Михаил Юревич: Мы создали условия для дальнейшего развития бизнеса и привлечения инвестиций

Михаил Юревич: Мы создали условия для дальнейшего развития бизнеса и привлечения инвестицийМихаил Юревич подвел на пресс-конференции итоги перового года работы в должности губернатора Челябинской области

— Михаил Валериевич, в каком состоянии досталась Вам область?

— Нельзя говорить, что область досталась мне. Благодаря партии «Единая Россия» и президенту я получил возможность руководить очень крупным регионом и добиться каких-то результатов.

В Челябинской области наши отцы и деды заложили такой фундамент, который невозможно разрушить. По сути, у Южного Урала было несколько мощных этапов развития: в годы индустриализации, когда строились ЧТЗ и ММК, в военные годы, когда к нам эвакуировались предприятия, в 60-е годы — период становления металлургии и машиностроения. В 80-х годах область встала, и больших рывков с тех пор не было.

На мой взгляд, в последнее время в регионе уделялось недостаточно внимания происходящим бизнес-процессам. Приезжаешь в какой-то район, заходишь на предприятие и видишь, что огромный завод просто сдали в металлолом. Например, практически новый электросталеплавильный цех в Верхнем Уфалее, построенный в 1982 году. Сначала вытащили провода, потом, раз нет электричества, демонтировали остальное оборудование. Каслинский машиностроительный завод постигла та же участь, даже металлические балки перекрытия умудрились вытащить. И таких заводов много.

— Одним из российских подразделений корпорации Emerson является челябинский завод «Метран». Вам не обидно, что лучшие молодые специалисты, лучшие мозги области работают на американцев, ведь патенты принадлежат американской компании?

— Приход любого инвестора подразумевает создание новых рабочих мест. Поэтому мы рады предложить нашим партнерам ресурсы, которыми располагаем, и нам не важно, где «прописан» владелец — в Москве или США. Это очень хорошо, если компания работает во многих странах, завоевала конкурентные преимущества на рынке и занимается не только продажей своего продукта, но и перспективными разработками. В Челябинской области на нее работает около тысячи человек.

Да, мы отстали. Рынок так сложился, когда СССР упустил позиции. Если бы не работали у американцев, получая достойную зарплату, не работали бы вообще. Но возьмем Китай. В 70-х годах у них даже обуви не было. А сегодня это инновационный лидер. Они прошли серьезный путь, и мы его пройдем. Тем более что у нас есть от чего оттолкнуться.

— Какую поддержку оказала область южноуральским сельхозпроизводителям, пострадавшим от прошлогодней засухи?

— В прошлом году засухе подверглась практически вся территория региона. Сгорело порядка 800 тысяч гектаров посевов, мы недобрали более миллиона тонн зерна. На поддержку сельхозпроизводителей федеральное правительство выделило свыше миллиарда рублей, плюс направлялись значительные региональные средства. Многие хозяйства получили денег в 2010 году больше, чем например, в 2009 или 2008. За счет того, что тогда может, и был хороший урожай, но стоимость реализации продукции была близка к себестоимости. Селяне терпели убытки. А в прошлом году за счет господдержки они их компенсировали. Те, кто еще реализовал продукцию, получили прибыль.

В Челябинской области необходимо создать точки спроса на продукцию местных сельхозпроизводителей. В нашей зоне очень часто из-за неурожая вырастает фураж. Девать его некуда, покупателей нет. А основным потребителем фуражного зерна как раз являются птицефабрики, свинокомплексы и фермы по выращиванию крупного рогатого скота. Соответственно, будет развиваться животноводство.

—Экологическую ситуацию в Карабаше можно сегодня назвать благополучной?

— Мы не считаем Карабаш проблемной территорией с этой точки зрения. Там нормальная экологическая обстановка.

Металлургическое производство в Карабаше было еще открыто в 18 веке. На протяжении многих лет добыча медной руды велась по устаревшим технологиям, накапливались отходы в виде отвалов. Но новый собственник — РМК— модернизировал производство в «Карабашмеди», и после установки современного оборудования экологическая ситуация в городе серьезно улучшилась. А отвалы, которые там сегодня есть, представляют собой ценное сырье, их переработкой сейчас занимаются предприниматели.

— Несмотря на серьезную аварию на «Маяке», в Челябинской области запланировано строительство атомной электростанции…

— Да, мы выступаем за размещение АЭС на территории региона, но этот вопрос будет вынесен на референдум. Площадка под строительство расположена в 90 километрах от Челябинска. Это отселенная после аварии на «Маяке» зона, там никто не проживает. У нас есть квалифицированные специалисты в ядерной отрасли, а благодаря применению последних технологий станция будет полностью безопасной. Впрочем, окончательное решение о строительстве примет не Челябинская область, а Росатом.

Что касается «Маяка», то это пережиток прошлого. В 40-х гг. народ просто не знал, какой вред может нанести окружающей среде радиация, поэтому обеспечению безопасности АЭС не уделялось должного внимания.

Сегодня «Маяк»— высокотехнологичное предприятие, которое занимается переработкой ядерных отходов, работает на оборонную промышленность, одно из самых передовых в мире.

— Как Вы относитесь к критике в свой адрес? Есть ли в области оппозиционные и независимые СМИ?

— Если критика конструктивна, то отношусь нормально. Но встречается много необоснованных обвинений. Сейчас нас критикуют за то, что мы расширяем улицу Худякова. Якобы, второй Химкинский лес. А там просто вырубаются небольшие посадки вдоль дороги для ее расширения. Идет «раскачка» общественного мнения, в которую вложены серьезные деньги. Весь город обклеен плакатами. Хотя ни одного хорошего, качественного, дерева не спилили. Когда-то на месте Челябинска вообще был лес, который вырубили и построили город. Это не значит, что теперь этот город надо снести.

Что касается независимости журналистики, то сейчас в нашей стране СМИ очень редко бывают самоокупаемыми. А если издание дотируемо, то оно уже по сути зависимо. Но существует огромное Интернет-пространство, там можно найти множество самых разных мнений. Сейчас в Челябинской области 50% жителей пользуются Интернетом постоянно, через несколько лет этот показатель достигнет 80%. Сейчас даже большее возмущение вызывает, когда отключается в доме Интернет, чем когда ломается телевизор.

— Михаил Валериевич, за год Вашего пребывания на посту главы региона что сделано и, самое главное, что не удалось сделать?

— В предыдущие годы недостаточное внимание уделялось районным центрам. Те же самые дороги укладывали тридцать лет назад. За один год ситуацию, конечно, не исправить, но мы будем активно заниматься благоустройством городов и районов, включая дорожное строительство. У нас есть две депрессивные территории, расположенные в горнозаводской зоне, — Усть-Катав и Катав-Ивановск. Федеральная трасса М5, которая проходит возле них, находится в плачевном состоянии, из-за чего эти районы оказались в изоляции. Необходимо увеличить финансирование, чтобы привести трассу в достойный вид, в свою очередь, это позволит оживить экономику горнозаводской зоны. С соответствующей просьбой я обратился к президенту, надеюсь, меня услышат.

Теперь о том, что удалось сделать. Прежде всего, создана условия для дальнейшего развития бизнеса и привлечения инвестиций. В постоянном режиме ведутся переговоры. В область приезжают российские и иностранные делегации, а мы, в свою очередь, посещаем другие города и страны, чтобы заинтересовать инвесторов.

Предпринимательская среда — это генератор инновационных идей и ее необходимо особо поддерживать. Пришло понимание того, что только от деловой активности зависит благополучие всех граждан нашей области, состояние социальной сферы, уровень здравоохранения и образования. Приятно отметить, что челябинские предприниматели вкладывают значительные средства в развитие своего дела. В кризисный период много предприятий работало с убытком. Сейчас ситуация в корне изменилась. На фоне экономического роста поступают новые заказы, погашаются докризисные кредиты. Бизнес смотрит в будущее с оптимизмом, которого не наблюдалось еще в прошлом году, — появился настрой на завоевание новых рынков. Мотивация и предпринимательский дух — это очень важно, и доверие, которое возникло между властью и бизнесом, должно быть постоянным, оно дорогого стоит.

Другие материалы по теме: