«Ведомости», Мария Соловиченко и Алена Чечель: «Торговый детектив»

Битва торговцев, поставщиков, чиновников и депутатов за закон о торговле завершилась с неожиданным результатом: по дороге из президиума правительства в Госдуму в проекте появилась статья о пороге доминирования, которая, по эмоциональному выражению одного из участников рынка, ставит «крест на развитии сетевой торговли».

Законопроект «О торговле», одобренный президиумом правительства РФ на этой неделе, был внесен в Госдуму с неожиданным добавлением: в нем появилась новая статья «Ограничение действий по приобретению торговыми сетями новых торговых объектов». Она гласит, что продуктовая сеть с оборотом более 1 млрд. руб. не вправе приобретать или строить новые торговые объекты, если ее доля «превышает 25% от общего объема реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий год в границах городского округа или муниципального образования, а также в границах городов Москва и Санкт-Петербург». Нарушение этого требования «является основанием для признания арбитражным судом совершенных действий недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа».

Между тем в понедельник после президиума правительства, на котором рассматривался законопроект, глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев заявлял, что было решено не вводить никаких порогов доминирования, а стало быть, исходя из здравого смысла — и ограничений доли рынка.

На президиуме проект был одобрен без ограничений по доле рынка, рассказали два участника заседания. По их словам, новая статья в законе появилась на следующий день на согласительной комиссии у первого вице-премьера Виктора Зубкова. Владимир Путин поручил Зубкову доработать законопроект, напоминает начальник управления ФАС по защите конкуренции и торговли Тимофей Нижегородцев. Помощник Зубкова отказался от комментариев.

«Регламентировать порог доминирования торговых сетей было решением правительства, которым мы очень довольны, поскольку это единственно правильный подход, позволяющий обеспечить работу закона», — настаивает депутат Госдумы Ирина Яровая. Она входит в зубковскую согласительную комиссию от группы депутатов-единороссов, разработавших альтернативный законопроект «О торговле», который как раз содержал норму по ограничению доли рынка.

«Мне известно, что в последний момент ФАС включила в текст законопроекта такие формулировки. Они настолько абсурдны, что, я надеюсь, правительство их скорректирует», — говорит главный исполнительный директор X5 Retail Group Лев Хасис. «Бизнесу даже не дали высказать свою точку зрения на эти нормы», — возмущен совладелец сети «Магнит» Сергей Галицкий.

В проекте делается оговорка, что требования новой статьи не распространяются на сделки, совершенные до вступления закона в силу, т. е. уже открытые магазины закрывать не придется. Тем не менее, по словам Хасиса, «эти ограничения могут поставить крест на развитии сетевой торговли». «Мы не сможем развиваться в небольших населенных пунктах, — сетует Галицкий. — К примеру, в муниципальном округе 20 деревень, в 10 из которых мы открыли по одному магазину и заняли долю более 25%. Получается, в остальных деревнях мы уже не можем открывать магазины». «В результате потребитель не сможет получать качественный товар по доступным ценам и поставщики не смогут реализовать свой товар в небольших населенных пунктах», — поддерживает член совета директоров «Ашан Россия» Людовик Оливье. По словам Галицкого, цены в организованной рознице на 5-20% ниже, чем в несетевых магазинах, поскольку у них издержки ниже, они имеют возможность гибкой схемы работы с поставщиками. «Страшны не столько абсолютные цифры, сколько инструменты реализации закона, — опасается совладелец ГК «Виктория» Николай Власенко. — Неясно, как будет вестись подсчет рыночной доли. Ведь многие предприниматели работают на вмененном доходе, у многих просто нет кассовых аппаратов».

Пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков сказал, что воздержится от комментариев до выяснения ситуации. Замминистра промышленности и торговли Станислав Наумов, которому предстоит представлять проект от правительства в Госдуме, сказал, что ждет, пока ему будет предоставлена официальная версия документа с комментариями правительства.

Другие материалы по теме: