ФАС РФ: Нормальному развитию рынка продаж автомобилей препятствуют сложившиеся антиконкурентные практики
УрБК, Москва, 01.03.2012. Взаимоотношения между автодистрибьюторами и дилерскими и сервисными центрами должны основываться на прозрачности и равноправии. Об этом заявил на встрече с представителями Ассоциации европейского бизнеса, автодистрибьюторами и дилерами легковых автомобилей глава ФАС РФ Игорь Артемьев.
Создавшаяся в настоящее время ситуация на рынках оптовой продажи новых автомобилей конкретных марок, услуг по техническому обслуживанию новых автомобилей, находящихся на гарантии и продажи запчастей позволяет автопроизводителям (автодистрибьюторам) оказывать решающее воздействие на условия обращения товара в рамках дилерской сети. А это, в свою очередь, подчеркнул И. Артемьев, создает условия для злоупотребления ими своей рыночной властью.
В результате, отметил глава ФАС РФ, нормальному развитию этих рынков препятствуют сложившиеся антиконкурентные практики организации продаж. А именно: навязывание дилерам обязанности совмещать функции продажи автомобилей и их сервисного обслуживания; создание дискриминационных условий доступа определенным дилерам внутри одной дилерской сети при поставке новых автомобилей и запасных частей к ним; необоснованное ограничение авторизованных дилерских и сервисных центров в выборе поставщиков оборудования и материалов.
К таким неоднозначным практикам ФАС относит запрет авторизованным сервис-центрам на ремонт автомобилей конкурирующих марок; поставку специального оборудования для диагностики и техобслуживания только авторизованным сервисным центрам; необоснованный отказ в поставке оригинальных запчастей независимым сервис-центрам и установление дилеру цены розничной перепродажи оригинальных запчастей и аксессуаров.
«Навязывание минимальной цены перепродажи недопустимо», — подчеркнул И. Артемьев.
В результате таких антиконкурентных практик взаимодействия автодистрибьютор — дилер ущемляются интересы компаний, работающих на рынках продаж и сервисного обслуживания автомобилей. Ограничивается конкуренция за счет создания высоких барьеров входа на рынок. И, наконец, завышается стоимость дилерского и сервисного обслуживания, а в ряде случаев качество обслуживания снижается.
Решение обозначенных проблем напрямую связано с развитием конкуренции на этих рынках. Необходимы, отметил глава ФАС России, формирование автодистрибьюторами прозрачных и недискриминационных правил отбора дилерских и сервисных центров и распределения автомобилей и запасных частей между авторизованными сервисными центрами. Обязательное совмещение продажи и сервисного обслуживания автомобилей должно быть исключено.
Также необходимо обеспечить недискриминационный доступ к сервисной документации, запасным частям, диагностическому оборудованию и программному обеспечению для авторизованных и независимых сервисных центров. Наконец, необходимо упразднить необоснованные ограничения выбора авторизованными дилерскими и сервисными центрами поставщиков необходимого оборудования и материалов.
Завершая выступление, И. Артемьев проинформировал участников совещания о создании и начале работы трех рабочих групп в рамках экспертного совета при ФАС России по развитию конкуренции в сфере реализации и сервисного обслуживания легковых автомобилей.
Создавшаяся в настоящее время ситуация на рынках оптовой продажи новых автомобилей конкретных марок, услуг по техническому обслуживанию новых автомобилей, находящихся на гарантии и продажи запчастей позволяет автопроизводителям (автодистрибьюторам) оказывать решающее воздействие на условия обращения товара в рамках дилерской сети. А это, в свою очередь, подчеркнул И. Артемьев, создает условия для злоупотребления ими своей рыночной властью.
В результате, отметил глава ФАС РФ, нормальному развитию этих рынков препятствуют сложившиеся антиконкурентные практики организации продаж. А именно: навязывание дилерам обязанности совмещать функции продажи автомобилей и их сервисного обслуживания; создание дискриминационных условий доступа определенным дилерам внутри одной дилерской сети при поставке новых автомобилей и запасных частей к ним; необоснованное ограничение авторизованных дилерских и сервисных центров в выборе поставщиков оборудования и материалов.
К таким неоднозначным практикам ФАС относит запрет авторизованным сервис-центрам на ремонт автомобилей конкурирующих марок; поставку специального оборудования для диагностики и техобслуживания только авторизованным сервисным центрам; необоснованный отказ в поставке оригинальных запчастей независимым сервис-центрам и установление дилеру цены розничной перепродажи оригинальных запчастей и аксессуаров.
«Навязывание минимальной цены перепродажи недопустимо», — подчеркнул И. Артемьев.
В результате таких антиконкурентных практик взаимодействия автодистрибьютор — дилер ущемляются интересы компаний, работающих на рынках продаж и сервисного обслуживания автомобилей. Ограничивается конкуренция за счет создания высоких барьеров входа на рынок. И, наконец, завышается стоимость дилерского и сервисного обслуживания, а в ряде случаев качество обслуживания снижается.
Решение обозначенных проблем напрямую связано с развитием конкуренции на этих рынках. Необходимы, отметил глава ФАС России, формирование автодистрибьюторами прозрачных и недискриминационных правил отбора дилерских и сервисных центров и распределения автомобилей и запасных частей между авторизованными сервисными центрами. Обязательное совмещение продажи и сервисного обслуживания автомобилей должно быть исключено.
Также необходимо обеспечить недискриминационный доступ к сервисной документации, запасным частям, диагностическому оборудованию и программному обеспечению для авторизованных и независимых сервисных центров. Наконец, необходимо упразднить необоснованные ограничения выбора авторизованными дилерскими и сервисными центрами поставщиков необходимого оборудования и материалов.
Завершая выступление, И. Артемьев проинформировал участников совещания о создании и начале работы трех рабочих групп в рамках экспертного совета при ФАС России по развитию конкуренции в сфере реализации и сервисного обслуживания легковых автомобилей.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- В отношении дилеров ŠKODA, Hyundai, KIA, JAGUAR, Land Rover и Ford в р ...
- ФАС РФ: Официальные дилеры устанавливают завышенные цены на запчасти и услу ...
- Генеральный директор ОАО «Автомобильный завод «Урал» Виктор Корман: Нашим п ...
- Продажи легковых автомобилей в России в 2015 году упали на 35,7%
- Продажи автомобилей в РФ в октябре упали на 38,5%