Счетная палата: Минфином России, Минэкономразвития России, главными администраторами бюджетных доходов не принято достаточных мер по диверсификации источников доходов бюджета и оптимизации их структуры

УрБК, Москва, 04.09.2009 Счетная палата считает исполнение федерального бюджета за I полугодие 2009 года неудовлетворительным.

Как отмечается в отчете надзорного органа, исполнение федерального бюджета осуществляется в условиях негативного влияния на экономику страны мирового финансового кризиса, значительного падения цен на товары российского экспорта, снижения среднегодового курса рубля, роста численности безработных. Возрастают риски отклонения прогнозных параметров основных макроэкономических показателей от фактических.

Доходы федерального бюджета в январе-июне 2009 года сократились по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 1,2 трлн. руб., или на 27,5%, а без учета доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния — на 33,3%. Резкое сокращение доходов привело к образованию дефицита федерального бюджета, который в I полугодии составил 4,2% ВВП.

По мнению представителей Счетной палаты, анализ поступления доходов за январь-июнь 2009 года свидетельствует о высокой вероятности неисполнения утвержденного прогнозируемого объема доходов федерального бюджета за счет ненефтегазовых денег. «Минфином России, Минэкономразвития России, главными администраторами бюджетных доходов не принято достаточных мер по диверсификации источников доходов бюджета и оптимизации их структуры», — говорится в отчете.

Там же указывается на неудовлетворительное исполнение расходов отдельными главными распорядителями средств федерального бюджета (за 6 месяцев исполнение расходов федерального бюджета составило только 40% утвержденных назначений). Из 130 главных распорядителей 16 не осуществляли кассового исполнения расходов, 54 — исполнили их ниже среднего уровня (Рособоронпоставка — 0,1%, Росалкогольрегулирование — 0,4%, Росинформтехнологии — 3,9% и т.д.).

Расходы на реализацию федеральных целевых программ (ФЦП) составили лишь 18,7% годовых бюджетных назначений. По данным Счетной палаты, реализация пяти ФЦП (9,8% от общего количества) вообще не осуществлялась, в том числе социально значимой ФЦП «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы».

В отчете также отмечается неудовлетворительное исполнение расходов федерального бюджета социальной направленности.

«Расходы на реализацию приоритетных нацпроектов (ПНП) составили 62 млрд. руб., или 21,6% годовых бюджетных назначений. При этом в рамках ПНП «Здоровье» не осуществлялись расходы, направленные на формирование здорового образа жизни граждан, включая сокращение потребления алкоголя и табака, а также на совершенствование организации онкологической помощи населению. Как и в предыдущие годы, исполнение расходов на ПНП оказалось существенно ниже среднего уровня исполнения расходов федерального бюджета», — констатируют в надзорном органе и предупреждают, что неравномерность кассового исполнения расходов в течение года приводит к снижению эффективности использования бюджетных средств и к неисполнению бюджетных назначений в полном объеме.

Кроме того, в отчете обращается внимание на существенный рост дефицита региональных бюджетов, усиление их зависимости от федеральной помощи. «Это, в свою очередь, не мотивирует органы исполнительной власти субъектов Федерации к эффективному управлению региональным долгом и поискам дополнительных источников финансирования бюджетного дефицита», — отмечают в Счетной палате.

Другие материалы по теме: