Главная > Обзор прессы > «КоммерсантЪ» и Алексей Охлопков информируют: «Операция по раздоминированию. «Лукойл» намерен избавиться от статуса доминирующей компании»

«КоммерсантЪ» и Алексей Охлопков информируют: «Операция по раздоминированию. «Лукойл» намерен избавиться от статуса доминирующей компании»


20.08.2009. Разместил: public
ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт» обратилось в Челябинский арбитражный суд с требованием к региональному УФАС исключить его из реестра доминирующих поставщиков топлива. В своем заявлении компания настаивает на том, что ее доля на местном рынке составляет менее 35%. Участники рынка и отраслевые аналитики считают, что если опыт «Лукойла» окажется удачным, его примеру могут последовать и другие нефтяники, так как это позволит им избавиться от излишнего внимания при повышении цен на бензин.

Вчера Челябинский арбитражный суд приступил к рассмотрению иска ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт» (100%-ная «дочка» «Лукойла», специализируется на поставке топлива в 10 регионов России) к региональному управлению Федеральной антимонопольной службы (УФАС) с требованием исключить компанию из реестра доминирующих поставщиков (занимает более 35% рынка). Как рассказал «Ъ» помощник директора «Лукойл-Уралнефтепродукта» Аркадий Сафронов, в декабре 2008 года ведомство внесло компанию в этот список, а в марте 2009 года возбудило дело по признакам злоупотребления ею своим доминирующим положением на рынке региона (ч. 1 ст. 10 закона о защите конкуренции, предусматривает штраф до 15% от оборота). В частности, антимонопольщики посчитали, что «Лукойл-Уралнефтепродукт» в период с августа 2008 года по январь 2009 года установил экономически необоснованные цены на бензин. По данным УФАС, при «фактически двукратном падении мировых цен на нефть», снижение стоимости бензина на АЗС компании (в Челябинской области ей принадлежит 101 АЗС, из которых 41 — в Челябинске) составило менее 25%. Например, если летом прошлого года цена 92-го бензина составляла примерно 23 руб., то в конце зимы — 19 руб.

«В отличие от других регионов в Челябинской области работают сразу несколько крупных продавцов нефтепродуктов, и наша компания занимает менее 35% рынка, соответственно никакого доминирующего положения у нас нет», — уверен господин Сафронов. По его словам, исключение из реестра позволит «Лукойл-Уралнефтепродукту» в дальнейшем избавиться от проблем с антимонопольщиками. В пресс-службе «Лукойла» вчера заявили, что если решение будет в пользу нефтяников, то этот опыт они применят ко всем своим сбытовым компаниям. Однако позиция УФАС в этом вопросе не изменилась. «По нашим данным, доля «Лукойл-Уралнефтепродукта» составляет более 60% как на оптовом, так и на розничном рынке продажи топлива Челябинской области», — отметила начальник регионального УФАС Анна Козлова. Вчера суд отложил рассмотрение дела, затребовав у сторон дополнительные материалы.

Участники рынка и отраслевые эксперты отмечают, что для «Лукойла» принципиально выйти из реестра доминирующих поставщиков, чтобы избавиться от пристального внимания надзорного ведомства. «Сейчас антимонопольные ведомства заняли жесткую позицию по отношению к нефтяникам, достаточно вспомнить многомиллиардные штрафы ФАС к ТНК-ВР, «Лукойлу», «Роснефти» и «Газпром нефти» за злоупотребления на рынке нефтепродуктов. Очевидно, что такая позиция центрального аппарата активизировала работу на местах, где тоже начали кампанию по борьбе со сверхдоходами нефтяников, выписывая им крупные штрафы. При стабильно растущих ценах на нефть можно было закрывать на это глаза, но сейчас нужно искать варианты как минимизировать такие претензии», — говорит президент союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль. По его словам, если опыт «Лукойла» окажется удачным, то ожидать подобных исков можно и от других нефтяников. В опрошенных «Ъ» нефтяных компаниях отметили, что внимательно следят за этим процессом.

Стоит отметить, что у «Лукойла» уже есть положительный опыт оспаривания включения дочерних подразделений компании в реестр доминирующих поставщиков. Так, в июле челябинский арбитражный суд исключил из него компанию «Лукойл-Аэро» (стопроцентная «дочка» «Лукойла» — «Ъ»), являющуюся единственным топливозаправщиком в аэропорту Челябинска. Благодаря этому, компания смогла оспорить штраф УФАС в размере 27 млн. руб. «за установление экономически необоснованных цен».

Впрочем, представители региональных УФАС уверены, что даже если «Лукойл-Уралнефтепродукт» будет исключен из реестра, компания останется под пристальным присмотром надзорных органов. «Например, она все равно может быть привлечена к ответственности за другое нарушение антимонопольного законодательства — согласованные действия с другими компаниями», — пояснила начальник отдела ограничения монополистической деятельности свердловского УФАС Юлия Анисимова.

Вернуться назад