Главная > VIP-интервью > Владимир Садырин: Национальный проект «Образование» принес в нашу область хорошие решения накопившихся проблем

Владимир Садырин: Национальный проект «Образование» принес в нашу область хорошие решения накопившихся проблем


02.08.2008. Разместил: public
На вопросы ИА «УралБизнеКонсалтинг» отвечает министр образования и науки Челябинской области Владимир Садырин.

— Владимир Витальевич, как проходит реализации приоритетного национального проекта «Образование» в Челябинской области в текущем году? Каких результатов удалось достичь?

— Национальный проект «Образование» принес в нашу область не только деньги, но и хорошие решения накопившихся проблем. Например, в регионе ежегодно создаются ресурсные центры в начальном профессиональном образовании и предметные лаборатории на базе общеобразовательных школ, что позволяет не только наращивать материальную базу конкретного учебного заведения, но и улучшать подготовку учеников, а также создавать условия для обмена опытом педагогов.

В 2007-2008 году 21 школа региона получила по 3 млн. руб. на создание предметных лабораторий по тому предмету, который преподается в этой школе наилучшим образом, лучшими учителями, а дети, изучающие этот предмет, получают звание победителей всероссийских и международных олимпиад. Так, знаменитый физико-математический лицей №31 города Челябинска закупил оборудование для кабинета физики, которому может позавидовать любой ВУЗ. То же можно сказать о лицее №5 г. Магнитогорска, лицее №39 г. Озерска. Уникальное оборудование получили для музыкального отделения гимназия №10 г. Челябинска, школа № 25 г. Златоуста получила цифровые лингафонные кабинеты.

Большую роль, естественно, играет и обновление материальной базы учебных заведений всех уровней для обеспечения наиболее комфортных современных условий преподавания и обучения. За 7 месяцев текущего года в школы области поставлено 30 автобусов, 17 компьютерных классов, 100 комплектов лего-конструкторов, 275 комплектов медицинского оборудования, 120 цифровых лабораторий, 671 комплект цифровых образовательных ресурсов для каждой средней школы. Впервые в 2008 году направлены целевые средства на учебное оборудование для коррекционных учреждений. 49 специальных (коррекционных) школ области уже получили автоматизированные рабочие места учителя. Закуплены 180 комплектов спортивного инвентаря, необходимого для выполнения учебной программы по лыжной подготовке школьников.

Для детских садов приобретено 6 558 комплектов игрушек и развивающих игр (для 79% от общего количества групп), 16 566 экземпляров детской художественной литературы, второй год подряд лучшие детские сады получают компьютерно-игровые комплексы.

— Как обстоит ситуация с наличием педагогических кадров в образовательных учреждениях области?

— В настоящее время в областной образовательной системе работают 59 356 педагогических и руководящих работников. Обеспеченность педагогическими кадрами составляет в школах — 94,1%, в детсадах — 92,3% и самая низкая в муниципальных учреждениях дополнительного образования детей — 85,7%. По-прежнему самый острый дефицит учителей иностранного языка — 258 ставок, не хватает учителей начальных классов — 126, учителей информатики — 83, физической культуры — 82.

Качество школы напрямую зависит от качества учительского корпуса. Приходится признать, что несмотря на наличие в Челябинской области нескольких сотен выдающихся учителей — людей высокообразованных, энергичных, увлеченных, — средний уровень многих педагогов оставляет желать лучшего. При всех трудностях поддержка инициативы и социального статуса учительства, реализованная в рамках приоритетного национального проекта «Образование», позволила выявить и поддержать лучших учителей. За прошедший год число педагогов имеющих первую квалификационную категорию увеличилось на 3,7%, имеющих высшую — до 27,5%.

Шестой год подряд по решению губернатора Челябинской области Петра Сумина победитель областного конкурса «Учитель года» получает автомобиль. В этом году на Ладе «Priora» из Челябинска в Миасс уехала учитель начальных классов гимназии № 6 Наталья Каменкова. Она удивительная учительница, педагог, о котором стоит написать целую статью. Хотелось бы пожелать ей удачи на Всероссийском конкурсе «Учитель года 2008».

В текущем году в области впервые прошли еще два конкурса: «Самый классный классный» и «Педагогический дебют». Интересно, что победителями этих конкурсов стали сельские педагоги Наталья Ляшенко из села Чесма и Владимир Фисанов из села Агаповка. И это не может не радовать.

Кроме того, в октябре в области впервые пройдет конкурс «Лучший воспитатель детского сада». Победитель также уедет на новом автомобиле. Так губернатор и правительство области хотят отметить труд и поднять престиж и статус профессии воспитателя.

— Какие проблемы на сегодняшний день существуют в системе сельского образования?

— В связи со снижением учащихся в Челябинской области за последние годы наблюдается рост малокомплектных и малочисленных школ. Из 1018 действующих школ — 288 (26%) — малокомплектные, в том числе 128 — средних, 124 — основных и 116 — начальных. В них обучается 11 813 учащихся (3,4% от всех школьников). Наибольшее количество таких малокомплектных школ в отдаленных сельских районах — Брединском (27), Нагайбакском (22) и Октябрьском (21). Третий года подряд мы проводим «бархатную оптимизацию» сети малокомплектных школ.

В сельской местности в большинстве муниципалитетов острым является вопрос доступности качественного образования с точки зрения полноценной реализации базисного учебного плана: из-за дефицита кадров учителя вынуждены преподавать несколько дисциплин, недостаточно предметных кабинетов. Возникают вопросы о рациональности использования новых средств обучения. Тут единственным ответом может стать реорганизация школ, которая в нашей области идет тремя путями: первый — по модели «Базовая школа», второй — изменение их статуса, при этом в ряде территорий в связи с сокращением контингента учащихся сохраняется тенденция «понижения статусности», то есть реорганизации средних школ в основные, основных — в начальные, а в некоторых районах даже «превращение» общеобразовательных учреждений в дошкольные образовательные учреждения. И третий путь — объединение общеобразовательных учреждений в образовательные центры. Все три модели приводят к укрупнению образовательного учреждения, что позволяет повысить эффективность бюджетных расходов, и в конечном результате — качество обучения.

Естественно, при реорганизации малокомплектных школ возникает множество попутных проблем, одна из которых — подвоз детей из отдаленных населенных пунктов, в которых закрылись школы, или у этих школ понизился статус, но и эта проблема решаема, благодаря областной программе «Школьный автобус» (в области их 530).

— Расскажите о новшествах, которые внедряются у нас в образовательный процесс.

— Образовательная система нашей области положительно отличается от других интересом к инновационным проектам всех уровней. Мы открыты для всего нового, причем на всех уровнях, начиная с педагогов, ведь именно от них зависит получаемый результат. Но если говорить в целом то, если мы беремся за эксперимент, то делаем это масштабно с размахом. Если ЕГЭ, то в числе первых и всей областью, и мы начали не с одного предмета, а сразу с нескольких. Из наших последних экспериментов можно вспомнить положительный опыт «Интернет-школы», благодаря которой дети из разных школ, в том числе и из сельских, могут получать дистанционное образование по разным предметам, консультации лучших учителей области, которые заняты в этом проекте, и получать современные знания на хорошем уровне. Ну и не стоит забывать о новых проектах, об апробации на территории стандартов второго поколения, этот проект стартует в нашей области с первого сентября нового учебного года.

Мы постоянно ставим учителя в условия экспериментальной работы и стремимся к тому, чтобы он постепенно отходил от прошлых методов в содержании образования и видел перспективу, постоянно учился чему-то новому и вел за собой своих учеников. Именно эксперимент позволяет всей системе образования в Челябинской области не просто не стоять на месте, а развиваться и добиваться хороших результатов, занимать лидирующие позиции.

— Владимир Витальевич, какие школы предполагается открыть в этом году? Как решается проблема дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях?

— В 2008 году в Челябинской области должны быть сданы в эксплуатацию 6 новых школ на 3 132 мест, в г. Челябинске на 860 и 550 мест, в г. Снежинске на 825 мест, в Еманжелинске на 502 места, в поселке Новомуслюмово Кунашакского района на 200 учащихся с детским садом на 55 мест и бассейном, и школа-детский сад на 60 мест в поселке Зерновой Уйского района.

Такое количество школ будет сдано в области к 1 сентября впервые за последние 10 лет. Продолжается строительство еще 6 школ и пристроев и 7 детских садов.

В 2007 году в систему дошкольного образования возвращено 49 зданий детских садов, в 2008 году — уже 17. На эти цели только из областного бюджета выделено 1 954 млн. руб. За 7 месяцев текущего года вновь создано 4938 мест для дошкольников, в том числе 1370 мест в Магнитогорске, 320 — в Челябинске, 221 — в Снежинске, 360 — в Златоусте, 200 — в Карталах, 108 — в Карабаше, 126 — в Кыштыме, 295 — в Миассе, 130 — в Аше, 100 — в Нязепетровске.

До конца 2008 года планируется открыть еще не менее 7 тыс. мест. Это позволит значительно снизить очередность в детские сады к 1 января 2009 года. Существенную роль в этом, конечно же, сыграют и 360 млн. руб., только что дополнительно выделенные губернатором Челябинской области на эти цели.

Вернуться назад