«Челябинский рабочий» и Евгений Китаев утверждают: «Мечел» – тоже титан»

«Стальная группа» с челябинскими корнями попала в престижный список журнала «Форбс».


Это авторитетное бизнес–издание опубликовало так называемый список титанов мирового бизнеса, состоящий из двух тысяч корпораций со всех континентов. Их успех оценивался не только по стоимости, но и показателям работы, прибыли. В списке 13 российских компаний. Из металлургических китов в число титанов попали «Норильский никель», «Северсталь» и «Стальная группа «Мечел». Последняя занимает 1985-ю строчку и «обгоняет» ОАО «ММК», которого в этом рейтинге нет.


Напомним, в декабре 2004 г. «Стальная группа «Мечел» накануне долгожданного аукциона по реализации госпакета акций ОАО «ММК» неожиданно продала собственную долю менеджменту Магнитки. После победы, одержанной командой Виктора Рашникова, «Челябинский рабочий» высказал предположение: эра блицкригов «Мечела» в регионе завершена. Больше эта группа не станет претендовать на предприятия области. Содержание недавнего интервью гендиректора «Стальной группы» Владимира Йориха московскому изданию «Ведомости», по сути, служит тому косвенным подтверждением.


– Если бы мы купили госпакет ММК, то, скорее всего, со временем пришли бы к слиянию с Магниткой. Это действительно была бы суперкомпания, абсолютно самодостаточная, – не без сожаления показывает уже «отыгранные» карты топ-менеджер.


И раскрывает при этом немало интригующих деталей, связанных с дальнейшими планами. Горнодобывающий сегмент бизнеса группы интенсивно развивается, делает акцент Владимир Йорих. Не так давно на сайте «Мечела» появилась информация о приобретении им в конце января 2005 г. 25%–го пакета компании «Якутуголь», занимавшейся добычей коксующегося и энергетического угля. Большую часть продукции эта компания продавала в Японию, Южную Корею, Тайвань. Пресс-служба «Мечела» назвала цену самой сделки – около 411 млн. дол. У наблюдателей сложилось впечатление, что замену ММК сибирские собственники нашли очень быстро, будто специально прорабатывали этот вариант на случай неудачи с госпакетом флагмана.


Сегодня, обмолвился Владимир Йорих, «Мечел» ведет переговоры о покупке еще ряда угольных активов, правда, не уточнил, каких именно. Сенсационным выглядит его признание интересов на Украине. Причем, как заметили российские олигархи на недавней встрече с российским президентом, интересов «хищнических», поскольку активы там давно поделены.


– Пока поделены, говорит господин Йорих. – В этом-то и весь фокус, что они были не куплены, а поделены...


У руководства холдинга, который едва ли не первым среди российских металлургов начал скупать заводы в Восточной Европе и Прибалтике, появилась следующая уверенность: «В мире существуют всего четыре площадки, где можно делать сталь.


Это Китай, Бразилия, Украина, Россия. Возможно, еще и Индия». Именно поэтому акционеры «Стальной группы» больше не инвестируют в европейские покупки.


На бескрайних российских просторах для «стальных» приобретений также осталось немного возможностей. Что остается? Развивать то, что есть.


– Одна из основных причин нашей не очень большой эффективности в стали – не совсем оправданная ориентация Челябинска только на производство длинного проката,– рассуждает гендиректор «Мечела». – Результаты, которые демонстрируют «Северсталь», НЛМК и ММК, достигаются, прежде всего, благодаря структуре продуктов. Рынок плоского проката на 40 – 50 % больше. Поэтому имеет смысл задуматься о существенном развитии производства плоского проката на ЧМК. Решение по этому поводу еще не принято, но мы изучаем такую возможность.


Если эти планы будут осуществляться, на комбинате можно ожидать начала большой перестройки. Это событие для довольно спокойного промышленного пейзажа особое, повышающее занятость строительных фирм, способное переиначить и рынок труда.


Некоторые фрагменты интервью проливают свет на дела минувших дней. Оказывается, ЧМК был куплен нынешними собственниками за $ 133 млн., «тогда как подобные предприятия продавались максимум за 70 – 80 млн.» (напомним: недавнее приобретение четверти «Якутугля» обошлось холдингу уже более чем в $ 400 млн.).


Ряд наблюдателей отдавал пальму первенства в «Мечеле» непубличному бизнесмену Игорю Зюзину, которому, собственно, и принадлежала идея покупки челябинского комбината. Однако Владимир Йорих не «младший брат», а равноправный партнер. Просто, как явствует из признаний топ–менеджера, «Игорь Владимирович больше стратег», а ему самому по складу характера «более понятна оперативная работа».


Несмотря на это, все решения – и крупные, и мелкие – они принимают вместе, так как имеют равные доли компании.


А начиналось все в 90-х, когда Владимир Йорих работал коммерческим директором «Кузнецкугля», а Игорь Зюзин занимал такой же пост на «Распадской». В то время на эти предприятия приходилось две трети коксующегося угля в стране. Поэтому два директора были вынуждены координировать свои действия. Так была заложена основа сотрудничества. Потом почти одновременно Йорих уехал за границу, а Зюзин ушел с шахты. В 1995 г. они начали совместный бизнес. С тех пор все проекты реализовывали исходя из того, что являются равноправными партнерами.

Другие материалы по теме: