Главная > VIP-интервью > Александр Федоров: Экология стала важным элементом повышения качества жизни южноуральцев

Александр Федоров: Экология стала важным элементом повышения качества жизни южноуральцев


06.02.2012. Разместил: denis
Александр Федоров: Экология стала важным элементом повышения качества жизни южноуральцевПредседатель комитета Законодательного Собрания по экологии и природопользованию Александр Федоров подвел итоги работы комитета в 2011 году и поделился планами работы на 2012 год.

— Александр Анатольевич, Вы являетесь председателем комитета по экологии и природопользованию Законодательного Собрания Челябинской области уже второй созыв. Над решением каких вопросов в настоящее время работает комитет?

— С моей точки зрения, в работе комитета по экологии нового созыва важно было сохранить те наработки в законодательном обеспечении решения экологических проблем региона, которые сделали депутаты предыдущего созыва, продолжить работу в вопросах охраны окружающей среды и здоровья населения, совершенствования экономических механизмов обеспечения рационального природопользования и внедрения экологически чистых технологий. Экологическая составляющая стала важным элементом повышения качества жизни южноуральцев, конкурентоспособности экономики области.

Думаю, что нам удалось сохранить преемственность в деятельности, потому что в комитете продолжили работу такие опытные и ответственные депутаты, как Константин Струков, Борис Мурашкин, Александр Вольхин. В новом созыве к ним присоединились депутаты Сергей Баранов, Валерий Галеев, Владимир Гладских, Владимир Перезолов.

За год работы депутатов нового созыва комитетом по экологии подготовлены к рассмотрению и приняты Законодательным Собранием Челябинской области 55 нормативных правовых актов Челябинской области, в том числе 8 законов и 47 постановлений. Но дело не в количестве принятых документов, а в их качественном наполнении. Нам удалось выйти на обсуждение и поиски решения экологических проблем, которые особо остро обозначились за последнее время и о которых раньше даже не задумывались всерьез. К ним я отношу совершенствование законодательства в сфере социальной защиты граждан, пострадавших от радиационных аварий, и в сфере обеспечения пожарной безопасности в области, работу по гарантированному обеспечению водой населения в маловодные периоды и защите от чрезвычайных ситуаций в сфере водообеспечения, улучшение состояния водных объектов, являющихся источниками питьевого водоснабжения, и очистных сооружений канализации Челябинской области, рассмотрение вопросов, связанных с развитием минерально-сырьевой базы полезных ископаемых Челябинской области.

— Какие вопросы Вы считаете наиболее проблемными для нашей области, требующими скорейшего решения на законодательном уровне?

— На мой взгляд, в настоящее время необходимо завершить реформу системы государственного экологического контроля, так как сегодня эти функции осуществляют сразу три ведомства, и многие из них дублируются, а некоторые параметры не контролируются никем.

Следующая первоочередная задача, требующая незамедлительного решения, — переработка промышленных и бытовых отходов и их вторичное использование.

Значительной экологической проблемой являются свалки бытовых отходов и отсутствие полигонов для их размещения. А ведь по статистике ежегодно количество отходов увеличивается на 1–2%. В 2011 году из областного бюджета выделено 25 млн. рублей на решение данной проблемы. Эти средства направлены на завершение строительства первой очереди полигона в Саткинском районе, а также на проектирование полигонов для Челябинска и Миасса.

Что касается промышленных отходов, то, по оценкам специалистов, их на территории Челябинской области накоплено более 4 миллиардов кубических метров, причем большую часть составляют отвалы пустой породы, металлургические шлаки.

У предприятий уже имеется опыт вторичного использования этих отходов, как в собственном производстве, так и в строительной индустрии, например, при строительстве дорог. Но данная проблема требует более глобального системного подхода. Необходимо создать на государственном уровне систему экономического стимулирования для предприятий, внедряющих новые технологии переработки твердых и жидких промышленных и бытовых отходов; принять федеральную программу, предусматривающую участие государства в реализации крупно затратных мероприятий по переработке отходов производства и быта.

Как руководитель крупного предприятия убежден, что экологическая ответственность, разумное и бережное отношение к окружающей нас среде будут способствовать повышению эффективности деятельности и конкурентоспособности любого предприятия на долгие годы.

В плане законодательства работа в этом направлении также ведется. Например, в начале 2011 года областными депутатами были приняты поправки в Закон Челябинской области «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в области охраны окружающей среды», в соответствии с которым органами местного самоуправления сформированы системы по обращению с отходами, регулярно осуществляются мероприятия по их совершенствованию (обновление специализированной техники по сбору и удалению отходов, внедрение новых методов в обращении с отходами и т.д.), а также ведется финансирование из местных бюджетов приобретения и обновления оборудования, предназначенного для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

— Александр Анатольевич, как реализуются мероприятия, направленные на улучшение качества жизни людей, пострадавших от радиоактивного загрязнения?

В последнее время повышенное внимание общественности привлечено к проблемам совершенствования законодательства в сфере социальной защиты граждан, пострадавших от радиационных аварий. И Законодательным Собранием уже несколько лет ведется работа по усилению мер социальной поддержки «маяковцев».

На территории Челябинской области в настоящее время проживает более 17 тысяч человек, пострадавших в результате радиационных аварий на Южном Урале. В 2011 году комитетом по экологии подготовлены поправки к проекту федерального закона «О внесении изменений в статьи 14 и 15 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В соответствии с «чернобыльским» законом право на получение субсидий на приобретение жилья имеют некоторые категории граждан, подвергшихся радиационному воздействию, в том числе граждане, пострадавшие от аварии на «Маяке». При этом на учет они должны были встать до 1 января 2005 года.

Конституционным Судом Российской Федерации ограничение даты постановки на учет до 1 января 2005 года признано противоречащим Конституции. И поправки к законопроекту внесли изменения, которые предоставят право на получение жилищных субсидий двум категориям граждан (ликвидаторам и инвалидам), вставшим на учет как до 1 января 2005 года, так и после этой даты.

К сожалению, права еще двух категорий (эвакуированных и добровольно выехавших с загрязненных территорий) остались не защищены. Мы считаем, что все категории граждан должны быть равны. Поэтому челябинские депутаты предложили внести в проект федерального закона дополнительно изменение, которое позволит обеспечивать жильем все категории граждан, также независимо от даты постановки на учет. Мы продолжаем работу с депутатами Государственной Думы в этом направлении.

В 2011 году на мероприятия областной программы по преодолению последствий радиационных аварий выделено 42 млн. рублей из федерального и областного бюджетов. На эти средства построены водопроводы, газопроводы и дороги в Красноармейском и Кунашакском районах, приобретается медицинское оборудование для медицинских учреждений Аргаяшского и Каслинского районов, проводится обследование населения, проживающего в этих районах.

По инициативе комитета Законодательное Собрание обратилось в Минрегионразвития РФ с просьбой об увеличении финансирования мероприятий по обеспечению жильем граждан, пострадавших от радиационного воздействия. И в этом году из федерального бюджета выделено 120,7 млн. рублей, что позволило выдать 82 жилищных сертификата нуждающимся гражданам.

В апреле 2011 года на заседании комитета рассмотрена Концепция совершенствования законодательства в сфере социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк», сбросов радиоактивных отходов в реку Теча и аэрозольных выбросов. В концепции определены основные проблемы нормативной правовой базы в сфере социальной защиты граждан и намечен план действий, направленный на ликвидацию пробелов в законодательстве.

— В 2010 году произошло несколько чрезвычайных ситуаций в сфере водообеспечения населенных пунктов Челябинской области. Что сделано для предотвращения ЧС и надо ли ждать повторения случившегося?

— Комитетом совместно с правительством Челябинской области продолжена работа по гарантированному обеспечению водой населения Челябинской области в маловодные периоды и защите населения от чрезвычайных ситуаций в сфере водообеспечения. В 2011 году чрезвычайных ситуаций в сфере водообеспечения в Челябинской области не было зарегистрировано. Здесь сказались и благоприятные погодные условия и целенаправленная деятельность госорганов.

Сегодня с удовлетворением можно отметить, что 39 муниципальных образований из 43 разработали мероприятия, направленные на обеспечение рационального использования водных ресурсов; во всех муниципальных образованиях приняты программы «Чистая вода»; в 27 — организованы резервные источники водоснабжения на случай чрезвычайных ситуаций; в 14 — получены лицензии на пользование участками недр для добычи подземных вод, в 13 — лицензии в стадии оформления; в 12 муниципалитетах оформлены в муниципальную собственность гидротехнические сооружения (иначе – ГТС: плотины, шлюзы на реках, водозаборные башни и др.), используемые для водоснабжения населенных пунктов, в 5 — в стадии оформления.

Депутаты рекомендовали в мае 2011 года министерству промышленности и природных ресурсов Челябинской области ускорить разработку областной целевой программы «Развитие минерально-сырьевой базы Челябинской области» в части поиска, оценки и разведки месторождений подземных вод. К сожалению, до настоящего времени такая программа не принята. Однако следует отметить, что отдельные работы по данному направлению выполнялись за счет средств областного бюджета в сумме 5,83 млн. рублей по областной целевой программе «Чистая вода» на территории Челябинской области на 2010–2020 годы. В частности, это проведение дополнительных поисково-разведочных работ Уфалейского участка, бурение разведочных и эксплуатационных скважин на территориях населенных пунктов в Агаповском и Аргаяшском районах.

На территории Челябинской области находится 345 гидротехнических сооружений, а 67 из них требуют капитального ремонта и реконструкции, так как эксплуатируются более 40 лет. Привести ГТС в безопасное состояние необходимо, чтобы предотвратить угрозу жизни людей, затопления и разрушения жилых домов, предприятий и сельхозугодий.

В 2011 году проведен капитальный ремонт ГТС в Бакале, Карабаше, Катав-Ивановске и Кыштыме, реконструированы — в Златоусте и Миассе, что позволит гарантированно обеспечить эти города водой и не допустить ущерба от затоплений, исчисляемого миллиардами.

В 2012–2015 годах запланировано приведение в безопасное состояние 17 ГТС, в частности, будут проводиться капитальный ремонт и реконструкция ГТС, которые обеспечивают водоснабжением города Сим, Юрюзань, Миньяр, Нязепетровск.

Так что работа по предупреждению аварий в сфере водообеспечения ведется уже много лет и будет продолжена.

— Созданный в 2006 году «Комитет по экологии, природопользованию, недрам и чрезвычайным ситуациям» с 2010 года в своём наименовании потерял слова «недра и чрезвычайные ситуации». Это следствие того, что названные проблемы комитет уже не рассматривает?

— Сокращение названия не означает сужения круга рассматриваемых вопросов. Мы обсуждали на своем заседании вопрос о состоянии, перспективах и направлениях развития минерально-сырьевой базы общераспространенных (используемых в строительстве: песок, строительный камень, глина) и твердых (руды черных, цветных и благородных металлов, нерудное сырье для металлургии, бурый уголь, цементное, кварцевое сырье и др.) полезных ископаемых и пришли к выводу, что на сегодняшний день в сфере добычи общераспространенных полезных ископаемых складывается ситуация, которая требует незамедлительного решения, а состояние минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых требует решения проблем, невнимание к которым недопустимо для нас как для промышленной области.

Несмотря на то, что Челябинская область является лидером в Российской Федерации по объемам запасов и добычи полезных ископаемых, большая их часть недоступна для освоения, так как находится на землях лесного фонда, на землях, находящихся в частной собственности, на значительном удалении от промышленных центров, транспортных и энергетических коммуникаций.

Установлено, что через 2–3 года вблизи города Челябинска завершится отработка месторождений строительного песка, около города Магнитогорска нет разведанных запасов кирпичных глин и строительного камня, в горнозаводской зоне — строительного песка и кирпичных глин. Иначе говоря, строить скоро будет не из чего! А ведь в Челябинской области не только развивается промышленность, но и набирает темпы строительная отрасль.

Депутаты комитета вынесли решение о необходимости принятия областной целевой программы «Геологическое изучение недр и развитие минерально-сырьевой базы Челябинской области», которая позволит восполнить запасы строительного сырья, освоить месторождения в непосредственной близости от крупных строительных площадок, создать конкурентную среду в производстве строительных материалов, обеспечить благоприятные инвестиционные условия для развития строительной индустрии, а также обеспечит создание дополнительных рабочих мест.

Общий объем финансирования Программы на пять лет за счет средств областного бюджета оценивается в 64,46 млн. рублей, в том числе на 2012 год — 14,36 млн. рублей.

Затраты областного бюджета на изучение недр будут возмещаться при проведении аукционов на право пользования участками недр для разведки и разработки месторождений. Так, уже во втором полугодии 2012 года можно выставить на аукцион 20 участков недр и получить доходы в областной бюджет от их продажи 15–20 млн. рублей, что полностью возместит бюджетные расходы. Ожидаемые доходы от продажи участков недр в 2013–2015 годах составят 50–60 млн. рублей. Кроме того, ежегодно в бюджет области будут поступать более 150 млн. рублей от налога на добычу полезных ископаемых.

Поэтому наш комитет рекомендовал правительству Челябинской области ускорить принятие названной областной целевой программы и рассмотреть возможность выделения средств из областного бюджета в 2012 году на мероприятия по геологическому изучению недр.

И мы понимаем: если просить из бюджета области 14 миллионов на геологоразведку в наступающем году, то и вернуть необходимо не менее 16–20 — это бизнес-процесс. Потенциально каждый участок месторождения полезных ископаемых в Челябинской области может стать предприятием малого или среднего бизнеса.

Для расширения минерально-сырьевой базы Челябинской области и дальнейшего развития промышленности и укрепления экономики Челябинской области необходимо привлекать пользователей недр к разработке готовых к эксплуатации месторождений, к изучению новых видов минерального сырья, способствовать появлению новых направлений в промышленности и инвестиционных проектов с их использованием.

— Деятельность, касающаяся предотвращения чрезвычайных ситуаций, также остаётся в ведении комитета по экологии?

— Безусловно. Деятельность комитета, как и всего Законодательного Собрания, не только в принятии законов и других правовых актов, но и в осуществлении контроля за их исполнением.

Так, в апреле прошедшего года депутаты рассмотрели информацию об исполнении областной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Челябинской области» на 2007–2010 годы.

Надо отметить, что в результате реализации мероприятий Программы по отношению к 2004 году (подобная программа принималась на 2002–2006 годы) снижено количество погибших в чрезвычайных ситуациях различного характера в 4,6 раза, пострадавших — в 17,3 раза; увеличен коэффициент достоверности прогнозов чрезвычайных ситуаций природного характера с 50 до 89%; сокращено время управления областной подсистемой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в штатном режиме на 22,2%.

Вместе с тем оказались не выполнены некоторые мероприятия, предусмотренные Программой, в том числе не введены в эксплуатацию пять зданий пожарных депо (при этом строительство двух зданий пожарных депо в городе Челябинске даже не начато), не приобретены две автолестницы и установка термической демеркуризации ртути, не создана водолазная станция в городе Усть-Катаве.

В связи с этим правительству Челябинской области рекомендовано принять названную Программу на последующие годы и рассмотреть возможность осуществления начатых мероприятий с выделением средств областного бюджета на их реализацию.

Отрадно то, что 912 населенных пунктов Челябинской области, в которых проживает 94,3% населения, находятся в пределах нормативного времени прибытия подразделений пожарной охраны к месту вызова.

Тем не менее правительству Челябинской области рекомендовано увеличить количество областных подразделений до необходимого количества (чтобы 100% населения жили в пределах быстрой доступности пожарной помощи!), а также завершить создание областных подразделений в организациях с круглосуточным пребыванием людей, в которых в обязательном порядке создается пожарная охрана, содержащаяся за счет средств областного бюджета.

— Александр Анатольевич, комитет по экологии и природопользованию Законодательного Собрания решает серьезные вопросы, касающиеся всей Челябинской области. А приходилось ли рассматривать вопросы, которые можно было бы назвать необычными, неординарными?

— Да, приходилось. Например, летом прошедшего года к нам обратился «Союз обществ охотников и рыболовов» Челябинской области с такой необычной проблемой: в нашей области растет численность серой вороны; этот хищник наносит урон водоплавающей птице, певчим и другим видам полезных птиц, является переносчиком инфекционных заболеваний. В связи с этим общественная организация предложила отнести серую ворону к охотничьим ресурсам Челябинской области и создать тем самым правовую базу для регулирования ее численности в охотничьих угодьях. Для решения этого вопроса по инициативе нашего комитета Законодательным Собранием были приняты изменения в Закон Челябинской области «О регулировании отношений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории Челябинской области».

На ноябрьском заседании депутаты комитета рассмотрели информацию об исполнении этого Закона и пришли к выводу, что охота может стать одним из направлений развития сферы туризма на Южном Урале, в том числе и для иностранных граждан.

Наш регион может быть привлекательным в этом плане: лесов у нас достаточно, места хорошие, а в последние годы увеличивается популяция животных, охота на которых разрешена, и даже и у заграничных охотников интерес с каждым годом растет. Например, если в 2009 году на территории региона поохотились шесть иностранцев, в 2010 их было девять, то в 2011 году — 21. А вот охотпользователей, которые бы рассматривали свое дело как бизнес, практически нет.

Вы видите, насколько широка и многогранна сфера деятельности комитета по экологии. Мы понимаем, что решение экологических проблем становится одним из приоритетов развития Южного Урала. И экономика позволяет нам решать эти задачи гораздо более масштабно, чем это происходило все предшествующее десятилетие.

Система охраны окружающей среды России пока проигрывает развитым странам по эффективности и прозрачности. Однако если не беспокоиться и не решать проблемы экологии сегодня, то нельзя надеяться на поступательное, динамичное развитие в будущем.


Сергей Ефремов


Вернуться назад