«Ведомости», Юлия Федоринова и Александра Терентьева: «Самолет — не театр»

Антимонопольная служба решила разобраться, почему падение цен на авиакеросин не приводит к снижению цен на авиабилеты. Службе не нравится и то, что билет на самолет не всегда можно вернуть.

ФАС намерена провести анализ ценовой политики российских авиакомпаний, заявил вчера руководитель службы Игорь Артемьев (его слова передал «Интерфакс»). По его сведениям, доля авиакеросина в цене авиабилета составляет около 40%. И авиакомпании должны следить за колебаниями мировых цен на нефть и соответственно корректировать тарифы, заметил Артемьев. «Я считаю, что это [тарифы на авиабилеты] напоминает скрытую комиссию в банках, когда тебе говорят о процентной ставке в 12%, а на самом деле набегает 70%», — добавил он, подчеркнув, что это его личное мнение. Возмущает Артемьева и то, что вернуть авиабилет можно не всегда: «Железнодорожные билеты можно сдавать, билеты в театр можно, а тут нельзя. Почему нельзя?».

Пока речь идет только о сборе информации и подготовке планов проверок, объяснил «Ведомостям» начальник аналитического управления ФАС Алексей Сушкевич. В первую очередь проверят направления, на которых нет конкуренции между авиаперевозчиками, отмечает он.

В себестоимости «Аэрофлота» в 2008 г. на топливо приходилось 37%, у «Сибири» и «Трансаэро» — 46%, следует из их отчетов. А оптовые цены на авиакеросин с июля 2008 г. упали в 2 раза до 14545 руб./т (данные ИАЦ «Кортес»). Авиаторы уверяют, что тоже снижают цены. Тарифы только в IV квартале упали на 30%, поделился представитель «Трансаэро» Сергей Быхал. У «Ютэйр», по словам гендиректора Андрея Мартиросова, цена билета по сравнению с 2008 г. снизилась в среднем на 20%. У Sky Еxpress в зависимости от рейсов и их наполняемости цены упали на 30% (в сравнении с прошлым июлем), продолжает гендиректор Sky Еxpress Марина Букалова.

Кроме тарифа многие перевозчики используют так называемый топливный сбор. В него включается часть расходов на топливо и это позволяет авиакомпании менять реальную цену билета, не меняя тарифы, отмечает аналитик «Ингосстрах-инвестиций» Евгений Шаго. У «Аэрофлота» топливный сбор равен 25% стоимости билета, в прошлом году он был 40%, рассказывает сотрудник компании. В Sky Еxpress он в среднем равен 30%, говорит Букалова. А вот «Трансаэро» и «Ютэйр» отменили этот сбор еще в прошлом году, рассказали Быхал и Мартиросов. Правда, «Ютэйр» с 1 июля ввела его снова (на 2%) из-за подорожания топлива.

Стоимость топлива напрямую не влияет на цену билета, большую роль играют рыночные факторы, считает сотрудник «Аэрофлота»: «К примеру, если на билеты в Лондон есть спрос, то и цены на них высокие. А по направлению Новосибирск, скажем, высокая конкуренция, спрос отстает от предложения, поэтому цены на билеты там ниже». В конце концов, за последние четыре года керосин вырос в цене в 4 раза, а средний тариф авиакомпаний — всего на 25%, замечает гендиректор Infomost Борис Рыбак. «Авиакомпании держатся из последних сил, ведь средняя рентабельность пассажирских перевозок по миру — около 0,5%», — замечает он. По мнению Рыбака, ФАС ищет проблему не там: ведомству надо работать с монополистами на топливном рынке, тогда билеты могут стать дешевле.

А вот проблема с невозможностью вернуть самые дешевые, в том числе электронные, билеты есть, признает эксперт. По Воздушному кодексу за один день можно вернуть любой билет, но в документе есть лазейки. Возврат билетов может быть не произведен в том случае, если цена, которую заплатил пассажир, меньше или равна 25% от нормального тарифа экономического класса, объясняет Мартиросов, но «Ютэйр», по его словам, принимает все билеты. О том же говорит Букалова, а сотрудник «Аэрофлота» признает, что его компании можно вернуть не все билеты.

Другие материалы по теме: