Российский авторынок: Падение продолжается
В I полугодии 2013 года объем продаж автомобилей на российском рынке снизился на 6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, подсчитал Комитет автопроизводителей АЕБ. Падение преимущественно связано с сокращением уровня потребительского оптимизма, считают участники организованной ИХ «ФИНАМ» конференции. По мнению экспертов, во II полугодии ситуация улучшится, однако для существенного роста по итогам года предпосылок нет.
Аналитики называют несколько причин спада российского авторынка.
«Доходы россиян не падают, но они и перестали расти; высокая закредитованность населения — гораздо выше, чем до кризиса; цены на автомобили, в отличие от доходов, расти не перестали; наконец, изменились ожидания потребителей», — перечисляет глава аналитического департамента УК «Ингосстрах-Инвестиции» Евгений Шаго.
Снижение потребительского оптимизма стало важным фактором сокращения продаж автомобилей, соглашается с коллегой директор по стратегическому развитию холдинга «Атлант-М» Алексей Терещенко. «Ситуация в мировой экономике в целом и в России в частности вынуждает относиться к крупным потребительским расходам с осторожностью. Кроме того, те домохозяйства, которые могут себе позволить новый автомобиль по нынешним ценам и процентным ставкам по кредитам, в основном уже имеют автомобили и обновляют их с определенной периодичностью», — говорит он. Одновременно с ростом рынка в 2012 и в начале 2013 года возрастала и продолжительность владения автомобилем до перепродажи, добавляет исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов. По его словам, это как раз подтверждает снижение «потребительского оптимизма».
Ключевой причиной снижения продаж новых автомобилей главный управляющий директор розничного подразделения «РОЛЬФ» Татьяна Луковецкая считает несоответствие уровня продаж в 2012 году ситуации на рынке. «Ажиотажный спрос, максимальное количество специальных предложений от автодилеров привели к «перегреву» рынка. Таким образом, сейчас мы наблюдаем за «стабилизацией», когда объем реализации автомобилей соответствует общеэкономической ситуации», — говорит эксперт.
Основная проблема в замедлении роста доходов и смене потребительских ожиданий, уверен Е. Шаго. «Кредитные ставки, наличие массовых моделей — это вторично. Если посмотреть на статистику более внимательно, уверенный рост продаж демонстрируют премиальные европейцы, которых сложно отнести к массовым», — отметил он.
В этом году усилилась тенденция снижения доходности у дилеров, а «скидочные» программы импортеров вынуждают опускаться практически до себестоимости — там резервов уже нет, констатирует А. Терещенко. «Производителям действительно надо снижать издержки и отпускные цены, выводить новые модели лучше старых, но не дороже. А это процесс тяжелый и длительный», — сказал он.
Объем российского авторынка в лучшем случае останется на уровне прошлого года, считают эксперты. «По пессимистическому сценарию, продажи автомобилей в 2013 году могут упасть на 5-7% по сравнению с 2012 годом, по оптимистическому сценарию — рынок останется на уровне 2012 года или вырастет максимум на 2%. При этом как мы отмечали ранее, главными драйверами роста рынка будут автомобили премиальных брендов и кроссоверы», — говорит Т. Луковецкая. «Базовый сценарий — примерно минус 5%, оптимистический — ноль-минус 2%. Пессимистический сценарий тоже есть, но я не верю в предпосылки его осуществления», — заключил А. Терещенко.
Аналитики называют несколько причин спада российского авторынка.
«Доходы россиян не падают, но они и перестали расти; высокая закредитованность населения — гораздо выше, чем до кризиса; цены на автомобили, в отличие от доходов, расти не перестали; наконец, изменились ожидания потребителей», — перечисляет глава аналитического департамента УК «Ингосстрах-Инвестиции» Евгений Шаго.
Снижение потребительского оптимизма стало важным фактором сокращения продаж автомобилей, соглашается с коллегой директор по стратегическому развитию холдинга «Атлант-М» Алексей Терещенко. «Ситуация в мировой экономике в целом и в России в частности вынуждает относиться к крупным потребительским расходам с осторожностью. Кроме того, те домохозяйства, которые могут себе позволить новый автомобиль по нынешним ценам и процентным ставкам по кредитам, в основном уже имеют автомобили и обновляют их с определенной периодичностью», — говорит он. Одновременно с ростом рынка в 2012 и в начале 2013 года возрастала и продолжительность владения автомобилем до перепродажи, добавляет исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов. По его словам, это как раз подтверждает снижение «потребительского оптимизма».
Ключевой причиной снижения продаж новых автомобилей главный управляющий директор розничного подразделения «РОЛЬФ» Татьяна Луковецкая считает несоответствие уровня продаж в 2012 году ситуации на рынке. «Ажиотажный спрос, максимальное количество специальных предложений от автодилеров привели к «перегреву» рынка. Таким образом, сейчас мы наблюдаем за «стабилизацией», когда объем реализации автомобилей соответствует общеэкономической ситуации», — говорит эксперт.
Основная проблема в замедлении роста доходов и смене потребительских ожиданий, уверен Е. Шаго. «Кредитные ставки, наличие массовых моделей — это вторично. Если посмотреть на статистику более внимательно, уверенный рост продаж демонстрируют премиальные европейцы, которых сложно отнести к массовым», — отметил он.
В этом году усилилась тенденция снижения доходности у дилеров, а «скидочные» программы импортеров вынуждают опускаться практически до себестоимости — там резервов уже нет, констатирует А. Терещенко. «Производителям действительно надо снижать издержки и отпускные цены, выводить новые модели лучше старых, но не дороже. А это процесс тяжелый и длительный», — сказал он.
Объем российского авторынка в лучшем случае останется на уровне прошлого года, считают эксперты. «По пессимистическому сценарию, продажи автомобилей в 2013 году могут упасть на 5-7% по сравнению с 2012 годом, по оптимистическому сценарию — рынок останется на уровне 2012 года или вырастет максимум на 2%. При этом как мы отмечали ранее, главными драйверами роста рынка будут автомобили премиальных брендов и кроссоверы», — говорит Т. Луковецкая. «Базовый сценарий — примерно минус 5%, оптимистический — ноль-минус 2%. Пессимистический сценарий тоже есть, но я не верю в предпосылки его осуществления», — заключил А. Терещенко.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Российский авторынок: Падение продолжается
- Эксперты: Объемы продаж новых автомобилей в России будут снижаться
- Эксперты: Объемы продаж новых автомобилей в России будут снижаться
- Продажи новых легковых автомобилей в России в 2012 году выросли на 10,6%
- Группа компаний «РОЛЬФ»: Доля кредитных автомобилей в общем объеме продаж в ...