Главная > Экономика > Пессимистический настрой: Большинство россиян в ожидании второй волны кризиса

Пессимистический настрой: Большинство россиян в ожидании второй волны кризиса


17.08.2012. Разместил: denis
В ходе подготовки к новой волне кризиса жители Северо-Запада и Уральского ФО скупают валюту, сообщает исследовательский холдинг «Ромир».

77% россиян заявляют, что ничего не предпринимают, чтобы защититься от кризиса и его последствий. Большая часть из них заявляет, что в этом нет необходимости, так как они не обладают какими-либо активами, которые можно потерять.

В случае если кризис действительно разразится, 25% россиян по-прежнему останутся к нему безучастны. Однако более трети респондентов все-таки начнут делать продуктовые запасы и обещают сократить ежедневные расходы.

56% россиян полагают, что второй волны экономического кризиса не миновать. Но несмотря на то, что пессимистичные настроения в обществе нарастают, россияне в целом стали более спокойно относиться к возможным проявлениям кризиса. Об этом, в частности, свидетельствуют ответы на вопросы о мерах, которые респонденты предпринимают для защиты от кризиса.

Притом что более половины участников опроса полагают, что осенью в России будет новая волна экономического кризиса, только 23% заявили, что они уже предпринимают какие-то действия, чтобы к нему подготовиться. Три основных способа, практикуемые россиянами, это сбережения, в т.ч. в иностранной валюте (9%), покупка продуктов впрок (5%) и инвестиции в дорогостоящие товары длительного пользования (5%).

Продуктами в большей степени запасаются на селе и в Сибири. А дорогими товарами — граждане 25–35 лет, многие из которых, очевидно, находятся в ситуации обустройства своего первого, независимого от родителей жилья.

Половина из тех, кто не предпринимает никаких действий для подготовки к кризису, мотивирует это тем, что на это просто нет средств. Среди респондентов с низким уровнем заявленного дохода доля таких ответов в полтора раза выше, чем среди высокообеспеченных. Третья часть тех, кто не готовится к кризису, мотивирует это тем, что еще рано что-либо предпринимать. Среди граждан со средним уровнем дохода такую позицию заняли в два раза больше опрошенных, чем среди тех, у кого низкие доходы.

Тем 77% россиян, которые к кризису не готовятся по тем или иным причинам, был также задан гипотетический вопрос о том, будут ли они что-то предпринимать, когда признаки очередной волны кризиса станут явными и очевидными. И опять была выявлена достаточно высокая — 32% — доля респондентов, которые заявили, что не будут никоим образом противостоять кризису. В пересчете на все население России эта цифра составляет почти 25%. Т.е. каждый четвертый россиянин, даже если грянет кризис, ничего не собирается предпринимать, чтобы ему противостоять.

24% респондентов, отвечавших на этот вопрос, постараются сократить свои повседневные расходы. На Урале, в СЗФО и в городах с населением от 500 тыс. до миллиона жителей так собираются поступить по 34% опрошенных. Однако, как показывает опыт предыдущих кризисов (согласно данным скан-панели домохозяйств «Ромир»), подавляющему большинству потребителей не удается реализовать эту стратегию, и повседневные расходы, особенно на продукты питания, растут темпами, существенно опережающими темп роста цен на них.

Каждый пятый начнет запасаться продуктами питания. Среди малообеспеченных так поступят 27%, а среди высокообеспеченных — только 11%. В городах с населением менее 100 тысяч жителей — 30%. Каждый десятый (10%) сократит расходы на развлечения и поездки. 7% попытаются купить иностранную валюту, и еще 5% купят дорогие товары длительного пользования, что может спровоцировать ажиотажный спрос на некоторые из них.

Вернуться назад