«Вечерний Челябинск» и Евгения Десяткина утверждают: «Челябинцы не хотят летать «Сибирью»

Авиакомпании «Сибирь», похоже, на желания клиентов наплевать. С завидной регулярностью она продолжает срывать или откладывать рейсы. «Вечерка» пытается разобраться в проблеме и понять, что делать пассажирам.


Почти все мои собеседники, начиная рассказ о злоключениях «по-сибирски», выдавали похожие фразы: «Я прекрасно знал, что они любят «кидать» пассажиров...», «Покупая билет, я был в курсе, чего можно ждать от «Сибири...», «Предпочитаю не летать этой компанией – слишком уж много сюрпризов, но в тот раз не было другого выхода». Люди знали, но покупали билеты на рейс «Сибири», потому что нет выбора, и выходили из самолета с твердым решением – больше никогда!


Сентябрь 2004 г. Рейс Челябинск – Сочи


Пассажир Борис Мурашкин, депутат ЗСО:


– За примерный многолетний труд на работе мне выдали путевку в сочинский санаторий. Вылет был назначен на 28 сентября, за день до этого я был в Челябинске по своим депутатским делам (Борис Михайлович живет в Снежинске и работает в ядерном центре). И слава богу, что меня угораздило позвонить в аэропорт – справиться насчет рейса.


"Рейс 507 на завтра? Впервые о таком слышу», – от слов милой девушки-оператора депутату, мягко говоря, стало не по себе. Дали еще один телефонный номер, по которому удалось выяснить, что рейс все-таки был, но (вот незадача!) отменен по непонятной причине.


Билет переоформили с небольшой доплатой (и на том спасибо!). Лететь Борису Мурашкину пришлось через Екатеринбург. Попытался было депутат послать в авиакомпанию жалобу. Все-таки автобус до столицы Урала пришлось оплачивать и трех дней санаторной путевки, пропавших из-за этой канители, жалко... Да только прочел ответ «Сибири» (кстати, ждать его пришлось полтора месяца) и махнул рукой. Там хотели документального подтверждения всех проволочек, чтобы «вынести решение». И все это – ради жалкой компенсации в 100 – 200 руб.


Октябрь 2004 г. Рейс Челябинск – Москва


Пассажир Василий Курбацких, директор издательства «Аркаим»


– 4 октября Василий Августинович был приглашен немецким послом на торжественный прием по поводу независимости Германии, – рассказывает его помощница Елена Гончарова. – Лететь он должен был утренним рейсом, но не самым первым.


В то утро Василий Курбацких в самолет так и не попал – так же, как и половина его «собратьев по несчастью», собиравшихся тем рейсом в столицу. Их места заняли пассажиры, которые приобрели билеты у другого южноуральского авиаперевозчика – компании «Энкор». Ее рейс, более ранний, отменили, а всех недовольных удобно устроили за чужой счет. По какому принципу определили, кто из пассажиров «сибирского» рейса летит, а кто – нет, неизвестно.


В Москву Василий Курбацких попал, просидев в аэропорту Баландино восемь часов. Естественно, о встрече с немецким послом пришлось забыть. Простить такое было бы глупо, и дальнейшие действия в свои руки взяла юрист издательства. Потребовали выплатить компенсацию морального вреда – 10 тыс. руб., а также штраф, причитающийся по закону (Воздушный кодекс, статья 20). Правда, сумма его смешна – каждый час задержки, по словам юриста, оценен в 25 руб. Соответственно, за все восемь часов, что Василий Курбацких проторчал в аэропорту, авиакомпания была наказана на 200 руб. Кстати, компенсировать моральный вред «Сибирь» отказалась. Это мол, еще доказать надо.


Январь 2005 г. Рейс Челябинск – Москва


Пассажиры Илья и Мария Симаковы, студенты.


– «Сибирью» зимой летели в Москву мои дети, – рассказывает журналист Светлана Симакова. – За четыре часа до рейса, зная, что от этой авиакомпании можно ожидать чего угодно, справились по телефону – все ли в порядке. «Никаких изменений, самолет вылетает, как положено, в 16.00», – заверили в аэропорту.


Уже на месте Светлана Викторовна и ее родные узнали, что рейс отложен. Нужно ждать другой самолет – из Казахстана, чтобы взять с него на борт транзитных пассажиров. Ожидание растянулось на пять часов. Еще с час людей продержали в «накопителе», столько же «мариновали» у трапа. А на улице, между прочим, январь – тогда как раз морозы грянули.


– Я была так разочарована всем этим «сервисом», – говорит Светлана Симакова, – что компания «Сибирь» в нашей семье теперь под запретом.


Февраль 2005 г. Рейс Челябинск – Москва


Пассажир Яков Гуревич, генеральный директор фирмы «Кэмп»:


– Самым первым рейсом – на семь утра – попытался я вылететь в Москву 17 февраля. Не получилось. И вот почему...


Приехав за пару часов в аэропорт, вдруг узнаю: мой рейс отменен. Почему – никто объяснить не потрудился. Меня, как и других несчастных, правда, никто не выгоняет. Следующий рейс – в 9 утра, на нем и обещают отправить.


Два часа ожидания Яков Ефимович провел с пользой. Удалось выяснить: а) официальную причину отмены рейса и б) подноготную (благо сотрудницы аэропорта – девушки милые и разговорчивые). Оказалось, еще 16 февраля головной офис компании «Сибирь» прислал в Челябинск телеграмму. Приказано рейс на семь утра отменить, потому что... три дня назад в Москве выпал снег. Снег-то и вправду был, только Домодедово открыли уже утром 15-го. А для челябинцев метель вот так затянулась. Но это версия официальная.
– На самом деле схема действий менеджеров авиакомпании была примерно следующей, – подводит итог Гуревич. – Не продав нужное количество билетов на первый рейс – в семь утра, нас всех {а это 39 человек из 150 возможных) «переселили» на второй – в девять. Но ведь об этом знали еще 16-го, почему было не предупредить? Мне, например, такая задержка обошлась в полторы тысячи рублей за московское такси. Потому что ждали и встречали в столице гораздо раньше.


Яков Ефимович убежден: к «Сибири» пора присмотреться антимонопольщикам. Два утренних рейса поставили для видимости, чтобы не пускать на рынок «Аэрофлот». И люди покупают билеты на борт «Сибири», потому что выбор невелик – она, родимая, или Екатеринбург.

Другие материалы по теме: