ФАС России: Практика применения авиакомпаниями «невозвратных» билетов противоречит Воздушному кодексу РФ
УрБК, Москва, 06.04.2010. Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) провела анализ деятельности авиакомпаний, осуществляющих перевозки по внутренним воздушным линиям.
В ходе анализа ФАС России установила, что может иметь место ущемление интересов потребителей, являющееся в ряде случаев результатом непрозрачной тарифной политики перевозчиков. Авиакомпаниями не в полном объеме реализуется требование воздушного законодательства о предоставлении достоверной и полной информации об условиях перевозки. Так, при бронировании перевозки, оплате и оформлении перевозки и в других случаях пассажиру должна предоставляться информация об итоговой стоимости перевозки, включающей тариф(ы) и сборы, а в случае заказа пассажиром дополнительных услуг повышенной комфортности — и стоимость этих услуг, установленная перевозчиком, как единая цена за перевозку.
«Однако несоответствие заявленной, в том числе на официальном сайте, авиаперевозчиком цены билета реальной подлежащей оплате стоимости перевозки является одной из наиболее часто встречающихся претензий пассажиров, что свидетельствует о недостаточности и/или искажении представляемой перевозчиком (агентом по продаже) информации о применяемых тарифах, а также о взимаемых сверх тарифа сборах. Требует дополнительного обоснования со стороны авиакомпаний правомерность устанавливаемых перевозчиком разнообразных плат и сборов», — говорится в сообщении антимонопольного органа.
Особое внимание ФАС России обращает на практику применения «невозвратных» билетов (билетов, приобретаемых по более низкому не подлежащему возврату тарифу). Статья 108 Воздушного кодекса Российской Федерации (ВК РФ) устанавливает право пассажира воздушного судна отказаться от полета с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за двадцать четыре часа до отправки воздушного судна, если установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок не определен льготный срок, и получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму.
При отказе от полета позднее установленного срока пассажир имеет право получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму с удержанием сбора, размер которого не может превышать 25% стоиомости билета.
Требованиям ВК РФ о праве пассажира на возврат денежных сумм в случае добровольного отказа от перевозки соответствуют Правила формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденные приказом Минтранса России. В соответствии с пунктом 100 указанных Правил сбор за отказ от полета устанавливается перевозчиком в размере не более чем 25% суммы, уплаченной за перевозку.
Таким образом, практика применения авиакомпаниями «невозвратных» билетов противоречит как положениям статьи 108 ВК РФ, так и Правилам формирования и применения тарифов, пришли к выводу в антимонопольном органе.
В связи с этим до 30 апреля 2010 года авиакомпании должны проинформировать ФАС России о мерах, принятых ими для обеспечения баланса собственных интересов и потребителей.
В ходе анализа ФАС России установила, что может иметь место ущемление интересов потребителей, являющееся в ряде случаев результатом непрозрачной тарифной политики перевозчиков. Авиакомпаниями не в полном объеме реализуется требование воздушного законодательства о предоставлении достоверной и полной информации об условиях перевозки. Так, при бронировании перевозки, оплате и оформлении перевозки и в других случаях пассажиру должна предоставляться информация об итоговой стоимости перевозки, включающей тариф(ы) и сборы, а в случае заказа пассажиром дополнительных услуг повышенной комфортности — и стоимость этих услуг, установленная перевозчиком, как единая цена за перевозку.
«Однако несоответствие заявленной, в том числе на официальном сайте, авиаперевозчиком цены билета реальной подлежащей оплате стоимости перевозки является одной из наиболее часто встречающихся претензий пассажиров, что свидетельствует о недостаточности и/или искажении представляемой перевозчиком (агентом по продаже) информации о применяемых тарифах, а также о взимаемых сверх тарифа сборах. Требует дополнительного обоснования со стороны авиакомпаний правомерность устанавливаемых перевозчиком разнообразных плат и сборов», — говорится в сообщении антимонопольного органа.
Особое внимание ФАС России обращает на практику применения «невозвратных» билетов (билетов, приобретаемых по более низкому не подлежащему возврату тарифу). Статья 108 Воздушного кодекса Российской Федерации (ВК РФ) устанавливает право пассажира воздушного судна отказаться от полета с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за двадцать четыре часа до отправки воздушного судна, если установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок не определен льготный срок, и получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму.
При отказе от полета позднее установленного срока пассажир имеет право получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму с удержанием сбора, размер которого не может превышать 25% стоиомости билета.
Требованиям ВК РФ о праве пассажира на возврат денежных сумм в случае добровольного отказа от перевозки соответствуют Правила формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденные приказом Минтранса России. В соответствии с пунктом 100 указанных Правил сбор за отказ от полета устанавливается перевозчиком в размере не более чем 25% суммы, уплаченной за перевозку.
Таким образом, практика применения авиакомпаниями «невозвратных» билетов противоречит как положениям статьи 108 ВК РФ, так и Правилам формирования и применения тарифов, пришли к выводу в антимонопольном органе.
В связи с этим до 30 апреля 2010 года авиакомпании должны проинформировать ФАС России о мерах, принятых ими для обеспечения баланса собственных интересов и потребителей.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Взимание на автовокзале «Юность» платы за предварительную продажу билетов н ...
- Проезд в плацкартных вагонах ОАО «РЖД» подорожал на 10%
- Авиапассажиры в России смогут получить до 380 тыс. рублей за задержку рейса
- УФАС России: ОАО «РЖД» ограничивает перевозку лесных грузов
- Федеральная служба по тарифам РФ приняла решение об индексации с 1 января 2 ...