«КоммерсантЪ-Урал», Алексей Охлопков и Игорь Лесовских сообщают: «Не отходя от авиакассы. Аэропорты начинают продавать турпутевки»

Уральские аэропорты начинают развивать туристическое направление. Как стало известно «Ъ», подразделения по продаже турпутевок организовали аэропорты Екатеринбурга и Челябинска. За счет нового направления авиапредприятия планируют немного увеличить свою доходность. По словам экспертов, туризм может принести аэропортам незначительный, но стабильный доход.

Как рассказала «Ъ» директор по связям с общественностью екатеринбургского аэропорта «Кольцово» Юлия Федотова, развивать продажу турпутевок аэропорт решил «с целью увеличения своей доходности от неавиационных видов бизнеса». «Распространять турпакеты мы решили через свое структурное подразделение — агентство по продаже авиаперевозок, кассы которого расположены в здании аэропорта», — сообщила она. По ее словам, аэропорт будет выступать агентом по продаже уже сформированных туров. «Подобная практика продажи аэропортами туров является общемировой», — пояснила Юлия Федотова. Параметры нового проекта и ожидаемые результаты от продаж турпутевок в «Кольцово» назвать отказались, сославшись на то, что пока проект находится на начальной стадии.

Аналогичное направление планируют развивать и в аэропорту Челябинска. Как рассказала «Ъ» помощник гендиректора по связям с общественностью ОАО «Челябинское авиапредприятие» (управляет аэропортом «Челябинск») Марина Горбунова, недавно компания зарегистрировала собственное турагентство — «Центравиатур». «Его офис расположен в центре Челябинска, в нем работают лишь три человека, однако в дальнейшем мы планируем расширяться. Пока же мы запустили услугу бронирования туров на своем сайте», — отметила она. В частности, в аэропорте уже можно забронировать тур в Турцию, Египет, Тайланд, Чехию.

Другие аэропорты УрФО пока такой услуги не предлагают. По мнению гендиректора тюменского аэропорта «Рощино» Владимира Полякова, идея продавать турпутевки перспективна, «но она больше подходит для тех аэропортов, где высокий пассажиропоток и открыто много зарубежных направлений». «У нас же лишь три зарубежных направления, поэтому для нас такой проект пока неактуален», — сказал он.

По словам руководителя пресс-центра Российского союза туриндустрии Ирины Тюриной, до сих пор российские аэропорты продажей турпакетов еще не занимались, несмотря на то, что «за рубежом такая практика является довольно распространенной». «Поездка за рубеж продолжает оставаться для россиян значимым событием, к которому готовятся заранее. Европейцы же покупают турпакеты в аэропорту достаточно часто, хотя бы потому, что организация поездки для них, как правило, ограничивается лишь сбором багажа», — отметила она. Однако, отмечает главный редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий, и для российских аэропортов это направление может стать прибыльным. «Большой доход оно не принесет, однако позволит им диверсифицировать свой бизнес», — отметил он. Тем более что, по словам Алексея Синицкого, у аэропортов есть преимущество по сравнению с обычными турагентствами: они имеют возможность договариваться с туроператорами и продавать путевки по более льготным ценам. «В этом смысле аэропорты можно сравнить с авиакомпаниями, которые нередко продают путевки на востребованные курорты по более дешевым ценам через собственных туроператоров. Однако авиакомпании все же имеют перед аэропортами конкурентное преимущество, так как цена перелета в турпакете составляет гораздо больше, чем аэропортовое обслуживание», — отметил он.

Впрочем, эксперты отмечают, что успешно продавать путевки непосредственно в здании аэропортов будет сложно. «Большинство россиян приезжают в аэропорты с уже приобретенными билетами, и представить себе, что услуга покупки тура в здании аэропорта будет востребованной, довольно сложно», — считает аналитик транспортного сектора ИФК «Метрополь» Надежда Тимохова. «Как показывает практика продажи туров не профильными участниками рынка, например «Евросетью» и другими салонами сотовой связи, люди обращаются к ним неохотно. Подчас турагентства оказывают информационные услуги, и пока мне сложно представить картину, когда пассажиры будут расспрашивать о плюсах и минусах тура непосредственно в кассе аэропорта», — добавила Ирина Тюрина.

Другие материалы по теме: