 млрд. 219,3 млн. руб. Это 99% от запланированной на год суммы. Прирост объема доходов составил 25% к соответствующему периоду прошлого года. Более 80% от общей суммы доходов область заработала самостоятельно, в виде налоговых и неналоговых доходов, которые поступили в сумме 60 млрд. 770,2 млн. руб.
Расходы областного бюджета увеличились по сравнению с соответствующим периодом прошлого года более чем на 18 млрд. руб. или на 37%.
— Какие направления при выделении средств были приоритетными? Существует ли на сегодняшний день задолженность по обязательствам областного бюджета?
— В первоочередном порядке бюджетные средства направлялись на выплату заработной платы бюджетникам, оплату топливно-энергетических ресурсов, расходы в сфере социальной защиты населения, строительство крупных социально значимых объектов, таких как Ледовый дворец, Центр сердечно-сосудистой хирургии, ПЭТ-центр, областная детская клиническая больница, метро в Челябинске. Особое внимание уделялось финансированию работ по подготовке школ к новому учебному году и бюджетных учреждений к работе в зимних условиях, а также модернизации и капитальному ремонту коммунальных объектов.
Более половины расходов областного бюджета или 36 млрд. 312 млн. руб. направлено в виде межбюджетных трансфертов территориям области. Это больше уровня прошлого года на 7 млрд. 197,9 млн. руб. или на 25%. Просроченной кредиторской задолженности по обязательствам областного бюджета нет, все расходы финансируются своевременно.
— В связи с неблагоприятной экономической ситуацией министерство финансов пересматривает основные параметры бюджета на 2009-2011 годы. По каким направлениям будут внесены изменения? Сохранится ли прежняя социальная направленность бюджета?
— Процесс корректировки бюджетов сейчас осуществляется в большинстве регионов России. Принципиальная позиция состоит в том, чтобы сохранить в полном объеме все социальные обязательства перед жителями области, в том числе объем фонда оплаты труда бюджетников. В полном объеме с 1 января 2009 года будет обеспечено повышение минимального размера оплаты труда до 4330 руб. в месяц. Таким образом, бюджет станет социально ориентированным даже в большей степени, так как в первую очередь в нем останутся именно социально направленные расходы.
До нормализации ситуации в экономике будет отложено финансирование расходов в основном инвестиционного характера, а также отдельных мероприятий областных целевых программ. Сокращение собственных доходов областного бюджета составит около 30%. Это более 22 млрд. руб.
— Переход бюджетных учреждений области на отраслевую систему оплаты труда отложен на неопределенный срок. Означает ли это, что вся подготовительная работа по внедрению новой системы временно «заморожена»?
— Конечно, нет. Несмотря на то, что срок перехода государственных учреждений на новую систему оплаты труда перенесен, подготовительная работа в этом направлении продолжается. В нашей области введение новых систем оплаты труда будет осуществляться по отраслевому принципу, с учетом специфики каждой отрасли, что и отличает этот подход от применения единой тарифной сетки. В настоящее время на уровне области идет процесс разработки всей необходимой нормативной базы. Каждое ведомство организует эту работу в рамках своей отрасли. Перенос сроков перехода дает возможность более качественно подготовить правовую основу этого процесса.
Кроме того, в области продолжается начатый с 1 сентября текущего года эксперимент, в рамках которого новые системы оплаты труда уже действуют в 21 учреждении образования и 2 учреждениях здравоохранения. Одновременно с этим у нас появляется возможность использовать опыт федеральных бюджетных учреждений, где перевод на новую систему оплаты труда осуществлен с 1 декабря 2008 года. Апробация новых механизмов в областных государственных учреждениях и результаты введения новой системы оплаты труда в федеральных учреждениях позволят учесть все ошибки и с наименьшими сложностями обеспечить аналогичный переход на областном уровне.
— В этом году подписано Постановление, в соответствии с которым проекты бюджетов муниципальных образований Челябинской области должны будут проходить экспертизу в областном правительстве. С чем это связано?
— Это связано с новыми требованиями Бюджетного кодекса. В нем прописаны четкие ограничения по управлению своими бюджетами для тех городов и районов, которые относятся к высокодотационным. Это территории, в бюджетах которых доля финансовой помощи из областного бюджета с учетом переданных им дополнительных дифференцированных нормативов по налогу на доходы физических лиц, составляет более 70% от объема собственных доходов. Так как бюджет территории настолько зависим от областных средств, Правительство области теперь будет следить за тем, насколько правильно и эффективно муниципальное образование ими управляет.
В частности, проекты бюджетов на предстоящий год должны быть направлены на заключение в Министерство финансов, которое от имени Правительства области рассматривает их с точки зрения соответствия требованиям бюджетного законодательства и качества осуществления финансового менеджмента. Этот процесс идет. В текущем году мы должны проверить бюджеты 27 муниципальных образований.
Кроме этого, со всеми высокодотационными территориями в текущем году заключены соглашения о повышении эффективности использования бюджетных средств. Это тоже обязательное требование нового законодательства. Не реже одного раза в два года годовые отчеты об исполнении бюджетов этих муниципалитетов будут проходить внешнюю проверку. Все эти ограничения направлены на то, чтобы стимулировать органы местного самоуправления наращивать свой доходный потенциал и повышать качество управления муниципальными финансами, что в сегодняшних условиях приобретает особенную важность.
— С 2009 года в Челябинской области система распределения налогов между областью и муниципалитетами претерпит изменения. Расскажите о них поподробнее. Чем продиктована необходимость корректировки межбюджетных отношений?
— Такая необходимость возникла в связи с тем, что с 1 января 2009 года заканчивается действие переходных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, на основе которых строились финансовые отношения между областью и местными бюджетами в период муниципальной реформы.
Традиционно политика области в сфере межбюджетных отношений направлена на сохранение сбалансированности местных бюджетов и на то, чтобы обеспечить равный доступ жителей любого города или района области к бюджетным услугам. Поэтому с областного на местный уровень необходимо передавать такие источники доходов, которые позволяют зарабатывать всем территориям одновременно. Например, налог на прибыль концентрируется в основном в Челябинске и Магнитогорске, значит, дополнительные доходы смогут заработать только эти два муниципалитета.
Поэтому было решено сформировать такой пакет доходных источников, который позволяет всем муниципалитетам получать деньги. С 2009 года вместо той части налога на прибыль организаций, которая была передана местным бюджетам с областного уровня еще в 2006 году (это был норматив 2,86%), на местный уровень переданы другие доходные источники. В частности, на постоянной основе в виде единых нормативов отчислений за местными бюджетами закреплены 50% поступлений транспортного налога, 50% поступлений налога на добычу полезных ископаемых и 100% от суммы единого сельскохозяйственного налога, поступающей в областной бюджет.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Министр финансов Челябинской области Виктория Голубцова: Сформированный пак ...
- Министр финансов Челябинской области Виктория Голубцова: Правительство обла ...
- Министр финансов Челябинской области Виктория Голубцова: Несмотря на то, чт ...
- В 2009 году сокращение собственных доходов бюджета Челябинской области сост ...
- В 2009 году сокращение собственных доходов бюджета Челябинской области сост ...