Главная > Обзор прессы > «Южноуральская панорама» и Игорь Верлинский интересуются: ОСАГО будет дешеветь?

«Южноуральская панорама» и Игорь Верлинский интересуются: ОСАГО будет дешеветь?


19.05.2005. Разместил: public
Чем дальше в прошлое уходят думские выборы 2003 года, тем все менее и менее заметной становится борьба народных избранников с «антинародным» законом об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, а в просторечии ОСАГО. А ведь еще полтора года назад некоторые из них обещали избирателям добиться, если не отмены закона, то, по крайней мере, многократного снижения тарифов. Страховые компании тогда хором говорили, что окончательное решение об адекватности стоимости автогражданки, которая,к слову, большинству россиян кажется завышенной, можно будет принять лишь через три года после введения закона в действие. Прошло два года, и, по всей видимости, первые выводы уже можно сделать. Будет ли дешеветь автогражданка, и что вообще ждет российский страховой рынок в 2005 году – эти вопросы мы адресовали человеку, который возглавляет одну из крупнейших страховых компаний России, одного из основных игроков на рынке обязательного автострахования. Наш корреспондент Игорь Верлинский беседовал с Генеральным директором Страхового Дома ВСК, Сергеем Цикалюком.


– Сергей Алексеевич, вы сегодня можете сказать, будет ли снижена стоимость автогражданки?


– Пока сказать не могу. Нужно, как мы и прогнозировали, подождать еще год. Однако определенные тревожные сигналы появляются уже сейчас.


– Тревожные – это в том смысле, что придется снижать? Это для вас, страховщиков, они тревожные, а для миллионов автомобилистов они более чем радостные.
– Да нет. Ситуация немного иная. Давайте проанализируем ту статистику, которая у нас есть уже сейчас.


Есть совокупные данные по рынку, собранные Российским союзом автостраховщиков, а также ряд аналитических исследований независимых экспертов, анализирующих ситуацию на рынке ОСАГО. Эти данные говорят, что сегодня охват страхованием составил 92–100 % от числа эксплуатируемых транспортных средств. Это хороший показатель, позволяющий нам и правительству, которое, собственностью, и будет принимать решение об адекватности тарифов, с достаточной точностью выстраивать прогнозы дальнейшего развития ситуации.


Средний уровень выплат по ОСАГО за год приблизился к 40 %. То есть уже сегодня на один собранный рубль страховой премии страховые компании в среднем выплачивают 40 коп. За год уровень выплат вырос в два раза и продолжает расти ежемесячно, а ведь еще практически не начались выплаты по жизни и здоровью пострадавших в ДТП. Эти выплаты не имеют срока исковой давности, и поэтому, например через год, когда люди привыкнут при аварии в первую очередь обращаться к врачу и фиксировать тот ущерб, который нанесен их здоровью, страховщики могут столкнуться с валом исков и компенсации этого вреда.
– Придется платить?


– Думаю, выплаты по жизни и здоровью составят значительную часть общих выплат по ОСАГО, как это есть во всем мире. В то же время у нас это пока не больше одного процента от общей суммы выплат.


Давайте разбираться дальше. Если в 2003 г. в среднем одна страховая выплата приходилась на 150–200 договоров страхования, то сегодня мы уже платим по каждому тридцатому договору. Другими словами, частота убытков возросла с 0,5 % от общего числа договоров до 6%. По прогнозам специалистов аналитического центра журнала «Русский полис» – наиболее авторитетного издания, занимающегося страховой тематикой, – в 2005 г. этот показатель может достигнуть 8 %, что приведет к уровню выплат в 70 %. То есть из каждого собранного рубля мы будем в среднем выплачивать 70 коп.


– Все равно прибыльно.


– Нет, это уже на грани рентабельности. 23 % от сборов уходит на издержки. Зарплату людям платить надо? Полисы печатать надо? Систему урегулирования убытков по всей стране выстраивать надо? Это все значительные суммы. Кроме того, мы платим налоги, производим обязательные отчисления...


Я могу сказать так: сегодня у некоторых страховщиков уровень выплат уже зашкаливает за 70%, и это ставит их работу по ОСАГО на грань рентабельности. Есть уже примеры банкротства страховщиков, занимавшихся ОСАГО, и тысячи пострадавших в ДТП сегодня не могут получить выплаты.


И я бы еще раз напомнил о том, что в любом случае наша прибыль по ОСАГО законодательно ограничена 5 % от общей суммы сборов. Так что все разговоры о сверхприбылях страховщиков по меньшей мере некомпетентны.


– Вы хотите сказать, что страховые компании, возможно, будут работать по ОСАГО себе в убыток?


– Конечно, не будут. Страховые компании, как и любые другие коммерческие структуры, будут заниматься только тем, что им выгодно. Иначе они просто обанкротятся. Например, сегодня страхование выезжающих за рубеж по ряду направлений становится нерентабельным. По всей видимости, мы будем сокращать этот свой бизнес.
–То есть тарифы по ОСАГО, возможно, и не будут снижены?


– Я думаю, может быть пересмотрен ряд поправочных коэффициентов – по регионам, по мощности двигателя и так далее. Для кого-то страховка станет дешевле, а для кого-то дороже. Я этого не исключаю. В конце года мы будем иметь более ясную картину.
– На что нужно обратить внимание при выборе страховщика?


– Нужно смотреть на количество офисов страховой компании, которые по всей России занимаются организацией выплат, на рейтинг надежности страховщика. Не нужно покупаться на какие-то незаконные скидки, которыми грешат некоторые компании. В целом, к процессу выбора страховщика нужно подходить осознанно: посоветоваться со знакомыми, переговорить со страховыми агентами, а не откладывать решение на последний момент.


– Чем еще живет рынок? Я слышал, что в последнее время несколько страховщиков обанкротилось...


– За год количество страховых компаний снизилось на 8%. Это и слияния, и ликвидация неработающих компаний, банкротства – скорее, редкость. В то же время налицо консолидация рынка. Крупные федеральные страховщики показывают наибольшие темпы роста своих показателей. Например, на фоне роста рынка за год на 9%. Страховой Дом ВСК показал динамику 35 %, добившись поступления страховой премии почти 8 млрд. руб.


В то же время вызывает определенную тревогу будущее небольших региональных страховщиков. Да, кэптивные компании, работающие на одного клиента, должны либо становиться универсальными, либо отмирать. Но вот региональные компании, как мне кажется, имеют в большинстве своем очень хорошие перспективы для бизнеса. И тут необходимо сотрудничество между федеральными и региональными страховщиками. Например, мы – возвращаясь к вопросу об ОСАГО – помогли выстроить систему урегулирования убытков по всей стране более чем пятидесяти региональным страховщикам. Естественно, у них нет региональных сетей, и мы предложили свои услуги. Сегодня с рядом компаний мы ведем переговоры о взаимном продвижении страховых продуктов, реализации совместных крупных проектов, развитии нашего совместного бизнеса. В регионах мы пытаемся не «толкаться локтями», а искать возможности для совместной работы. Я думаю, это правильно.


– Сегодня появились разговоры о возможном введении новых видов обязательного страхования. В частности, людей больше всего волнует обязательное страхование жилья.
– Скорее, речь может идти об обязательном страховании ответственности владельцев жилых помещений, То есть, как и в ОСАГО, вы застрахованы на тот случай, если по вашей вине пострадает квартира соседа, Например, зальете вы ее, или же у вас будет пожар и выгорит и соседняя квартира. С введением нового Жилищного кодекса, который окончательно возлагает бремя содержания недвижимого имущества на его владельца, это представляется логичным. Однако я не стал бы торопиться. ОСАГО показало, что к таким проектам нужно относиться очень продуманно.


– А сколько может стоить такая обязательная страховка?


– Я не готов сейчас ответить, так как подобные расчеты в рамках всей страны не производились. Могу сказать, что сегодня такой добровольный полис, например, при страховании ответственности на 100 тыс. руб. стоит в пределах 400–500 руб. Если будет реализован массовый npоект, то тарифы, по всей видимости должны быть в разы ниже.
– Мне кажется, что 100 тыс. – это мало. Если я затоплю соседей с дорогим ремонтом, то вряд ли отделаюсь такой суммой.


– Вам ничто не мешает страховаться в добровольном порядке. И по ОСАГО очень многие в добровольном порядке увеличивают ответственность страховой компании и до 10, и до $20 тыс. А если вы живете на первом этаже или же знаете, что под вами в квартире недорогой ремонт, то зачем вам лишние деньги тратить? Тут каждый должен решать сам для себя.


Я вам могу привести другой, как мне кажется вопиющий, пример. У нас в стране действует обязательное страхование организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты. Это и котельные, и лифты, и бойлерные... Так вот, законом минимальный уровень ответственности установлен на уровне 100 тыс. руб. В основном все стараются именно на эту сумму. То есть, если, например, оборвался лифт и пострадал человек, то максимум, что выплатит страховая компания, это 100 тыс. А если пострадало четыре человека? А если случился взрыв в котельной и пострадали люди, здания, автотранспорт? Все те же 100 тыс. Вот тут нужно менять ситуацию.


– Вы сказали, что бизнес вашей компании вырос за год на 35 %. За счет чего такая динамика?


– Чего-то из ряда вон выходящего не произошло. Я думаю, это хорошо. Проводим кропотливую работу по доводке наших страховых продуктов, чтобы они максимально отвечали потребностям и бизнеса, и населения. Инвестируем в модернизацию различных информационных систем, связывающих наши филиалы и отделения по всей стране, запустили круглосуточную справочную службу, стандартизируем процессы урегулирования убытков во всех регионах. В целом, это текущая кропотливая работа, направленная на повышение качества обслуживания наших клиентов. Думаю, сегодня пожинаем ее плоды, выраженные в росте клиентской базы.


– Качество обслуживания – это хорошо. Но основное – это все-таки платить. Платите?
– За год выплатили клиентам и застрахованным 3,7 млрд. руб. В том числе жителям Челябинской области – свыше 16,5 млн. руб.
«Коммерсант» и Игорь Лавренков сообщают: «Мечел» готов взять «Урегольскую»
Шахта «Урегольская», которую строит на юге Кемеровской области Магнитогорский меткомбинат (ММК), может быть продана группе «Мечел». Судя по всему, ММК устал бороться с «Мечелом» за развитие шахты и согласен ее уступить. Тем более что поступило встречное предложение от «Мечела». Правда, пока стороны не сошлись в цене.
Год назад исполнительный директор ООО «МетАл» Николай Колокольников прогнозировал, что добыча угля на «Урегольской» будет восстановлена к декабрю 2004 года. Но к этому сроку шахта не начала работать — у нее оказалась не построена транспортная инфраструктура, а попытки вывозить уголь через территорию разреза «Сибиргинский» натолкнулись на отказ его владельца — компании «Южный Кузбасс» (входит в «Мечел», который контролируется Игорем Зюзиным ). В феврале этого года в Кузбасс приезжал тогдашний генеральный директор ММК Виктор Рашников. Он встречался с губернатором Аманом Тулеевым, после чего гендиректор «МетАла» Иван Захаров заявил, что транспортную проблему «Урегольской» обсудили и «остановились» на схеме, предусматривающей примыкание к ветке погрузочно-транспортного предприятия ОАО «Междуречье», предложив кузбасскому отделению Западно-Сибирской железной дороги «проработать» этот вариант к 15 марта. Срок прошел, но проблема транспортного собственного выхода «Урегольской» так и не была решена.


Как сообщил вчера «Ъ» источник в администрации Кемеровской области, близкий к переговорам «Мечела» и Магнитки, во время очередной встречи представителей компаний по поводу проблем «Урегольской» один из руководителей «Мечела» сделал предложение продать шахту группе. При этом сослался на то, что ММК этот проект невыгоден — дальнейшие перспективы развития шахты неясны, запасы у нее небольшие, аукционы по лицензиям на дополнительные запасы («прирезки») пока не проводятся. В начале апреля планировалось провести торги по участку «Урегольский Северный» с запасами 14,5 млн. т, но его перенесли в связи с предостережением прокуратуры Кемеровской области. Она нашла в планах разработки участка «подготовку нарушений прав коренного населения» – проживающих близ участка шорцев («Ъ» писал об этом 7 апреля). Еще один участок, «Урегольский Южный», может быть выставлен на торги только после согласования с разрезом «Сибиргинский».


Представитель «Мечела», по сведениям «Ъ», признал, что «Южному Кузбассу» «Урегольская» тоже не очень нужна, но покупка могла бы ликвидировать противоречия, возникшие из-за шахты. В руководстве «МетАла» подтвердили, что встречные предложения «Мечелу» со стороны ММК купить «Урегольскую» были сделаны, но они носили скорее «политический» характер. Никаких детальных переговоров по этому поводу с подготовкой необходимых юридических документов пока не было. Впрочем, нельзя исключить, что стороны договорятся о цене, и «Урегольская» в очередной раз сменит собственника. На ММК возможность продажи шахты пока не комментируют.
«Коммерсант» и Юрий Дорохов информируют: «Уралтрак» добавит УВЗ лошадиных сил
Вчера представители челябинского завода «ЧТЗ-Уралтрак» заявили, что планируют подписать контракт с «Уралвагонзаводом» на поставку дизельных двигателей для новых тракторов серии РТ-М-160. Ранее эти двигатели поставлялись Ярославским моторным заводом. Несмотря на небольшой объем контракта (около 0,5 тыс. двигателей в год) на УВЗ считают перспективным производство тракторов, надеясь, что в ближайшие годы спрос на эту продукцию резко возрастет.


«Уралвагонзавод» известен как основной производитель железнодорожных грузовых вагонов (на них приходится до 80% доходов предприятия) и танков. Кроме того, УВЗ производит погрузчики, экскаваторы, тракторные сеялки и т. п. В 2004 году руководство предприятия объявило о запуске нового производства – тракторов РТ-М160У класса тяги 16 т. В прошлом году была выпущена партия из 81 машины, с начала этого года — столько же. Как объяснили на предприятии, несмотря на небольшие объемы выпуска тракторов производство важно для завода – оно позволяет загрузить мощности механосборочного подразделения, простаивающего из-за низких объемов госзаказа. Дизельные моторы для тракторов поставлял Ярославский моторный завод (входит в холдинг «Руспромавто»).


Вчера стало известно, что УВЗ нашел нового поставщика двигателей для тракторов. Им стало челябинское предприятие «ЧТЗ-Уралтрак» (это предприятие уже поставляет УВЗ двигатели В-92С2, 12Н360 и В-99 мощностью 1000-1200 л. с. для танков Т-90С). Как сообщило вчера ИА «Интерфакс» со ссылкой на пресс-службу «Уралтрака», руководители двух предприятий договорились о заключении соответствующего контракта. Договоренность была достигнута в ходе визита гендиректора УВЗ Николая Малых и губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя на челябинское предприятие, состоявшегося 16 мая.


Как рассказал корреспонденту «Ъ» пресс-секретарь УВЗ Борис Минеев, «эти дизельные двигатели были специально разработаны специалистами «Уралтрака» по заказу «Уралвагонзавода». Сроки заключения контракта пока не называются. Зато известно, что планируемый объем поставок составит 0,5-1 тыс. двигателей Д-180 и В-31 мощностью 120-240 л. с. в год. Двигатели предназначены для тракторов серии РТ-М160У. Если учесть, что всего в этом году УВЗ намерен выпустить 350 тракторов, поставки «ЧТЗ-Уралтрак» полностью покроют потребности нижнетагильского завода в тракторных двигателях. При этом на заводе прогнозируют, что в ближайшие несколько лет спрос на тракторы в России резко возрастет – ведь срок эксплуатации техники, выпущенной в советское время, подходит к концу. Поэтому не исключают, что в дальнейшем объем выпуска этой продукции возрастет (пока проектная мощность завода составляет 1 тыс. тракторов в год). «Поэтому предстоящее заключение контракта с «Уралтраком» не означает отказ от сотрудничества с Ярославским заводом — его продукция также может оказаться востребована», – подчеркнул господин Минеев.


На Ярославском заводе новость о контракте УВЗ с «Уралтраком» восприняли спокойно. «Во-первых, объем в 500 двигателей в год для нас невелик – ежегодно мы выпускаем около 63 тыс. двигателей. А, во-вторых, с УВЗ нас связывают долгосрочные контрактные обязательства, и пока ни одна сторона не заявляла о намерении разорвать их», – заявил корреспонденту «Ъ» директор по развитию ЯМЗ Александр Васильев.

Вернуться назад