«Челябинский рабочий» и Евгений Китаев сообщают: «Пиво, квас, налоги»

Вчера о стратегических планах, связанных с компанией «Золотой Урал», областную власть проинформировал глава концерна «Baltick Beverages Holding AB» («ВВН») Кристиан Рамм-Шмидт. Визит VIР-персоны такого уровня за Каменный пояс – событие не частое. Последним героем из топ-менеджеров международного уровня, посетившим южноуральскую столицу, был Вилли Штротхотте, возглавлявший швейцарскую трейдер-скую суперкомпанию «Гленкор» (в то время она владела Челябинским металлургическим комбинатом – «Мечелом»).


За Кристианом Рамм-Шмидтом тоже стоит большое хозяйство. «ВВН», в равных долях принадлежащий датской пивоваренной фирме «Carlsberg Breweries» и британской «Scottish and Newcastle», сегодня удерживает более трети российского пивного рынка, управляет 18 заводами, десять из которых находятся в России, три на Украине, четыре в странах Балтии и один в Казахстане. Из отечественных наиболее известны принадлежащие концерну предприятия «Балтика» (производства в Петербурге, Ростове-на-Дону, Туле, Самаре, Хабаровске), «Вена» (Петербург), «Ярпиво», «Воронежский», «Пикра». Довольно давно, с конца 90-х, в этой пивоваренной связке находится и челябинский «Золотой Урал», прошедший через генеральную реконструкцию, вставший по своему техническому оснащению вровень с лидерами отрасли. Его судьба и позвала в дорогу господина Рамм-Шмидта.


Правда, встрече с областным руководством предшествовало направленное в правительственный дом письмо. В нем глава «ВВН», попросив аудиенции у Петра Сумина, обозначил тему разговора – вопросы, связанные с реорганизацией челябинской пивоваренной компании. В апреле 2004 г. концерн объявил о намерении объединить два «подведомственных» предприятия – «Вену» и «Золотой Урал», причем присоединять решено было челябинцев, а не наоборот. Причины? Питерская компания известна на федеральном уровне, продает свою продукцию на территории России, а также за рубежом.
$ 70 млн.


Несмотря на кажущееся пресыщение пивного рынка, на самом деле он вырос за прошлый год в России на 11 процентов. И, как прогнозируют эксперты, этот рост продолжится за счет вытеснения крепких напитков, с которыми на Руси еще водят крепкую дружбу. Вот цифры, которые приводят пивовары: в Европе на душу населения в год приходится по 110 – 120 литров пенного напитка, у нас в стране – 50 – 60. Делается вывод: перспектива есть. Но в условиях конкуренции, известно, выживают сильнейшие. Поэтому своей стратегической целью «ВВН» объявило сокращение издержек, а в целом – изменение системы бизнеса.


Производители и продавцы хмельного напитка рассудили трезво: решили «провести интеграцию» на всех своих заводах, создав, по сути, в будущем единую компанию. Первой ласточкой стали «Вена» и «Золотой Урал», слияние которых намечается завершить в первом полугодии, Особым образом расставленные приоритеты не могут не задеть патриотических чувств южноуральцев. Ведь присоединяется «Золотой Урал» к «Вене», а не наоборот. Но взамен хозяева концерна предлагают рациональную «капиталистическую» формулу: в течение ближайших двух-трех лет производственные мощности «Золотого Урала» удваиваются, а до 2010 г. к 60 миллионам долларов прошлых инвестиций добавятся еще около 70 млн. Господин Рамм-Шмидт привел еще один веский аргумент. В 2004 г., сообщил он, «Золотой Урал» выплатил в бюджеты всех уровней 560 млн. рублей. В 2005-м предприятие должно нарастить выплаты до 682 миллионов, из которых 402 млн. будут направлены в областную казну.


– Когда мы смотрим на карту России, – прагматично продолжил глава «ВВН», – видим, что челябинский завод очень удачно расположен географически. Пока в нашем концерне главные мощности сосредоточены на западе, в основном в Петербурге и около Москвы. А потребители все больше и больше пьют пиво на Урале и в Сибири.


«Квасной» патриотизм?


Визит топ-менеджера транснационального холдинга в Челябинск был стремителен, Прилетев на частном Як-40 всего на несколько часов, «горячий финский парень» Кристиан Рамм-Шмидт {главный пивовар «ВВН» родился в Хельсинки) успел побывать на самом заводе и дать эксклюзивное интервью корреспонденту «Челябинского рабочего».


Как вы оцениваете ужесточение российского законодательства, связанное с употреблением пива в общественных местах, ограничениями в рекламе? Вас это тревожит?


– Мы очень хотим наблюдать культурное потребление пива. Не поддерживаем его продажу несовершеннолетним. Также против того, чтобы пиво потреблялось в школах, больницах и в общественном транспорте. >


Влияют ли настроения российских законодателей на планы концерна?


– До сих пор не влияли, потому что мы верим, что даже с последними изменениями можем жить и развиваться.


Что ждет челябинское производство? Будут создаваться новые мощности, строиться цеха или модернизироваться уже существующее оборудование?


– Когда говорим о развитии «Золотого Урала», в первую очередь подразумеваем инвестиции в производство. Но, конечно, будут и инвестиции в продажи. При этом оцениваем потенциал объединения всех заводов в России.


Предполагается создать единую компанию?


– Сегодня начинаем с так называемой операционной интеграции, когда все предприятия будут работать как одно. В дальнейшем рассмотрим вопрос возможного юридического объединения.


Как будет управляться связка «Вена» – «Золотой Урал»? Из Питера?


– В настоящее время «Вена» и «Золотой Урал» являются так называемыми операционными площадками, где производят пиво. Соответственно есть пять регионов продаж в России. У каждого свой менеджер. Так управляются заводы. Генеральный директор «Золотого Урала» живет в Петербурге, но очень часто бывает в Челябинске. Другие директора абсолютно из разных мест.


Будут ли сокращения на «Золотом Урале» в результате производственной оптимизации?


– Очевидно, что в каких-то отделах мы уменьшаем количество сотрудников, в других увеличиваем. На Урале нас стало работать гораздо больше, в основном за счет найма новых сотрудников в отделе продаж.


Будет ли «Золотой Урал» выпускать еще и безалкогольную продукцию?


– Конечно, смотрим и на российский рынок безалкогольных напитков. Изучаем, например, рынок минеральной воды, соков. Но это нам пока не нравится, Зато, возможно, уже в этом сезоне появятся другие планы – производить квас.


Русский квас?


– Разве есть еще какой-то? Конечно, это будет русский квас.


У «Золотого Урала» будет новый ассортимент, новые марки пива?


– Один из главных моментов нашей операционной интеграции заключается в том, чтобы делать все наши сорта там, где это близко к покупателям. Поэтому будем выпускать и другие важные сорта в Челябинске. Если сделаем это, сэкономим очень много денег на транспорте. Зачем, к примеру, возить пиво из Петербурга?


Какие марки все-таки планируется производить?


– Очевидно, что «Балтика» является самым известным сортом «ВВН» в России и очевидно также, что она будет производиться здесь. Кроме нее, скорее всего, станем выпускать сорта «Арсенальное», «Ярпиво». Сейчас завод в Челябинске готов даже к производству лицензионных сортов. Уже может технически производить «Туборг».


А возьмут ли на вооружение на других предприятиях концерна челябинский бренд «Уральский мастер»?


– Сегодня это сорт, который продается только на Урале. Поскольку здесь у нас только один завод, пока нет нужды производить этот сорт еще где-то. Но будущее покажет.


Когда новые марки пива можно ожидать в Челябинске?


– Не могу точно назвать время, потому что это очень большой маркетинговый вопрос. Но это произойдет быстрее, чем вы думаете.

Другие материалы по теме: