Главная > VIP-интервью > Светлана Фурдуй: Большинство микрокредитных организаций в УрФО не собираются работать по правилам

Светлана Фурдуй: Большинство микрокредитных организаций в УрФО не собираются работать по правилам


25.05.2012. Разместил: denis
Светлана Фурдуй: Большинство микрокредитных организаций в УрФО не собираются работать по правиламНа вопросы информационно-аналитического агентства «УралБизнесКонсалтинг» ответила руководитель регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в Уральском федеральном округе Светлана Фурдуй.

— Светлана Валерьевна, каковы основные направления работы регионального отделения ФСФР в УрФО? Как можно определить фронт работ вашего ведомства?

— Являясь государственной структурой, мы стоим на защите прав граждан, в первую очередь — застрахованных лиц и акционеров. Эту задачу мы решаем, осуществляя контроль и надзор за деятельностью субъектов финансового рынка. Способы защиты этих прав многообразны — это контроль за финансовой устойчивостью поднадзорных нам организаций, к числу которых относятся акционерные общества в части корпоративного управления, негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании и паевые инвестиционные фонды, микрокредитные организации, потребительские кооперативы и страховые компании.

— В основном ваша работа — это анализ документов и предоставленной отчетности?

— В первую очередь, это действительно работа с отчетами и финансовой документацией, предоставляемой участниками рынка. Это обязательная отчетность, которая регулярно сдается участниками рынка. Но одним анализом отчетности мы не ограничиваемся. Значительная часть работы связана с анализом жалоб, которых поступает очень много. Здесь у нас, как и у других служб, существует два варианта реагирования: выездные и документарные проверки.

В целом можно сказать, что контроль и надзор у нас занимает две трети общего рабочего времени и одну треть занимает разрешительная деятельность, которая включает в себя регистрацию выпуска ценных бумаг акционерных обществ. Лицензирование мы сегодня не осуществляем, эту функцию взял на себя центральный аппарат ведомства в Москве.

Кроме того, каждая из этих частей сама по себе подразделяется на юридическое сопровождение и административную практику. К последней можно отнести наложение штрафов, участие в судебных процессах, подготовку проектов для внесения изменений в нормативные акты.

— Какое количество компаний находится под надзором вашего ведомства? Увеличивается ли их количество или уменьшается?

— Согласно официальным данным Единого реестра государственной регистрации юридических лиц, на сегодняшний день в УрФО зарегистрировано 18 900 акционерных обществ. Из них 15 120 — это ЗАО, а 3780 — открытые общества. Мы отмечаем, что их число постепенно уменьшается в связи с ужесточением требований к раскрытию информации и предоставлению отчетности для акционерных обществ.

Кроме того, в нашу сферу ответственности попадают 9 негосударственных пенсионных фондов, 34 страховых компании. С 1 января этого года в нашу зону ответственности попали и микрокредитные финансовые организации.

— Каковы основные итоги деятельности вашего ведомства за прошлый год?

— За 2011 год мы зарегистрировали 602 выпуска ценных бумаг общим объемом 45 млрд. рублей. В количественном отношении это на 13% меньше, чем в 2010-м, и на 10% меньше, чем в 2009 году. Но в денежном выражении мы наблюдаем определенный прирост объемов.

Снижение роста эмиссий я бы объяснила повышением требований к организации деятельности акционерных обществ. В последнее время увеличилось количество требований к раскрытию информации вне зависимости от организационных форм и к системе ведения реестра. С одной стороны, права акционеров, особенно миноритарных, стали более защищенными. С другой — выросли финансовые затраты на содержание такой организационно-правовой формы. В связи с этим количество акционерных обществ у нас начало уменьшаться. Но мы наблюдаем увеличение числа реорганизаций: сначала ОАО перерегистрируются в ЗАО, потом ЗАО — в ООО. Это вполне закономерный процесс.

— Правительство и Государственная дума готовят существенные изменения в Гражданский кодекс, которые серьезно изменят существующую систему организационно-правовых форм. Как эти изменения скажутся на работе существующих обществ?

— Действительно, в ближайшее время система организационно-правовых форм может подвергнуться серьезным изменениям. В основе новой системы будет деление компаний на публичные и непубличные. Хотя правильнее было бы сказать, что она зафиксирует те тенденции, которые давно сложились на практике.

Публичные компании — это те, акции которых обращаются на открытых торговых площадках. Их очень мало: из нынешних ОАО по-настоящему публичными является не более 1%. Именно им и имеет смысл оставаться открытыми и вести весь тот большой объем отчетности, о котором мы говорили.

Все остальные компании, вне зависимости от того, как они называются сегодня — ОАО или ЗАО, на деле являются непубличными. Для некоторых форма акционерного общества стала наследием приватизации. Они были созданы в форме ОАО, а на деле не являются и никогда не являлись публичными. Другим в свое время понравилась красивая и значимая аббревиатура ОАО, или же они планировали выйти на открытый рынок, но так и не осуществили своего желания. Сегодня они — непубличные, и изменения в кодекс только закрепят этот факт юридически.

— В каких случаях организации имеет смысл регистрироваться в качестве ОАО? В каких лучше избрать иную организационно-правовую форму?

— Рост объемов отчетности делает форму ОАО очень затратной при постоянном юридическом обслуживании. Поэтому использовать ее имеет смысл только в том случае, если компания в ближайшее время собирается привлекать сторонних акционеров и выходить на открытые рынки капитала. Если вы планируете провести IPO, крупные заимствования на институциональных финансовых рынках и видите, что в нынешней структуре собственников не намечается внутрикорпоративных конфликтов, то регистрируйте ОАО.

Во всех остальных случаях, особенно связанных с малым бизнесом, с организацией бизнеса между знакомыми, лучше регистрировать ООО или ИП. Причем последняя форма предпочтительнее, так как и у ООО объемы обязательной отчетности постоянно возрастают.

— Если уже была совершена ошибка и без необходимости зарегистрировано ОАО, что следует делать в такой ситуации?

— С такими ситуациями регулярно приходится сталкиваться на комиссиях, куда вызываются собственники ОАО, которые не могут сдавать необходимые объемы отчетности. В свое время им понравилась гордо звучащая аббревиатура, а теперь они сталкиваются с серьезными проблемами. Но и для них есть выход: во-первых, изменить организационно-правовую форму собственности в соответствии с реальными задачами бизнеса; во-вторых, попытаться исполнять требования законодательства.

На самом деле это не так сложно, как многим представляется. Достаточно один раз вместе с юристами правильно составить отчетные документы и потом каждый год заполнять их в соответствии с готовым шаблоном. Никаких особых проблем в этом я не вижу. Тем более что не всегда у компании есть возможность быстро изменить форму своей организации, особенно если с ней связаны разного рода лицензии или участие в тендерах.

Также следует отметить, что самые серьезные требования предъявляются к тем акционерным обществам, которые имеют более 500 акционеров, а также к тем организациям, которые не просто планировали, но и попытались в свое время выйти на организационный рынок и зарегистрировали проспект выпуска акций. По сути, только они обязаны осуществлять раскрытие «по полной», публикуя надлежащим образом и существенные факты (их порядка 46), и ежеквартальные отчеты.

Но даже для этих компаний есть послабления в форме так называемого заявления, которое позволяет отказаться от полного раскрытия информации. У нас в УрФО из 600 ОАО, обязанных полностью раскрывать свои данные, в прошлом году воспользовались этой возможностью подачи заявления 186. Сейчас они раскрывают информацию по минимуму: это устав, баланс, отчет о годовом собрании акционеров.

— Не приведет ли введение изменений в законодательство к необходимости внесения срочных изменений в документацию компаний, их фирменных бланков, реквизитов?

— Я уверена, законодатели предусмотрят переходный период и простые процедуры перехода, которые позволят предпринимателям безболезненно и финансово необременительно осуществить переход на соответствующую новую организационно-правовую форму.

— Мы наблюдаем консолидацию регионального и федерального страхового рынка. Насколько этот процесс, на ваш взгляд, благоприятен для рынка? Не приводит ли он к уменьшению конкуренции? Является ли его следствием увеличение надежности, уменьшение риска страхующихся?

— Процесс укрупнения и консолидации наблюдается не только на страховом рынке, но и на профессиональном рынке ценных бумаг и в банковском секторе. Постепенное увеличение требований к собственным средствам, уставному капиталу идет во всех сферах финансового рынка.

Особенностью страхового рынка является то, что участники на нем не исчезают в никуда, как это происходит, скажем, на финансовом рынке, а консолидируются, объединяются, вливаются в состав более сильных игроков. Происходит реорганизация, а не ликвидация.

Что касается последствий этого процесса, то на сегодня говорить об этом рано, потому что новые требования и новые виды страхования у нас появились только с 1 января.

Но уже сейчас можно говорить о том, что более крупные игроки априори более устойчивы на рынке, потому что имеют возможность диверсифицировать бизнес. Возможностей вложиться в разные инструменты при большем количестве денег и получить больший доход у крупной компании гораздо больше, чем у небольшой. Как правило, небольшие страховые компании, в том числе и за рубежом, осуществляют очень узкопрофильные виды страхования, вплоть до страхования высокопородных лошадей или страхования раритетных машин и так далее. А основные виды страхования, такие как обязательные виды страхования, осуществляют крупные федеральные компании. Я думаю, что российский рынок идет по этому же пути.

— Насколько сейчас наш рынок консолидирован? Не происходит ли вытеснение местных игроков страхового рынка федеральными?

— У нас есть крупные региональные игроки, твердо стоящие на ногах, которые в ближайшее время ни слиянию, ни присоединению не подвергнутся. По финансовой устойчивости вопросов к ним нет. Единственное, что их может сподвигнуть к объединению, — это вступление России в ВТО и резкое увеличение уровня конкуренции на рынке. Но в количественном отношении мы сегодня имеем 34 самостоятельных региональных компании и 182 филиала федеральных компаний.

— В каком состоянии находится сегодня рынок негосударственных пенсионных фондов?

— Сегодня в УрФО зарегистрировано 9 НПФ, из которых один — Ханты-Мансийский негосударственный пенсионный фонд — входит в десятку крупнейших в России. Все фонды сегодня работают стабильно, но им постоянно приходится сталкиваться с изменением нормативных актов, регламентирующих их деятельность.

Так, недавно было выпущено письмо ФСФР, в котором НПФ предписывалось сохранять размер собственного имущества для осуществления уставной деятельности на должном уровне. Если раньше фонд должен был продемонстрировать достаточный объем собственного имущества только при регистрации, а потом мог тратить его на собственные нужды, то теперь он должен постоянно иметь такую «подушку безопасности» в течение всей деятельности НПФ.

В части предполагаемых изменений очень важным может стать уравнивание в правах государственного пенсионного фонда и НПФ в части возможностей разнесения убытков по счетам. Раньше у негосударственных фондов такого права не было: даже получая фактические убытки, они не имели права перекладывать их на своих вкладчиков. Теперь такое право у них может появиться, ведь как профессионалы на финансовом рынке мы должны понимать, что невозможно все время получать доход: неоткуда взять доход, если весь рынок падает. Поэтому в силу того, что деньги в НПФ предполагаются длинные, он может получать этот минус, но потом при восстановлении рынка может его наверстать, покрыть его в итоге.

— Были ли случаи, когда пенсионные фонды прекращали свое существование, и что тогда случается с пенсиями людей?

— У нас были случаи реорганизации и перерегистрации фонда на другие территории и случаи изменения состава учредителей. Законодательный механизм достаточно серьезно защищает вкладчиков в случае аннотирования лицензии. Все пенсии должны перейти в денежном выражении в ПФР, и затем участник имеет право распорядиться своими накоплениями или оставить их там. Это касается обязательного пенсионного страхования. По необязательному, дополнительному пенсионному обеспечению участник тоже имеет право либо получить пенсионные резервы в денежной форме, либо отдать их в другой НПФ.

— Микрокредитные финансовые организации — это достаточно новое явление для нашего рынка?

— Оно как раз очень старое, просто до последнего времени деятельность микрокредитных организаций определялась только законом и никем не контролировалась, надзор за ними почти не осуществлялся. Отчасти это и правильно, потому что идея создания МФО заключается в саморегулировании их теми участниками, которые их создали. Но, к сожалению, менталитет российского гражданина часто остается на прежнем уровне, и микрокредитные организации к самоконтролю оказались не приспособлены. Сегодня они из касс взаимопомощи превращаются в мини-банки. Саморегулирующиеся организации в этой среде практически не возникают, а те, которые имеются, носят декоративный характер.

У нас в реестре зарегистрировано около 180 таких организаций, и все они должны были еще в ноябре вступить в СРО. Сделали это чуть больше 10 МФО. Это говорит о том, что подавляющее большинство из них не собираются работать по организованным правилам или фактически уже прекратили свою деятельность. Скажу честно, второе для нас куда более желательно. Ведь если они продолжат играть по своим правилам, жертвами станут обманутые люди. Дело в том, что на сегодня у нас не существует законодательно установленной максимальной величины процентов, под которые имели бы право выдавать средства кредитные организации. Проценты могут быть самыми высокими. Пользуясь низкой финансовой грамотностью населения, МФО часто выставляют процентные ставки более 200% годовых.

Поэтому функцию контроля за их деятельностью с 1 января возложили на нас. В ближайшее время мы планируем закончить составление списка МФО. Тех, кого не найдем и не привлечем в СРО, будем закрывать через обращение в соответствующие органы и суд.

— Какова, на ваш взгляд, основная проблема, с которой приходится сталкиваться ФСФР?

— Главная проблема — низкая финансовая грамотность населения. Очень хочется обратиться ко всем гражданам, пользующимся финансовыми услугами: внимательно читайте условия тех договоров, которые подписываете; если чего-то не понимаете — обратитесь к профессиональным юристам. Поверьте, это обойдется вам дешевле, чем те потери, которые вы можете понести от невнимательного изучения условий договора. Особенно это касается договоров со страховыми компаниями и микрокредитными организациями. Знайте свои права и пользуйтесь ими.

Если бы люди внимательно читали договоры, то мы были бы избавлены, наверное, от половины нашей работы.

Вернуться назад