Управляющая торговой сети «Пятерочка» Елена Красникова: В Челябинской области развиваются цивилизованные формы торговли

На вопросы Южно-Уральской редакции ИАА «УралБизнесКонсалтинг» ответила управляющая торговой сети «Пятерочка» в Челябинске Елена Красникова.




– Елена Владимировна, каковы основные тенденции развития торговли в Челябинской области?



– Основной тенденцией развития торговли в Челябинской области является развитие цивилизованной формы торговли – комфортной, удобной для совершения покупок. Можно сказать, в какой-то своей части торговля становится развлекательной. Пока это присутствует не во всех форматах магазинов, но в больших комплексах, гипермаркетах, развлекательные формы торговли – дегустации, различные виды промо-акций возле и внутри магазина – давно стали постоянным явлением. Причем цель подобных акций зачастую заключается не только и не столько в стимулировании продаж, сколько информировать покупателя или просто его развлечь.


Можно с уверенностью сказать, что на рынке Челябинска наблюдаются все основные тенденции, присущие торговле в России в целом. У нас представлены почти все форматы.



– Какие факторы (административные, законодательные, экономические), по Вашему мнению, оказывают наибольшее влияние на развитие торговли?


– В первую очередь влияет законодательный фактор. На данном этапе развития рынка законодательные органы Челябинска и предприятия малого и среднего бизнеса позитивно взаимодействуют. В основной массе принимаемые законы соответствуют принципу «не навреди».


Как руководителю предприятия, хотелось бы, чтобы принимаемые законы были более детально прописаны, более конкретны. В этом случае у органов исполнительной власти останется меньше проблем с исполнением закона.



– В чем разница развития торговли в Челябинске и Екатеринбурге?


– В Екатеринбурге позитивное взаимодействие законодательной и исполнительной властей с бизнесом началось чуть раньше и более интенсивно, чем в Челябинске. Это привело к тому, что в настоящее время в Екатеринбурге представлено больше крупных торговых объектов.


До сих пор в Челябинске нет ассоциации ритейлоров, ни областной, ни городской. Это серьезно тормозит развитие рынка и мешает взаимодействию руководителей предприятий и представителей власти.



– Насколько перспективен, по Вашему мнению, формат супер- и гипермаркетов? Может ли произойти полное вытеснение мелких магазинов и рыночной торговли?


– Самая высокая динамика развития в ближайшее время будет наблюдаться как раз в сфере гипермаркетов. Причем эти виды магазинов составляют все более серьезную конкуренцию обычным магазинам и рынкам как в плане удобства и качества обслуживания, так и в ценовом отношении.



– Развивается ли в Челябинске формат магазинов «у дома»?


– Магазины формата шаговой доступности всегда будут занимать какую-то нишу на рынке. Несмотря на явные преимущества гипермаркета по сравнению с магазином «на углу», у покупателя просто не всегда есть время доехать до торгового комплекса, ходить по рядам стеллажей, чтобы в результате купить вдвое больше, чем планировал. У каждого человека всегда будет оставаться ежедневная потребность в сиюминутных покупках, которую никакой гипермаркет не в состоянии удовлетворить. Магазины мелкого формата не будут вытеснены крупными торговыми центрами. Другое дело, какую долю рынка они будут занимать?



– Как Вы оцениваете уровень конкуренции на челябинском рынке? Как он изменился за прошедший год?


– Основной объект конкуренции среди челябинских торговых сетей – недвижимость для открытия новых магазинов. Уже в конце прошлого года предложение торговых площадей, подходящих под наш формат, в Челябинске было исчерпано.


Любая торговая сеть использует, как правило, вторичную недвижимость – помещения, создававшиеся в советские времена, не приспособленные для торговли. Однако на рынке незанятых помещений этого типа в настоящее время уже почти не осталось, а спрос на них среди торговых сетей по-прежнему высок.


На сегодняшний день сети «Пятерочка», «Дикси» и «Незабудка» в Челябинске ставят перед собой задачу довести количество магазинов до 50. В связи с этим в ближайшие год-два участников рынка торговых сетей в Челябинске ожидает серьезная конкурентная борьба. Основное внимание компаний, в том числе и компании «Пятерочка», будет направлено на одиночные торговые объекты с целью слияния их с сетью либо на более мелкие сети с целью их приобретения.


– Супермаркет «Кировский» (г. Екатеринбург) временно отложил открытие своего филиала в Челябинске, мотивируя это тем, что покупательская способность в Челябинске ниже, чем в Екатеринбурге. Как вы прокомментируете этот факт?


– Доходы населения Челябинска в настоящее время таковы, что приход супермаркета такого уровня, как «Кировский», экономически не выгоден. Это формат очень дорогого супермаркета, и, в связи со значительной разницей покупательской способности между Екатеринбургом и Челябинском, срок окупаемости челябинского филиала будет очень большим.



– Не секрет, что в торговых сетях Челябинска большая текучесть кадров. Насколько актуальна для вашей торговой сети проблема квалифицированного персонала?


– Текучки кадров среди менеджеров среднего звена и руководства в компании «Пятерочка» нет. Мы стараемся пригласить к себе на работу лучших кандидатов. В этом звене практически нет увольнений, если человек растет вместе с компанией.


Что же касается линейного персонала, т. е. сотрудников магазинов, то здесь, по данным компании «Пятерочка», ежегодная текучесть кадров составляет 20 %. Это сравнительно невысокий процент, если учесть, что, во-первых, в крупных мировых компаниях этот показатель достигает 100 %, а во-вторых, сотрудники сети «Пятерочка» не только увольняются, но и переходят на более высокие должности.



– Каковы планы развития на текущий год? В среднесрочной перспективе?


– В 2005-2006 гг. торговая сеть «Пятерочка» планирует довести количество своих супермаркетов в Челябинске до 50 и увеличить отдачу с 1 кв. м до $ 500 в месяц. Прогноз по товарообороту на этот год – $ 60 млн. В этом случае мы добьемся 50 %-ного прироста по сравнению с 2004 г. – в прошлом году товарооборот составил $ 40 млн.


Количество работников компании увеличится в два раза и составит 1700 человек.
В течение 2005 г. компания «Пятерочка» планирует вывести на рынок 10 эксклюзивных марок товаров повседневного спроса. Более конкретная информация пока не разглашается. Продукция будет производиться на предприятиях Челябинской области.
Помимо этого до конца лета во всех крупных магазинах, а также в тех, которые откроются позднее, будет организовано собственное производство выпечки, салатов и полуфабрикатов. В настоящее время на рынке наметился устойчивый спрос на данные виды товаров, и есть дефицит предложения.

Другие материалы по теме: