«Вечерний Челябинск» и Евгения Десяткина утверждают: «Кредит бесплатным не бывает»

Челябинские антимонопольщики объявили войну недостоверной рекламе. Сеть магазинов «Рембыттехника» стала первой мишенью. На очереди – «Эльдорадо», «Мир» и «М–видео».


«Бесплатный кредит на 10 месяцев» в магазинах «Рембыттехника» – знакомая фраза? Такую услугу обещали до недавнего времени рекламные ролики на каналах РТР и НТВ, а также уличные билборды Челябинска. Теперь на хитрое словосочетание «бесплатный кредит» наложен запрет. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) области нашла в нем нарушение закона «О рекламе».
На подозрительные ролики ФАС обратила внимание еще в ноябре 2004 года и начала расследование. Изучив массу документов (и особенно банковские договоры по данному виду кредита), антимонопольщики сделали вывод – нарушение есть!


«Комиссией ФАС установлено, что кредит для потребителей не является бесплатным, так как в соответствии с кредитным договором, заключаемым между потребителем и банком, возврату подлежит как основная сумма кредита, так и проценты на нее в соответствии с установленной банком ставкой».


Против «Рембыттехники» возбудили дело, рассмотрели его, и вынесли решение: недостоверную рекламу убрать. С нарушителей в таких случаях берут и немалые штрафы: 40 – 50 тысяч рублей с фирмы и четыре – пять тысяч с должностного лица. Но «Рембыттехнике» удалось избежать наказания. В ФАС пришло письмо с уведомлением, что реклама бесплатного кредита не размещается уже с ноября 2004 года {кстати, и наш фотограф вчера не нашел в городе ни одного билборда про «бесплатный кредит» от «Рембыттехники).


Из салонов «Рембыттехники» исчезла соблазнительная реклама.


Приняв во внимание такую сознательность, антимонопольщики решили штрафы не брать.


Рассказывает Сергей Демин, специалист первой категории управления ФАС по Челябинской области:


– Мы отправили в фирму постановление: немедленно прекратить нарушения и снять всю I недостоверную рекламу, уведомить ФАС о выполнении требований до 25 февраля. Когда из письма от руководителей торговой сети мы узнали, что реклама снята несколько месяцев назад, естественно, удивились. Почему было не сообщить это раньше, когда дело только рассматривалось?


Случай с "Рембыттехникой» – первый в нашей области и потому уникальный. Но это только пока. Рекламы, обещающей и бесплатные, и беспроцентные кредиты, очень много. К сожалению, все это иллюзия, ловкая манипуляция, идущая в разрез с законодательством. Сейчас, по словам Сергея Демина, ФАС рассматривает дела, где фигурируют такие известные бренды, как «Эльдорадо», «Мир»; «М-видео». В рекламах этих магазинов тоже замечены запрещенные формулировки.


«Без процентов – это обман!».


В самой торговой сети корреспондент «ВЧ» услышала совсем другую версию происшедшего.


Андрей Кашин, директор по маркетингу ООО «Главк» (торговая марка «Рембыттехника»), заявил, что подобного документа он и в глаза не видел. Мол, приходили бумаги, но по другому поводу:


– В ФАС нам предписали заменить рекламу на щитах – дополнить ее пометкой «по дисконтным картам скидки на покупку в кредит не предоставляются». Что мы и делаем. Такие оговорки есть в телевизионных роликах, теперь будут и на билбордах.


С претензией к формулировке «бесплатный кредит» Андрей Кашин не согласен категорически:


– БесПРОЦЕНТНЫЙ кредит» – вот где обман, вот это нельзя! Потому что проценты все-таки платятся. Но у нас покупателю товар в кредит обходится без дополнительной переплаты, по той цене, которая указана в ценнике, то есть бесплатно.


Р.S. Точка зрения Андрея Кашина показалась специалистам ФАС, мягко говоря, странной. Имея на руках документальные подтверждения своих слов, они не понимают, почему компания отрицает сам факт претензии к формулировке рекламного слогана. К тому же запрещенные еще месяц назад приемы снова были замечены сотрудниками антимонопольного органа на телеэкране. Информацию об условиях «бесплатного кредита» содержит также сайт «Рембыттехники» – www.rbt.ru. Поэтому к закрытому недавно делу ФАС обратится вновь.

Другие материалы по теме: