Главная > Новости дня > В Челябинской области разработан новый проект подготовки квалифицированных кадров для экономики

В Челябинской области разработан новый проект подготовки квалифицированных кадров для экономики


21 мая 201414:08. Разместил: denis
УрБК, Челябинск, 21.05.2014. И.о. губернатора Борис Дубровский провел совещание, посвященное вопросам подготовки квалифицированных кадров для экономики региона. Главе Челябинской области представили новый проект — «ТЕМП», который в перспективе позволит решить задачи и достичь целей, обозначенных в Стратегии развития Южного Урала до 2020 года, сообщает пресс-служба губернатора.

«В Стратегии развития Челябинской области мы поставили перед собой две ключевые задачи — увеличить в два раза валовый региональный продукт и увеличить производительность труда. Но мы прекрасно понимаем, что без подготовленных кадров этих целей не достичь. Именно поэтому мы должны выстроить такую систему образования, которая будет готова к реализации этих задач. С одной стороны, Южный Урал — один из лидеров в стране по качеству образования, это бесспорно. С другой — очень часто на профильных встречах я слышу, что бизнес, представители предприятий не довольны теми специалистами, которые приходят к ним после выпуска из образовательных учреждений. Они не имеют тех навыков, которые применимы на предприятии, у них нет практики, которая требуется. Есть и претензии у ректоров к тем абитуриентам, которые приходят к ним после школ», — сказал Б. Дубровский.

Он отметил, что и сам сталкивался с такими проблемами, будучи руководителем Магнитогорского металлургического комбината: не было дефицита в инженерных кадрах, но при этом остро не хватало специалистов рабочих профессий. Глава региона убежден, что проблема требует кардинально нового решения, именно поэтому он пригласил для обсуждения представителей регионального минобра, вузов и учреждений среднего профессионального образования, экспертов и признанных авторитетов в образовательной сфере.

Участники встречи подробно остановились на всех ступенях системы образования Челябинской области, проанализировав каждую с точки зрения нескольких параметров: его содержания, материально-технических условий и кадрового состава. По каждой из этих составляющих Южный Урал действительно занимает крепкие позиции по сравнению с другими регионами страны. Однако все успехи, достигнутые за последние годы на этой ниве, не решают главной проблемы — отсутствие мотивации у подрастающего поколения получать профессию, востребованную в реальном секторе экономики, а также отсутствие желания и возможностей у педагогов эту мотивацию создавать.

По мнению министра образования Александра Кузнецова, система профориентационной работы, которая существует в нашей стране сейчас, начинает свое «воздействие» на школьника уже в старших классах. По сути — тогда, когда у подростка уже сформированы свои представления о будущем, которые зачастую строятся не на реальных фактах о ситуации на рынке, знаниях о перспективах его развития, а на воздействии массовой культуры, СМИ и других факторов.

А. Кузнецов уверен, что работу по воспитанию мотивации нужно начинать уже в младших классах, а в идеале — на уровне детского сада. Особую роль в этом также должна сыграть и система дополнительного образования, техническое направление которого за последние десятилетия серьезно уступило свои позиции более «легким» творческим направлениям — музыкальным школам, вокальным студиям, спортивным секциям. Одновременно с мотиваций школьников должна формироваться мотивация педагогов, которые также должны быть заинтересованы — в том числе материально — в подготовке будущих технических специалистов.

Объединив всю эту информацию, в региональном минобре разработали проект «ТЕМП», который схематично выглядит как «Технологии + Естествознание + Математика = Приоритеты образования». В нем были выделены четыре организационно-управленческих блока: Т — требования времени; Е — единство целей и задач; М — мотивация и стимулирование; П — пути решения и приоритеты деятельности.

К 1 августа по поручению Б. Дубровского этот проект будет доработан до программного документа, с заложенными индикативными показателями и конкретными мероприятиями по достижению намеченных целей. Но уже сегодня эксперты, приглашенные на совещание, сделали вывод о безусловной своевременности и актуальности проекта.

Так, директор Дворца пионеров и школьников им. Крупской Иван Иоголевич убежден, что школа не должна и никогда не будет выполнять «заказ» экономики на специалистов, которые остро требуются сейчас. Но при этом, по мнению И. Иоголевича, школа должна воспитывать и формировать в ребенке тягу к труду, системное мышление.

С этим мнением согласился Б. Дубровский.

«Действительно, гораздо важнее сформировать навык, мотивацию на саморазвитие, определенную жизненную позицию, чем пытаться угадать потребность в кадрах через 15-20 лет. Последний мировой кризис многим напомнил, что надо жить в реальности, в реальном секторе экономики. И те цели, которые поставлены в Стратегии, они сводятся, по сути, к одному — Челябинская область должна стать зоной опережающего развития, причем за счет собственных ресурсов. И для достижения этой цели мы должны подготовить людей, которые будут нацелены на производство и созидание», — подчеркнул глава региона.

Вернуться назад