Главная > Обзор прессы > «Ведомости» и Юлия Шмидт: «Меньше лекарств. За последние полгода количество наименований лекарств в аптеках сократилось более чем на 10%. Ритейлеры уменьшают ассортимент, чтобы выжить в кризис»

«Ведомости» и Юлия Шмидт: «Меньше лекарств. За последние полгода количество наименований лекарств в аптеках сократилось более чем на 10%. Ритейлеры уменьшают ассортимент, чтобы выжить в кризис»


16.04.2009. Разместил: public
В феврале прошлого года на полках российских аптек было представлено 3850 торговых марок лекарств, в феврале 2009 года — уже 3 420 (минус 11,2%) и сокращение продолжается, сообщается в исследовании «Фармэксперта». По словам директора по исследованиям компании Давида Мелик-Гусейнова, снижение началось прошлой осенью, до этого в течение нескольких лет ассортимент постоянно рос. На пике в сентябре в аптеках было представлено 3920 наименований.

По данным «Фармэксперта», за I квартал объем российского фармрынка в долларах упал на 2% до $1,7 млрд. (оптовые цены). В упаковках снижение составило 5%. За 2009 год, по прогнозу компании, рынок вырастет на 2–3% в долларах и уменьшится в упаковках на 5–7%.

Основная причина в том, что в условиях кризиса поставщики и аптечные сети пытаются сосредоточиться на относительно небольшом числе высокодоходных продуктов, не отвлекаясь на аналоги, объясняет Мелик-Гусейнов: «Если раньше на аптечных полках было представлено 6-7 медикаментов с похожим действием, то сейчас — не более 2-3».

Сокращение лекарственного ассортимента составило 10-15%, согласен гендиректор DSM Group Александр Кузин, в категории товаров для здоровья падение еще более существенное. В кризис аптеки, пытающиеся увеличить оборотный капитал, вынуждены отказываться от товаров, которые продаются редко и в небольших количествах, уверен он.

«Уменьшение ассортимента в аптеках действительно чувствуется — ритейлеры стараются убрать с полок низкооборачиваемую продукцию», — подтверждает топ-менеджер крупного фармдистрибутора. Сами фармритейлеры более оптимистичны. Сеть аптек «Доктор Столетов» над оптимизацией ассортимента работает «на регулярной основе», утверждает ее гендиректор Светлана Кошелева: изменения касаются в основном продукции с низким показателем продаж и новинок. По мнению исполнительного директора Российской ассоциации аптечных сетей Елены Неволиной, аптеки могут разве что сокращать количество дженериков — в этом случае уменьшение ассортимента существенным образом не отразится на потребителях, которые всегда смогут приобрести аналог.

Вернуться назад