«Челябинский рабочий» и Александр Скрипов сообщают: «Западная «птица» с востока»

На Южном Урале началась эра полетов на современных импортных самолетах


Первой авиакомпанией, открывшей регулярные рейсы в столицу Южного Урала на импортной технике, стала «Узбекистон Хаво йуллари» («Узбекские авиалинии»). Она начала выполнять еженедельные рейсы по маршруту Челябинск–Ташкент на самолете RJ-85. Историческое событие прошло скромно: без журналистов и красной ленточки. Однако этот любопытный и даже знаковый для Южного Урала факт не мог остаться без внимания корреспондентов «Челябинского рабочего», следящих за тенденциями развития авиации в регионе. Что же это за «птица» такая – RJ-85? Не парадокс ли – первые западные самолеты летят к нам с Востока? Чтобы ответить на эти вопросы, мы стали собираться в полет на «самолете XXI века» в Ташкент...


Справедливости ради скажем, что RJ-85, конечно же, не первый заграничный самолет, совершивший посадку в Баландино. Несколько раз не так давно наведывались в Челябинск «Боинги». Однако это были лишь разовые, так называемые чартерные рейсы. До сих пор ни одна авиакомпания не летала к нам на современных «воздушных иномарках» на регулярной основе, с включением в расписание.


Итак, на календаре 23 марта 2005 года, время за полночь. Мы едем в аэропорт на рейс № 675 по маршруту Челябинск–Ташкент. Увы, не избежать формальностей – таможня, граница. Все-таки летим в другое государство – Узбекистан, а у рейса международный статус.


...Позволю себе небольшое лирическое отступление. Мне почему-то вспомнился рассказ моих коллег в редакции перед отлетом, как они еще во времена СССР летали в Ташкент на уик-энд по маршруту выходного дня. Без всякой границы и таможни. Просто погулять по солнечному Ташкенту, поесть шашлыков и фруктов, купить сувениры. Интересно, вернется ли когда-нибудь такое время? Не в смысле реанимации Союза, а в смысле устранения препятствий для деловых и туристических поездок. Мое мнение – так обязательно случится в будущем (хороший пример – объединенная Европа), Вопрос лишь один: когда?


К счастью, сегодня при поездке в Узбекистан виза не нужна. И даже загранпаспорт можно оставить дома. Пропуском в Ташкент служит обычный российский паспорт. И это внушает оптимизм на перспективы развития отношений между нашими государствами.


Вылет по расписанию, на первый взгляд, не очень удобный – в 3.35. Но как поясняет нам представитель «Узбекских авиалиний» в Челябинске Камиль Каримуллин, такое время выбрано не случайно. Самолет прилетает в Ташкент в начале седьмого утра. С таким расчетом, чтобы транзитные пассажиры могли успеть на международные рейсы, вылетающие из столицы Узбекистана. А это в основном первая половина дня.


Давайте посмотрим расписание, – предлагает Камиль Асхадуллаевич, – вылет в Токио в 8.25, в Шарджу (ОАЭ) - в 9.05, в Сайгон – в 9.55, в Сеул и Куала-Лумпур – в11.00 и так далее... Время между стыковками – от двух до шести часов. Для челябинцев Ташкент является прямыми воротами в страны Юго-Восточной Азии. Сегодняшний рейс тоже показателен в этом отношении. Пассажиры летят не только в Ташкент, но и в Пекин, Сайгон, Ханой, Бангкок, Куала-Лумпур. Обслуживается этот рейс по международным стандартам. Пассажирам, к примеру, не нужно будет брать багаж в Ташкенте. Они получат его уже в аэропорту прибытия. К этому могу добавить, что переход с ТУ-154, на котором раньше мы летали до Ташкента, на RJ-85 не повлиял на цену авиабилета, хотя уровень сервиса стал на порядок выше. Ну а сам самолет вы сейчас увидите...


Во время посадки – в темноте на летном поле досконально разглядеть RJ-85 не получается. Заметно лишь, что эта диковинная машина значительно меньше родного ТУ-154, отдаленно напоминает ЯК-40 и ТУ-134 одновременно. Впрочем, сходство это чисто внешнее. RJ-85 – машина нового поколения, более совершенная и современная. Вмещает в соответствии с названием 85 пассажиров. Сегодня летят 58.


Несмотря на компактность, салон самолета, выполненный в бело-синих тонах, не выглядит тесным. «Надо же, – удивляются поднимающиеся на борт пассажиры, – снаружи такой маленький, а внутри – просторно». Ощущение свободы достигается с помощью продуманного до мелочей дизайна салона, включая мягкую подсветку, создающую чувство комфорта. В каждом ряду умещается по пять кресел, три слева и два справа. Как и в больших самолетах, есть два салона – бизнес и эконом-класса. Расстояния между креслами по сравнению с «обычными» самолетами увеличены, есть даже система кондиционирования на стоянке, что важно в условиях жаркого климата (последнее в этом рейсе не пригодится, в Баландино в ночь на 23 марта температура минус десять). Как бы то ни было, RJ-85 считается самолетом повышенной комфортности. Что становится понятно с первых минут полета. RJ-85 легко разбегается и плавно отрывается от земли. Без натужности и лишнего шума. Это ощущение подтверждают сидящие неподалеку летчики «Узбекских авиалиний», возвращающиеся домой в качестве пассажиров: уровень вибрации и шума у этой машины – минимальный, соответствующий самым строгим международным требованиям. «Помимо всего прочего, RJ –очень экономичная машина,– рассказывают собеседники, – она, к примеру, расходует в полтора раза меньше топлива, чем Як-40, «Туполев» тоже «съедает» намного больше. А вы знаете, что в кабине сейчас всего два пилота? Вместо пяти человек у «Туполева». На RJ нет ни штурмана, ни бортинженера, ни радиста. Их работу выполняет бортовой компьютер. Электронная начинка самая современная – соответствует оборудованию на «Боинге-767». И с точки зрения безопасности машина очень надежная…»


В этот момент мы летим сквозь ночь на высоте 9600 метров. Самое время познакомиться с узбекским вином (кстати, очень вкусным) и сушеной, но очень ароматной и тающей во рту курагой в качестве закуски. На каких авиалиниях еще встретишь такую экзотику? Разумеется, вполне европейский полноценный самолетный ужин (завтрак?) тоже предлагается пассажирам. Добавьте к этому завораживающие улыбки и внимательное обслуживание красавиц стюардесс (других в авиакомпанию просто не берут). Сочетание восточного колорита и западной техники дает свой «результат». Почти три часа полета (а точнее 2.45) пролетают незаметно.


Столица Узбекистана встречает ярким утренним солнцем, ароматом зелени и теплом (+15°С). Сам Ташкент, безусловно, заслуживает отдельного описания. Но это уже другая история...

Другие материалы по теме: