ФАС РФ: Курс на либерализацию обслуживания в аэропортах будет продолжен

УрБК, Москва, 18.06.2012. Федеральная антимонопольная служба РФ направила на согласование в Минтранс России, ФСТ России, Минэкономразвития России разработанный проект постановления правительства РФ «О внесении изменений в постановление правительства Российской Федерации от 22.07.2009 г. № 599 «О порядке доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах».

Целью этих изменений и дополнений является дальнейшее развитие конкуренции в сфере услуг аэропортов и либерализация рынков наземного обслуживания.

Заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин напомнил, что впервые нормы о развитии конкуренции в сфере наземного обслуживания в общем виде были установлены Правилами обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах, утвержденными постановлением правительства РФ от 22.07.2009 г. № 599.

Принятие этого документа привело к тому, что течение 2,5 лет произошло существенное улучшение ситуации в аэропортах. Проведенный ФАС анализ практики применения постановления правительства РФ от 22.07.2009 г. № 599 в рамках анализа конкурентной среды в сфере аэропортового обслуживания показал, что в сфере наземного обслуживания, в том числе и в сфере авиатопливообеспечения, происходят качественные изменения.

В аэропортах формируется конкурентная среда в отдельных сегментах рынков услуг по наземному обслуживанию, на которых работают от 2 до 7 операторов. Так, в 12 аэропортах оказываются услуги (работы) по инженерно-авиационному обеспечению авиационной техники и техническому обслуживанию воздушных судов; в 3 аэропортах — по клинингу (очистке, уборке) и экипировке воздушных судов; в 6 аэропортах — услуги (работы) по обеспечению бортовым питанием пассажиров и экипажей ВС; в 8 аэропортах — услуги (работы) по коммерческому обслуживанию пассажиров; в 7 аэропортах — услуги (работы) по обработке багажа, грузов, почты; в 11 аэропортах — услуги (работы) по обслуживанию коммерческих воздушных перевозок авиаперевозчиков, выполняющих рейсы деловой авиации.

В сфере авиатопливообеспечения в 19 аэропортах (из них в 11 аэропортах федерального значения) осуществляют деятельность альтернативные ТЗК. Изменилась структура рынков авиатопливообеспечения. ТЗК аэропортов переходят от комплексной услуги заправки «в крыло» к комбинированной схеме организации авиатопливообеспечения — с использованием собственного топлива ТЗК, топлива авиакомпаний, топлива поставщиков.

Наряду с отменой лицензирования маршрутов и квотированием объемов перевозок, обеспечение гарантий недискриминационного доступа к естественно-монопольным услугам в аэропортах, активная практика ФАС России по пресечению нарушений как в деятельности авиакомпаний, так и в сфере услуг аэропортов позволили обеспечить рост авиаперевозок в 2010 году на 26,2%, а в 2011-м — на 11,6%.

«Также, чтобы в дальнейшем наращивать рост авиаперевозок, не допускать необоснованного роста тарифов, развивать низкотарифные перевозки, необходимы дальнейшие меры, направленные на оптимизацию расходов авиакомпаний в аэропортах. К примеру, меры по либерализации сферы наземного обслуживания в аэропортах стран Евросоюза показали, что при обеспечении недискриминационного доступа операторов и самообслуживающихся потребителей на эти рынки стоимость наземного обслуживания снизилась (10–20% в 75% аэропортов стран — членов ЕС); в аэропортах, в которых была монополия по наземному обслуживанию, доля рынка у вновь появившихся операторов является значительной; увеличилось количество авиакомпаний, оказывающих услуги по наземному обслуживанию самостоятельно; значительно увеличилось количество независимых компаний по наземному обслуживанию», — подчеркнул заместитель руководителя службы.

Другие материалы по теме: