«Челябинский рабочий» и Евгений Китаев сообщают «Покупка «прошлогоднего снега»
Стоимость профсоюзной потребительской корзины на 1865 руб. больше административной
Зачем она нужна?
Большинство южноуральцев наслышано о потребительской корзине, которая представляет собой перечень продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг. Это своего рода минимальный набор, нужный человеку, как это трактуется, для сохранения его здоровья и обеспечения жизнедеятельности. Набор необходимых товаров регламентирует, сколько и чего гражданин должен есть–пить, чтобы поддерживать свое биологическое существование, что и сколько носить, какими лекарствами лечиться и т.д. Между стоимостью корзины и величиной прожиточного минимума можно ставить знак равенства.
Последний, в свою очередь, влияет, во-первых, на оценку уровня жизни населения территории, разработку и реализацию региональных социальных программ. Во-вторых, на объем государственной помощи малоимущим гражданам, выплаты социального характера. К примеру, на Южном Урале детские пособия выдают лицам, доходы которых меньше прожиточного минимума. Есть связь и с возникновением права на единовременные социальные пособия, размером субсидий малоимущим семьям в сфере ЖКХ. В общем, многое начинается с виртуальной, на первый взгляд, корзины...
Впервые прожиточный минимум в области был рассчитан в феврале 2002 года, и с тех пор раз в квартал постановлением губернатора утверждается его новый порог. Это официальные цифры, которые ложатся в основу всех последующих выплат. Однако параллельно с правительственными структурами Южного Урала стоимость потребительской корзины определяет еще и Федерация профсоюзов области. Странным образом цифры никогда не совпадают. По словам одного из источников, профсоюзная корзинка оказывается «тяжелее в среднем на тысячу рублей.
Методы и способы
10 октября 1997 года был принят Федеральный закон «О прожиточном минимуме в рф», в котором оговаривается принцип подсчетов. Минимум рассчитывают на основании данных Государственного комитета статистики. К примеру, положен гражданину килограмм продукта, который, по информации статистов, стоит 70 руб. – цена умножается на вес. Но весь фокус в том, что цена эта не сегодняшняя, а прошлого квартала. В этом слабое звено официального метода. Инфляция на месте не стоит, и нынче за килограмм продукта приходится платить уже не 70, а 80 руб.
Профсоюзные работники берут более близкий товарный «срез», в течение одного-двух дней отслеживают стоимость товаров и услуг. Последний раз «мониторили» в области в середине января 2005 года, когда цены ощутимо подскочили и разительно отличались от декабрьских.
Давайте говорить...
Первый раз попытка обсудить «двойную бухгалтерию» была предпринята в 2003 году на областной трехсторонней комиссии с участием представителей администрации и объединения работодателей – ПРОМАСС. Тогда вопрос по сути, рассмотрен не был, поскольку точек соприкосновения во взглядах обнаружено было мало.
– Мы наставали на реальных цифрах – говорит специалист отдела социально-трудовых отношений Федерации профсоюзов области Валентина Макарова.
– Закон есть закон, – отвечает Юрий Черкасов, возглавляющий управление труда и социальной политики областного министерства социального развития, которое, занимается расчетом стоимости официальной потребительской корзины на Южном Урале.
– Мы работаем в другой системе. Исполнительная власть должна чтить и исполнять действующее законодательство. Наверное, некоторых удивляет и возмущает, когда берутся цены за прошедший период. Но сложно представить, как можно сделать ценовые расчеты на квартал вперед в режиме реального времени.
Если существуют сомнения относительно наших подходов, рассуждают в свою очередь профсо-озные работники, можно использовать инфляционный коэффициент. Существуют же прогнозы. Почему ими не руководствоваться? Тогда бы получали не свет «погасшей звезды», а истинную картину.
Услышит ли Москва?
Нельзя сказать, что областное правительство покорно принимало все, что диктовала столица. Делались небезуспешные попытки скорректировать некоторые нормы для Южного Урала. К примеру, регион показал, что потребление горячей воды для холодного Каменного пояса должно быть повышено.
Но у профсоюзов еще больше претензий к «содержимому» корзины. В соответствии с законом она должна пересматриваться раз в пять лет. Поскольку утверждена была в октябре 2001-го, ее обновление ожидает нас лишь через полтора года. Только жизнь движется с крейсерской скоростью, и потому ряд позиций этой корзины уже представляется анахронизмом. В частности, сейчас прекращен выпуск некоторых «заложенных» в нее непродовольственных товаров, очень мало в ней и гигиенических средств.
По идее федеральной власти следовало бы, не особенно мешкая, пристальнее заглянуть внутрь этой самой потребительской «емкости». Однако наблюдателей настораживают выступления федеральных министров Михаила Зурабова, Германа Грефа и спикера верхней палаты парламента Сергея Миронова. Якобы готовится вариант корзины, содержащей только продукты питания. Стоимость непродовольственных товаров и услуг, согласно ему, должна составлять фиксированный процент, что представляется большой фантазией для плохо предсказуемой российской действительности.
Приводя свои аргументы относительно реального прожиточного минимума в области, профсоюзы соглашаются, что начинать сегодня надо с федерального центра, апеллируя к российскому правительству и обитателям здания на Охотном ряду. Но при этом, заявляют, нельзя сбрасывать со счетов и политическую волю властей всех уровней. Понятно, что разговор об «арифметике», с которой все начиналось, носит отнюдь не теоретический характер.
По информации министерства социальных отношений области, на 1 января 2004 года социальные пособия в регионе выдавались на 376968 детей, 1 января 2005-го - на 321888 {уменьшение – на десятки тысяч). За тот же период количество семей, имеющих право на субсидии при оплате услуг ЖКХ, снизилось со 112951 до 75269 (называются две причины: во-первых, федеральное законодательство сузило круг лиц, которым эти субсидии положены, и, во-вторых, повысился уровень жизни населения). За 2003 год в качестве единовременных социальных пособий малообеспеченным южноуральцам было выплачено 4,4 млн., за 2004-й –8,4 млн. руб.
«Подорожавшая» потребительская корзина может существенно изменить эту картину и иметь сугубо практические последствия для бюджета, ибо социальная нагрузка на него в этом случае возрастет. Но тогда, по мнению тех же профсоюзов, не будет занижаться число действительно малоимущих людей, что важно, ибо социальное напряжение возникает тогда, когда желаемое расходится с действительным.
Зачем она нужна?
Большинство южноуральцев наслышано о потребительской корзине, которая представляет собой перечень продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг. Это своего рода минимальный набор, нужный человеку, как это трактуется, для сохранения его здоровья и обеспечения жизнедеятельности. Набор необходимых товаров регламентирует, сколько и чего гражданин должен есть–пить, чтобы поддерживать свое биологическое существование, что и сколько носить, какими лекарствами лечиться и т.д. Между стоимостью корзины и величиной прожиточного минимума можно ставить знак равенства.
Последний, в свою очередь, влияет, во-первых, на оценку уровня жизни населения территории, разработку и реализацию региональных социальных программ. Во-вторых, на объем государственной помощи малоимущим гражданам, выплаты социального характера. К примеру, на Южном Урале детские пособия выдают лицам, доходы которых меньше прожиточного минимума. Есть связь и с возникновением права на единовременные социальные пособия, размером субсидий малоимущим семьям в сфере ЖКХ. В общем, многое начинается с виртуальной, на первый взгляд, корзины...
Впервые прожиточный минимум в области был рассчитан в феврале 2002 года, и с тех пор раз в квартал постановлением губернатора утверждается его новый порог. Это официальные цифры, которые ложатся в основу всех последующих выплат. Однако параллельно с правительственными структурами Южного Урала стоимость потребительской корзины определяет еще и Федерация профсоюзов области. Странным образом цифры никогда не совпадают. По словам одного из источников, профсоюзная корзинка оказывается «тяжелее в среднем на тысячу рублей.
Методы и способы
10 октября 1997 года был принят Федеральный закон «О прожиточном минимуме в рф», в котором оговаривается принцип подсчетов. Минимум рассчитывают на основании данных Государственного комитета статистики. К примеру, положен гражданину килограмм продукта, который, по информации статистов, стоит 70 руб. – цена умножается на вес. Но весь фокус в том, что цена эта не сегодняшняя, а прошлого квартала. В этом слабое звено официального метода. Инфляция на месте не стоит, и нынче за килограмм продукта приходится платить уже не 70, а 80 руб.
Профсоюзные работники берут более близкий товарный «срез», в течение одного-двух дней отслеживают стоимость товаров и услуг. Последний раз «мониторили» в области в середине января 2005 года, когда цены ощутимо подскочили и разительно отличались от декабрьских.
Давайте говорить...
Первый раз попытка обсудить «двойную бухгалтерию» была предпринята в 2003 году на областной трехсторонней комиссии с участием представителей администрации и объединения работодателей – ПРОМАСС. Тогда вопрос по сути, рассмотрен не был, поскольку точек соприкосновения во взглядах обнаружено было мало.
– Мы наставали на реальных цифрах – говорит специалист отдела социально-трудовых отношений Федерации профсоюзов области Валентина Макарова.
– Закон есть закон, – отвечает Юрий Черкасов, возглавляющий управление труда и социальной политики областного министерства социального развития, которое, занимается расчетом стоимости официальной потребительской корзины на Южном Урале.
– Мы работаем в другой системе. Исполнительная власть должна чтить и исполнять действующее законодательство. Наверное, некоторых удивляет и возмущает, когда берутся цены за прошедший период. Но сложно представить, как можно сделать ценовые расчеты на квартал вперед в режиме реального времени.
Если существуют сомнения относительно наших подходов, рассуждают в свою очередь профсо-озные работники, можно использовать инфляционный коэффициент. Существуют же прогнозы. Почему ими не руководствоваться? Тогда бы получали не свет «погасшей звезды», а истинную картину.
Услышит ли Москва?
Нельзя сказать, что областное правительство покорно принимало все, что диктовала столица. Делались небезуспешные попытки скорректировать некоторые нормы для Южного Урала. К примеру, регион показал, что потребление горячей воды для холодного Каменного пояса должно быть повышено.
Но у профсоюзов еще больше претензий к «содержимому» корзины. В соответствии с законом она должна пересматриваться раз в пять лет. Поскольку утверждена была в октябре 2001-го, ее обновление ожидает нас лишь через полтора года. Только жизнь движется с крейсерской скоростью, и потому ряд позиций этой корзины уже представляется анахронизмом. В частности, сейчас прекращен выпуск некоторых «заложенных» в нее непродовольственных товаров, очень мало в ней и гигиенических средств.
По идее федеральной власти следовало бы, не особенно мешкая, пристальнее заглянуть внутрь этой самой потребительской «емкости». Однако наблюдателей настораживают выступления федеральных министров Михаила Зурабова, Германа Грефа и спикера верхней палаты парламента Сергея Миронова. Якобы готовится вариант корзины, содержащей только продукты питания. Стоимость непродовольственных товаров и услуг, согласно ему, должна составлять фиксированный процент, что представляется большой фантазией для плохо предсказуемой российской действительности.
Приводя свои аргументы относительно реального прожиточного минимума в области, профсоюзы соглашаются, что начинать сегодня надо с федерального центра, апеллируя к российскому правительству и обитателям здания на Охотном ряду. Но при этом, заявляют, нельзя сбрасывать со счетов и политическую волю властей всех уровней. Понятно, что разговор об «арифметике», с которой все начиналось, носит отнюдь не теоретический характер.
По информации министерства социальных отношений области, на 1 января 2004 года социальные пособия в регионе выдавались на 376968 детей, 1 января 2005-го - на 321888 {уменьшение – на десятки тысяч). За тот же период количество семей, имеющих право на субсидии при оплате услуг ЖКХ, снизилось со 112951 до 75269 (называются две причины: во-первых, федеральное законодательство сузило круг лиц, которым эти субсидии положены, и, во-вторых, повысился уровень жизни населения). За 2003 год в качестве единовременных социальных пособий малообеспеченным южноуральцам было выплачено 4,4 млн., за 2004-й –8,4 млн. руб.
«Подорожавшая» потребительская корзина может существенно изменить эту картину и иметь сугубо практические последствия для бюджета, ибо социальная нагрузка на него в этом случае возрастет. Но тогда, по мнению тех же профсоюзов, не будет занижаться число действительно малоимущих людей, что важно, ибо социальное напряжение возникает тогда, когда желаемое расходится с действительным.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Минтруд: Социальные пенсии в 2014 году проиндексируют на 15%
- Состав и расчет потребительской корзины в России будут пересмотрены
- В Челябинской области принят новый закон о потребительской корзине
- За II квартал 2010 года величина прожиточного минимума в РФ увеличилась на ...
- Величина прожиточного минимума на душу населения в Тюменской области (без а ...