Главная > Экономика > В застое: Инфраструктура банков по-прежнему не готова к активному кредитованию малого бизнеса

В застое: Инфраструктура банков по-прежнему не готова к активному кредитованию малого бизнеса


18.06.2012. Разместил: denis
Консалтинговая компания «Финист» и Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства завершили 7-е исследование рынка кредитования малого бизнеса. Индекс кредитного благоприятствования развитию малого бизнеса стагнирует уже второй мониторинг подряд, что, по мнению авторов отчета, указывает на «кризис жанра» у ведущих игроков данного рынка. По сравнению с первым мониторингом в 2010 году индекс вырос на 29%, позиции банков в значительной мере сравнялись за счет копирования активности лидеров рынка догоняющими банками. Однако общий набор мероприятий, реализуемых банками для обозначения своего присутствия на рынке кредитования малого бизнеса, по-прежнему очень скромен — оптимизация сайта и увеличение числа кредитных программ, управление процентными ставками и, в меньшей степени, иными условиями кредитования.

Индекс кредитного благоприятствования

Согласно исследованию, индекс кредитного благоприятствования в мае 2012 года составил 184 балла, не изменившись по сравнению с мониторингом в сентябре 2011 года. Основная причина — сохранение банками достаточно осторожной кредитной политики и сокращение маркетинговой активности.

Данные ЦБ РФ показывают рост кредитного портфеля, однако очень слабый. Кроме того, просроченная задолженность по кредитам, предоставленным малым и средним компаниям, снизившаяся к началу 2012 года до 8,2%, вновь выросла, составив на 1 апреля 2012 года 9,2%.

По итогам майского мониторинга тройку лидеров сформировали Центр-Инвест, Открытие и Сбербанк — 241, 235 и 234 соответственно.

Росбанк, значительно снизивший, как считают составители рейтинга, качество консультирования клиентов, потерял лидирующие позиции, что, вероятно, обусловлено объединением бизнеса с BSGV. Вместе с тем, банк сохранил высокие позиции по уровню кредитной политики.

Наибольшее снижение рейтинга демонстрируют Промсвязьбанк, Траст, Уралсиб — в течение года на 100, 60 и 40 пунктов соответственно. Банки показали низкое качество консультирования клиентов и ужесточение кредитной политики (повышение средней ставки кредитования и требований к залоговому обеспечению).

Текущий рейтинг был серьезно пересмотрен по структуре его участников: исключены Транскредитбанк, находящийся в стадии слияния с ВТБ 24, НТБ, присоединившийся к банку Глобэкс, а также Росевробанк, чей портфель рост не столь быстро, как у отдельных участников рынка, включенных в рейтинг (Открытие, Центр-Инвест, Райффайзенбанк).

Повышение средней ставки кредитования и ужесточение требований к залоговому обеспечению привели к значительному снижению рейтинга Россельхозбанка – 147 баллов против 190 на сентябрь 2011.

Индекс кредитной политики

Индекс кредитной политики отражает позиции банков с точки зрения благоприятности экономических условий кредитования, а именно — запрашиваемой стоимости кредита и обеспечения по нему.

В мае 2012 года индекс кредитной политики составил 69 баллов, несколько снизившись по отношению к сентябрю 2011 года (71 балл). Основной фактор динамики индекса — рост ставок кредитования, в том числе за счет появления у ряда банков (например, МДМ-банк) дополнительных комиссий.

Тройка лидеров по индексу кредитной политики не изменилась. Максимальное значение индекса кредитной политики по-прежнему принадлежит Сбербанку РФ — 104 балла, немного уступают ему Локо-банк и Росбанк. В то же время Возрождение и Россельхозбанк, наоборот, декларируют повышение средних ставок кредитования по своим продуктам, что привело к снижению их позиций до 58 и 60 баллов соответственно.

Средняя ставка по кредитам на 12 месяцев среди ТОП-20 выросла до 15,5%. Сбербанк со средней ставкой по кредитам в 13% уступил лидерство в рейтинге процентных ставок Локо-банку со ставкой 12%.

Общее снижение индекса кредитной политики банков в основном обусловлено ужесточением требований банков в отношении залогового обеспечения. Так, если в сентябре 2011 около 50% банков были готовы кредитовать с залоговым обеспечением в виде товаров в обороте в размере более 50%, то в 2012 политика банков в этом в этом вопросе стала более осторожной — половина банков готова рассматривать этот вид залога в общей структуре обеспечения лишь не более 30%.

