Представители страхового сообщества Челябинска не ожидают в ближайшее время «сворачивания» рынка автокаско

Специалисты страховой компании «Росгосстрах» на основании данных Всероссийского союза страховщиков (ВСС), Федеральной службы страхового надзора (Росстрахнадзор) и Росстата сделали вывод, что рынок автокаско «сворачивается».


По мнению экспертов, рынок автострахования начал сокращаться 2 года назад с введением ОСАГО (обязательного страхования автогражданской ответственности). Кроме того, специалисты считают данный вид бизнеса для страховщиков отнюдь не прибыльным, поэтому в течение 5 лет численность игроков на этом рынке может сократиться, либо они перейдут в другие, менее убыточные виды страхования. Таким образом, в России может остаться не более десятка крупных компаний, которые поделят этот рынок.


Исходя из полученных данных, «Росгосстрах» утверждает, что рынок страхования каско автотранспорта граждан в 2005 г. и 2006 г. будет увеличиваться на 50-55%, хотя в 2004 г. этот рост составил 64% (объем рынка – 28 млрд. руб.). При этом темпы роста 2004 г. оказались ниже, чем в 2003 г. – тогда прирост премии составил 78%. Что касается выплат, то страховщики утверждают, что в 2004 г. они значительно увеличились: их рост составил 73% (16,3 млрд. руб.), но число заключенных договоров увеличивалось значительно медленнее, чем в 2004 г. всего на 36% (1,1 млн. договоров). Также в 2004 г. несколько уменьшилась средняя страховая сумма по каско до $12 тыс. (в 2003 г. – $14,3 тыс.). По мнению руководителя Центра стратегических исследований «Росгосстраха» Алексея Зубца, такие данные говорят о том, что база страхования каско автотранспорта населения серьезно расширилась, и главная причина этого – рост благосостояния граждан и обновление автопарков населения. Однако он уверен, что этот вид страхования для самих страховщиков становится все менее финансово привлекательным. Если исходить из прогноза «Росгосстраха», то рост рынка каско через 5 лет может составить не более 25-30%, что повлечет за собой сокращение численности игроков.


Кроме того, эксперты отмечают, что в регионах лидеры этого вида страхования, крупные компании, проводят агрессивную политику по поглощению местных компаний.


Между тем представители страхового сообщества Челябинска не во всем поддерживают столичных экспертов.


«Рынок каско до конца не освоен страховыми компаниями, поэтому ожидать значительного сокращения игроков на нем в ближайшее время нельзя», – заявила УрБК заместитель директора страховой компании «МСК - Челябинск» Люция Наилова, комментируя прогноз «Росгосстраха» и других экспертов о возможном сокращении числа компаний, занимающихся автострахованием.


«На рынке автострахования происходит совершенно нормальный процесс укрупнения страховых компаний. Это не связано с агрессивной политикой крупных компаний, просто такие требования предъявляет современный рынок. Аналогичные процессы наблюдаются и на рынке банковских услуг, участников ВЭД и среди туристических фирм», – заметила Л. Наилова.


«Если даже число страховых компаний сократится до 10, роста цен не произойдет. В первую очередь, тарифы страховых компаний складываются на основании статистических данных и актуарных расчетов. Самые низкие тарифы предоставляют только компании, которые не выдерживают конкуренции. Серьезные компании стремятся предоставлять своим клиентам более широкий сервис, например, выезд аварийных комиссаров, выплаты через СТО, помощь в сборе документов в ГАИ, услуги эвакуатора», – добавила Л. Наилова.


С тем, что рынок автострахования «сворачивается», не согласен и представитель челябинского филиала страховой компании ООО «Наста-центр» Владимир Хлыбов. «Популярность автострахования каско увеличивается», – заявил УрБК, комментируя ситуацию на рынке автострахования, В. Хлыбов.


По его словам, «особенно активно данным видом страховых услуг пользуются владельцы автомобилей классов premium и luxury. Связано это с тем, что выплаты по ОСАГО покрывают, как правило, только расходы на ремонт автомобиля второго участника ДТП. Затраты на ремонт собственного автомобиля эта сумма не покрывает. В случае с дорогими иномарками необходимость страхования каско очевидна, так как на восстановление таких автомобилей после аварии может потребоваться несколько сотен тысяч рублей».


«Помимо владельцев дорогих иномарок, полисы каско в обязательном порядке приобретают все граждане, которые пользуются услугами автокредитования», – подчеркнул В. Хлыбов.


«Что касается участников рынка автострахования, то здесь отмечается устойчивая тенденция вытеснения мелких компаний более крупными. В этой связи можно отметить недавний уход с рынка страховой компании «Инкасстрах», – добавил В. Хлыбов.

Другие материалы по теме: