«Ведомости», Дмитрий Казьмин, Татьяна Воронова и Филипп Стеркин: «От ЦБ не уведешь»
Центробанк может получить масштабные полномочия по надзору за целыми банковскими холдингами, состоящими не только из кредитных организаций. Такие полномочия регулятору предлагает предоставить Минфин.
Центробанк станет надзирать не только за кредитными организациями, но и за целыми банковскими холдингами, состоящими не только из банков. Это следует из поправок к законам «О банках» и «О Центральном банке», подготовленных Минфином и опубликованных на сайте министерства. Сейчас ЦБ лишен надзорных полномочий за некредитными компаниями, даже если они являются головными организациями банковских холдингов.
Этот проект готовился с учетом мнения ЦБ, говорит высокопоставленный сотрудник регулятора. «Мы вынуждены переходить к консолидированному надзору за банковскими холдингами, некредитные организации, входящие в них, могут довести банки до отзыва лицензии», — объясняет он. Банки выдают кредиты структурам своих акционеров, эта тенденция усилилась в кризис. Порой, если нет информации обо всех структурах холдинга, куда входит банк, нет возможности оценить рискованность его операций, резюмирует собеседник «Ведомостей».
Как показала недавняя история, именно чрезмерное увлечение некоторых банков кредитованием компаний и бизнеса своих акционеров и явилось у них одной из распространенных причин недостаточности капитала, платежного кризиса и последующей внешней санации, одобряет поправки вице-президент Пробизнесбанка Сергей Летунов. Например, доля кредитов структурам Олега Дерипаски в общем кредитном портфеле банка «Союз» осенью 2008 г. составляла 27%. А банк «Тарханы» разорился, когда выдал крупный кредит своему акционеру на развитие цветочного бизнеса, а тот прогорел.
Сейчас контроль за компаниями, входящими в группу или холдинг, несовершенен, констатируется в пояснительной записке к поправкам. Так, недостаточно четко прописано, кого включать в банковские группы и холдинги. По действующей редакции закона «О банках» критерий принадлежности к группе — возможность прямо или косвенно «существенно» влиять на решения банка. Вхождение в холдинг определяется через возможность назначать или влиять на избрание более половины коллегиального исполнительного органа банка. Поправки серьезно расширяют ряды групп и холдингов. Теперь в них включаются компании, прямо или косвенно контролируемые одними акционерами или даже родственниками акционеров.
«Это просто новое понимание банковской группы или холдинга», — говорит Летунов. ЦБ получает инструмент прямого действия, теперь в холдинги и группы можно включить очень широкий перечень организаций и физических лиц, соглашается руководитель практики «Пепеляев групп» Лидия Горшкова.
Другая цель законопроекта — улучшить контроль за соблюдением нормативов кредитования на одного заемщика (не более 25% собственного капитала), говорит высокопоставленный сотрудник ЦБ. Банки используют фирмы-«прокладки» и офшорные компании, чтобы обходить норматив. Проект Минфина снижает этот норматив для «связанных» компаний до 20% собственного капитала.
Также по поправкам ЦБ может запрашивать необходимую информацию у «федеральных органов государственной власти, осуществляющих надзор за указанными организациями». К таким относится ФСФР, но не ФНС, которая выполняет лишь контрольные функции, объясняет Горшкова. С ФНС ЦБ заключил отдельное соглашение, говорит собеседник «Ведомостей»: отчетность, сдаваемая налоговикам, часто отличается от присылаемой ЦБ в худшую сторону. С представителем ФНС связаться не удалось.
По словам высокопоставленного сотрудника ЦБ, с помощью ФСФР банк намеревается контролировать ситуацию с искусственным надуванием активов, когда банки с помощью перепродажи неликвидных внесписочных акций увеличивают собственный баланс.
«Постоянно обмениваемся с ЦБ разной информацией, какую запрашивают, такую и предоставляем», — сказал «Ведомостям» руководитель ФСФР Владимир Миловидов. Проблема надувания активов известна, она существует не только в банковской сфере, замечает он: «ФСФР проверяет эмитентов сомнительных бумаг. Когда нужно, приостанавливаем операции и сообщаем об этом в ЦБ».
Центробанк станет надзирать не только за кредитными организациями, но и за целыми банковскими холдингами, состоящими не только из банков. Это следует из поправок к законам «О банках» и «О Центральном банке», подготовленных Минфином и опубликованных на сайте министерства. Сейчас ЦБ лишен надзорных полномочий за некредитными компаниями, даже если они являются головными организациями банковских холдингов.
Этот проект готовился с учетом мнения ЦБ, говорит высокопоставленный сотрудник регулятора. «Мы вынуждены переходить к консолидированному надзору за банковскими холдингами, некредитные организации, входящие в них, могут довести банки до отзыва лицензии», — объясняет он. Банки выдают кредиты структурам своих акционеров, эта тенденция усилилась в кризис. Порой, если нет информации обо всех структурах холдинга, куда входит банк, нет возможности оценить рискованность его операций, резюмирует собеседник «Ведомостей».
Как показала недавняя история, именно чрезмерное увлечение некоторых банков кредитованием компаний и бизнеса своих акционеров и явилось у них одной из распространенных причин недостаточности капитала, платежного кризиса и последующей внешней санации, одобряет поправки вице-президент Пробизнесбанка Сергей Летунов. Например, доля кредитов структурам Олега Дерипаски в общем кредитном портфеле банка «Союз» осенью 2008 г. составляла 27%. А банк «Тарханы» разорился, когда выдал крупный кредит своему акционеру на развитие цветочного бизнеса, а тот прогорел.
Сейчас контроль за компаниями, входящими в группу или холдинг, несовершенен, констатируется в пояснительной записке к поправкам. Так, недостаточно четко прописано, кого включать в банковские группы и холдинги. По действующей редакции закона «О банках» критерий принадлежности к группе — возможность прямо или косвенно «существенно» влиять на решения банка. Вхождение в холдинг определяется через возможность назначать или влиять на избрание более половины коллегиального исполнительного органа банка. Поправки серьезно расширяют ряды групп и холдингов. Теперь в них включаются компании, прямо или косвенно контролируемые одними акционерами или даже родственниками акционеров.
«Это просто новое понимание банковской группы или холдинга», — говорит Летунов. ЦБ получает инструмент прямого действия, теперь в холдинги и группы можно включить очень широкий перечень организаций и физических лиц, соглашается руководитель практики «Пепеляев групп» Лидия Горшкова.
Другая цель законопроекта — улучшить контроль за соблюдением нормативов кредитования на одного заемщика (не более 25% собственного капитала), говорит высокопоставленный сотрудник ЦБ. Банки используют фирмы-«прокладки» и офшорные компании, чтобы обходить норматив. Проект Минфина снижает этот норматив для «связанных» компаний до 20% собственного капитала.
Также по поправкам ЦБ может запрашивать необходимую информацию у «федеральных органов государственной власти, осуществляющих надзор за указанными организациями». К таким относится ФСФР, но не ФНС, которая выполняет лишь контрольные функции, объясняет Горшкова. С ФНС ЦБ заключил отдельное соглашение, говорит собеседник «Ведомостей»: отчетность, сдаваемая налоговикам, часто отличается от присылаемой ЦБ в худшую сторону. С представителем ФНС связаться не удалось.
По словам высокопоставленного сотрудника ЦБ, с помощью ФСФР банк намеревается контролировать ситуацию с искусственным надуванием активов, когда банки с помощью перепродажи неликвидных внесписочных акций увеличивают собственный баланс.
«Постоянно обмениваемся с ЦБ разной информацией, какую запрашивают, такую и предоставляем», — сказал «Ведомостям» руководитель ФСФР Владимир Миловидов. Проблема надувания активов известна, она существует не только в банковской сфере, замечает он: «ФСФР проверяет эмитентов сомнительных бумаг. Когда нужно, приостанавливаем операции и сообщаем об этом в ЦБ».
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- ЦБ РФ: У половины из 30 крупнейших банков по объему активов могут возникнут ...
- Минфин обяжет всех акционеров банка раскрывать сведения о себе
- Центробанк подготовил проект закона об особом статусе региональных банков
- Центробанк сможет запрашивать информацию у компаний при проверке банков
- Центробанк намерен ужесточить контроль за банковскими МФО