Индекс маркетинговой активности

Индекс маркетинговой активности отражает усилия, предпринимаемые банками для привлечения к сотрудничеству малых предприятий (работа в интернете, маркетинговые и рекламные акции, разработка и продвижение новых кредитных программ).

В мае 2012 года индекс маркетинговой активности составил 76 баллов, увеличившись на 5% по сравнению с сентябрем 2011 года. С начала мониторинга индекс маркетинговой активности вырос на 30%.

На лидерские позиции вышел Центр-Инвест, имеющий достаточно широкую линейку кредитных программ. Предыдущие лидеры по маркетинговой активности на протяжении всего мониторинга с 2010 года — Промсвязьбанк, Траст и Росбанк — ухудшили свои позиции из-за сокращения числа программ кредитования, в том числе количества действующих акционных предложений (Траст заявил о намерении сконцентрироваться на рынке микрокредитования, продав портфель кредитов малым и средним компаниям).

За прошедший период сразу несколько банков запустили программы лояльности, предполагающую возможность получения кредита по сниженной процентной ставке для тех клиентов, которые обращаются за кредитом повторно, а также более высокую скорость рассмотрения заявки на повторный кредит.

Анализ структуры кредитных программ показывает, что в банковском предложении преобладают оборотные (до 26% всех программ) и универсальные (еще 20%) программы, которые являются преимущественно краткосрочными.

Целевые долгосрочные программы занимают пока незначительное место в продуктовых линейках банков, а у многих банков и вовсе отсутствуют. Все это существенно ограничивает потенциал спроса на кредиты со стороны малого бизнеса, так как малые компании недостаточно маневренны в отношении требований, предъявляемых банками в рамках универсальных продуктов.

Индекс качества консультирования

Индекс качества консультирования является индикатором уровня организации и контроля продаж в банке. От того, насколько удачно маркетинговые разработки были внедрены в сети банка, как происходит консультирование клиентов, зависят и позиции банка на рынке.

При этом, в отличие от кредитной политики, во многом определяемой требованиями надзорных органов и конъюнктурой на финансовых рынках, организация продаж (как и маркетинговая работа) достаточно доступна для управленческих воздействий.

Резкое снижение качества консультирования, наблюдавшееся в 2011 году, остановилось. На протяжении последних двух мониторингов наблюдается стагнация индекса качества консультирования. Основной тренд — перевод консультирования на операторов единых колл-центров, что автоматически приводит, во-первых, к сокращению объема информации по кредитным программам, во-вторых, исключает возможность уточнения вопросов, связанных с отраслевой спецификой, включая вопросы залогового обеспечения, в-третьих, снижается «дружелюбность» консультирования, так как оператор не мотивирован на привлечение клиента. Указанные проблемы в полной мере или частично относятся к таким банкам как Юниаструм, Райфайзенбанк, Возрождение, Росбанк, Промсвязьбанк, МДМ-банк. Уралсиб и Инвесторгбанк.

В целом ухудшается обратная связь с потенциальным клиентом — представители банков или вообще не запрашивают контактные данные звонившего, или не используют их для вторичных контактов с клиентом, а в ряде случаев банки не обрабатывали даже первичные заявки на консультирование, и клиент вынужден делать повторные запросы на консультацию.

Выводы

Наблюдения за период 2010-2012 показывают, что инфраструктура банков не готова к массовому кредитованию клиентов из малого бизнеса не только из-за недостатка четко сфокусированных кредитных программ, но и в виду дефицита квалифицированных консультантов, резюмируют авторы исследования.

Обращает на себя внимание, что банки стараются технологизировать консультирование клиентов, что лишь ведет к проблемам с качеством консультирования, но не помогает банку на рынке, так как основные продажи вынуждены делать менеджеры дополнительных офисов, ориентируясь на существующих клиентов. На этом фоне почти не заметно попыток сделать более удобными линейки кредитных продуктов, что указывает на хронические проблемы банков с маркетингом.

Дефицит предложения ведет к тому, что отдельным участникам рынка за счет кратковременной активности удается перетянуть одеяло на себя и продемонстрировать вроде бы впечатляющие показатели, которые, впрочем, в масштабах всего сектора малого и среднего предпринимательства весьма и весьма малы. Чтобы наращивать долгосрочные позиции на рынке, очевидно, нужна последовательная маркетинговая политика и, вероятно, серьезные организационные изменения в банках.

Вернуться назад