Общество защиты прав потребителей требует снять запрет на прием 5-тысячных купюр в банкоматах

УрБК, Москва, 18.10.2013. Общество защиты прав потребителей (ОЗПП), реагируя на многочисленные жалобы граждан, требует незамедлительно снять запрет на прием в банкоматах купюр номиналом в 5 тыс. рублей. С данным требованием ОЗПП обратилось в Центробанк РФ.

«В последнее время сразу несколько крупных банков объявили о запрете на прием пятитысячных купюр в своих банкоматах. По информации департамента наличного денежного обращения Банка России, отказ принимать купюры был связан с изменением каналов сбыта подделок. Первым на проблему фальшивых денежных знаков номиналом в 5 000 рублей указал Московский банк Сбербанка, который с 9 октября временно приостановил прием этих купюр в своих устройствах. Затем примеру крупнейшего российского банка последовали «ВТБ 24», Альфа-банк и Банк Москвы. Позднее присоединились и другие», — отмечается в сообщении ОЗПП.

По мнению общества по защите прав потребителей, отказ ряда банков в приеме пятитысячных купюр является недобросовестной практикой, подрывающий доверие к банковской системе в целом. «Кроме того, налицо нарушение прав большого количества потребителей, столкнувшихся не только с неудобствами при использовании банкоматов, но и пострадавших из-за невозможности в срок погасить кредит или провести необходимый платеж, из-за чего начисляется неустойка за просрочку. Еще большее опасение вызывает тот факт, что вслед за банками некоторые предприятия торговли и сферы услуг перестали принимать пятитысячные купюры», — говорится в сообщении.

Как считают в ОЗПП, банки таким образом ставят в неравное положение своих клиентов в зависимости от того, какие купюры они имеют на руках, в то время как согласно ст. 75 Конституции Российской Федерации денежной единицей в стране является рубль, а все законно находящиеся в обращении банкноты обязательны к приему для всех платежей и всеми юридическими и физическими лицами.

«Получается, что банки сейчас, ссылаясь на фальшивомонетчество, защищают свои активы и сводят коммерческие риски к минимуму за счет потребителей, устраивая последним многочисленные неудобства. При этом некоторые из банков, воспользовавшись сложившейся ситуацией, еще и зарабатывают на потребителях, взимая плату за выполнение операций, осуществляемых через персонал банка», — отмечается в сообщении общества по защите прав потребителей.

Если заемщик не смог в связи с данным запретом вовремя погасить кредит, то ОЗПП рекомендует предъявить претензии своему банку и требовать от него не применять штрафные санкции. Также следует действовать, если по вине банка потребитель понес другие убытки. Например, ему начислены пени за несвоевременный коммунальный платеж. «Потребители вправе потребовать от банка возмещения убытков и морального вреда во всех подобных случаях», — заявили в ОЗПП.

Другие материалы по теме: