Челябинск может стать ареной новой банковской PR-войны

В начале февраля 2005 года в Челябинске был открыт первый офис екатеринбургского банка «Северная Казна». Практически одновременно в городе началась массированная рекламная кампания банка и его услуг. Екатеринбургские наблюдатели, знакомые с тактикой и стратегией руководства «Северной Казны», не исключают, что уже в самое ближайшее время можно ожидать обострения конкурентной борьбы на региональном рынке банковских услуг.


Екатеринбургским банковским аналитикам данный банк известен, в том числе, своей достаточно агрессивной рыночной политикой, использованием в конкурентной борьбе достаточно «жестких» PR-методов.


Так, несколько лет назад ряд средств массовой информации прямо обвинил председателя правления банка Владимира Фролова в организации «черной PR-кампании», направленной против 5 крупнейших банков города, бывших на тот момент прямыми конкурентами «Северной Казны». В ходе той кампании ряде изданий были размещены материалы некоего «независимого исследования» финансовых показателей 6 банков города, из которых следовало, что благополучным с финансовой точки зрения выглядит только положение банка Владимира Фролова.


Впоследствии наблюдатели не раз отмечали стремление Владимира Фролова позиционировать свой банк за счет сравнения с другими кредитными учреждениями. Так, в конце прошлого года он фактически возглавил в Екатеринбурге кампанию «клуба честных банкиров» по борьбе с «нечестными кредитами». В ходе этой кампании были озвучены обвинения в адрес многих федеральных и региональных банков в сокрытии реального размера платежей за предоставляемые потребительские кредиты. При этом кредитные продукты банка Владимира Фролова неизменно позиционировал в качестве эталона банковской честности.


Наблюдатели не исключают, что методы продвижения на рынок и борьбы с конкурентами, уже опробованные однажды в Екатеринбурге, Владимир Фролов может вновь использовать и при выходе на финансовый рынок Челябинской области. Об этом, в частности, свидетельствует и интервью банкира, данное им одному из интернет-порталов Челябинска по случаю открытия первого офиса «Северной Казны» в столице Южного Урала.
В нем банкир демонстрирует целый ряд PR-ходов, уже известных екатеринбургским аналитикам. В частности, себя он преподносит в качестве человека, которому удалось предсказать банковский кризис 1998 года и, благодаря этому, вывести свой банк на новый уровень развития. «Северная Казна» позиционируется как «академический» банк, созданный учеными-экономистами и основанный на научных традициях и банковских инновациях.
В том же интервью Владимир Фролов озвучивает и возможные PR-стратегии, с помощью которые, возможно, будут использованы банком при вхождении на рынок Челябинской области. Одной из них может стать позиционирование «Северной Казны» в качестве современного банка, от которого банковская система Челябинска, по словам самого Фролова, отстает на 3-5 лет. Другой темой для продвижения «Северной Казны» может стать эксплуатация темы неконкурентоспособности продуктов челябинских банков по сравнению с предложениями «Северной Казны» на целом ряде рынков (прежде всего – рынке потребительского кредитования, услуг интернет-банкинга и т.д.), обозначенная Владимиром Фроловым в том же интервью. Не исключено, что именно эти заявления будут положены Фроловым в основу его рекламной кампании.


Екатеринбургские аналитики, исследовавшие PR-кампании банка «Северная Казна», не исключают и возможности перенесения на челябинскую почву развернутой в Екатеринбурге кампании против «нечестных» потребительских кредитов. Во всяком случае, в челябинском интервью Владимира Фролова можно обнаружить заявления об отсутствии у большинства банков, работающих на Южном Урале, систем экспресс-оценки потенциальной кредитоспособности заемщиков (наличествующих у банка «Северная Казна»). Следствием отсутствия таких скоринговых систем, по мнению Фролова, может служить причиной появления завышенных ставок по кредитам, а также попыток их скрыть (то есть пресловутых «нечестных» кредитных продуктов).


В том же интервью Владимир Фролов фактически определил и круг банков, которые являются потенциальными конкурентами «Северной Казны» на южноуральском рынке: в качестве главных «противников» он назвал «Челябинвестбанк», «Кредит-Урал Банк», «Челиндбанк». Наблюдатели не исключают, что именно они могут стать первыми целями для PR-атак «Северной Казны».


Следует отметить, что в этот список не попал ни один федеральный банк, имеющий свой офис в Челябинске. Не исключено, что сделано это не случайно: для борьбы с крупными московскими и питерскими банками у «Северной Казны» может не хватить ресурсов, в то время как организация кампании против региональных банков, судя по екатеринбургскому опыту, Владимиру Фролову вполне по плечу.


Как бы там ни было, Банк «Северная Казна» пришел на Южный Урал, и это значит, что, вполне вероятно, челябинские банки уже в самое ближайшее время могут столкнуться с достаточно жестким конкурентом, любящим играть не только на экономическом, но и на информационном поле.

Другие материалы по теме: