Начальник отдела туризма главного управления по физической культуре, спорту и туризму Челябинской области Александр Филиппов: Туристический рынок Челябинской области развивается достаточно динамично

На вопросы ИАА «Уралбизнесконсалтинг» ответил начальник отдела туризма главного управления по физической культуре, спорту и туризму Челябинской области Александр Филиппов.



– Как вы оцениваете уровень развития туристического рынка Челябинской области?


– Туристический рынок Челябинской области развивается достаточно динамично. Одна из наших основных задач заключается в том, чтобы добиваться увеличения доли туристических услуг в экономике региона. Потенциал Челябинской области в плане развития въездного туризма мы оцениваем как очень высокий, поскольку на Южном Урале расположено большое количество интересных для путешественников объектов. Например, в области открыты уникальные исторические памятники Аркаим, Серпиевские и Сикияз-Томакские пещеры, действуют уникальные природные объекты – национальные парки «Зюраткуль» и «Таганай», Ильменский минералогический заповедник. Реки и озера области привлекательны для активного и оздоровительного туризма.


– По каким направлениям вы считаете необходимым развивать туристическую индустрию?


– На мой взгляд, в первую очередь нужно делать ставку на развитие въездного и внутреннего туризма. Туристы из других регионов России едут к нам с большим удовольствием, в то время как организованного туризма из других стран практически нет. Из-за рубежа приезжают в основном с целью навестить своих родственников и знакомых, кроме того, развивается и деловой туризм. Дело в том, что за границей очень мало информации об Урале в целом и Челябинской области в частности. На Челябинскую область средствами массовой информации вылито столько негатива, что изменить этот имидж положительными новостями очень сложно.


– Какие меры предпринимает областное правительство для исправления этой ситуации?


– Одним из наиболее эффективных средств мы считаем помощь турфирмам для участия в выставочной деятельности. Например, мы компенсируем 50% стоимости участия в международных московских выставках для фирм, занимающихся развитием туризма в Челябинскую область. В этом году область впервые участвовала и в международной туристической выставке в Берлине.


Свою роль играет и активное развитие спорта: благодаря проведению Зимней и Летней спартакиад учащихся о Челябинской области узнали во многих регионах страны. Я считаю, что проведение мероприятий столь высокого уровня в нашем регионе способствует повышению его привлекательности для туристов из других регионов России. Одним из положительных примеров может служить горнолыжный центр «Абзаково». Еще 3 года назад 90% туристов были из Челябинской области и лишь 10% приезжали из других регионов, то на сегодняшний день ситуация изменилась в обратную сторону: 90% посетителей составляют приезжие.


– Каков, по вашему мнению, уровень развития гостиничного сервиса на Южном Урале?


– В целом система находится на достаточно хорошем уровне, однако на сегодняшний день уже начала ощущаться нехватка мест размещения туристов. Например, на «Завьялихе» могли бы отдыхать до 3 тыс. человек, но в гостинице всего 350 мест для размещения туристов. Похожая ситуация наблюдается и на других базах отдыха. Проблема в том, что в сезон они заполнены до отказа, а в межсезонье зачастую простаивают. На мой взгляд, необходимо развивать туристические центры таким образом, чтобы они были загружены круглый год.


– Как вы считаете, могут ли участившиеся теракты стать сдерживающим фактором в развитии туризма?


– Безусловно, теракты несут негативную информацию, препятствующую развитию туризма. В этой связи я считаю необходимым введение обязательного страхования выезжающих за рубеж туристов, поскольку в первую очередь это увеличивает безопасность самого путешественника.


– Как вы оцениваете результаты выполнения программы развития туризма в Челябинской области на 2001 – 2005 годы?


– Фактически она не была в достаточной степени профинансирована из областного бюджета. При планировании программы на следующий год мы намерены инвестировать средства, главным образом, в различные информационные проекты по развитию туризма. С моей точки зрения, вкладывать средства в строительство объектов инфраструктуры туризма должны частные предприниматели, а не бюджет области.


– Сколько туристических компаний действует сейчас в области?


– Всего в области зарегистрировано более 170 туристических фирм. В основном они занимаются отправкой туристов за рубеж, но в последние несколько лет идет активное развитие внутреннего и въездного туризма. Большая часть компаний расположена в областном центре. Достаточно неплохо развит рынок туристических услуг в Магнитогорске, Миассе, Златоусте и Сатке.


– Часто ли клиенты жалуются на деятельность турфирм?


– В целом можно отметить, что давно работающие на рынке челябинские фирмы дорожат своей репутацией, наибольшее число жалоб связано с филиалами иногородних компаний. По мере роста рынка в целом происходит и увеличение количества жалоб клиентов. Основное число претензий связано с тем, что фирма не в полной мере донесла до клиента правдивую информацию о туре. Однако примерно треть всех жалоб связана с халатностью и недобросовестностью самих клиентов, которые пытаются обвинить турфирму за «испорченный» отдых.

Другие материалы по теме: