Чиновники на российском авто: Утопия или реальность?

Российских госслужащих хотят пересадить на отечественные автомобили. Правительство своим постановлением запретило государственные и муниципальные закупки машин иностранного производства. Эксперты считают документ малоэффективным: находчивые чиновники все равно найдут способы обойти вето, которое, к тому же, может нарушать международные нормы. В связи с этим не исключено, что документ придется как минимум корректировать.

Напомним, премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление о запрете государственных и муниципальных закупок легковых и грузовых автомобилей иностранного производства, а также прочих видов техники на их основе. По словам главы Правительства РФ, в условиях, когда государство выделяет огромные средства на закупки различных товаров и услуг, будет лучше, если они достаются отечественным компаниям, чем иностранным производителям. По мнению Д. Медведева, это постановление будет способствовать импортозамещению, а также дает возможность для технологической модернизации производства. Отдельно было отмечено, что принятие этого документа не означает отказа от сотрудничества с иностранными компаниями, напротив, он может способствовать развитию сотрудничества между российскими и иностранными производителями такой техники, локализации в России производства по целому ряду образцов такой техники. Вместе с тем, постановление не коснется той продукции иностранных компаний, которая собирается у нас, так как является российской техникой при выполнении заявленного графика локализации. Такие производители смогут продавать свою технику для государственных и муниципальных нужд.

Эксперты выражают определенные сомнения в том, что постановление будет выполняться на 100%.

«К примеру, если взять пресловутые иномарки «представительского» класса, на которых так любят ездить наши чиновники. Учитывая изобретательность и хитрость нашего населения в целом, и чиновников в частности, можно не сомневаться в том, что будут найдены самые неожиданные способы обойти этот запрет, причем так, что постановление правительства при этом не будет нарушено. То есть, в прямом виде закупки иностранных (именно по месту производства) автомобилей, может, и не будут производиться, но чиновники вряд ли перестанут на них ездить, потому что найдут другой способ их получить и использовать», — считает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

Во-вторых, непонятно, каким образом теперь будет закупаться техника из стран Таможенного Союза. «Ведь, к примеру, многие виды коммунального оборудования устанавливаются именно на шасси МАЗа, и сделаны ли соответствующие исключения в этом постановлении, пока не ясно. А если Белоруссия введет аналогичные запреты и российская техника окажется под запретом? В-третьих, иностранные производители подобной техники крайне заинтересованы в нашем растущем рынке, но они, с учетом последних политических событий, могут отказаться от создания в России производства некоторых видов техники, более того, они могут пролоббировать аналогичные запреты в своих странах, что нанесет серьезный удар по экспорту продукции российского машиностроения. А сами иностранные производители могут найти способ предоставить свою технику различным госструктурам без приобретения ее ими. В-четвертых, если какие-то исключения по закупке иностранной техники для государственных и муниципальных нужд будут сделаны, к примеру, для конкретных производителей, то существует вероятность, что к России могут быть поданы многочисленные судебные иски, к примеру, в рамках ВТО или других международных соглашений, так как условия работы на нашем рынке могут быть признаны неодинаковыми для всех участников», — предупреждает Д. Баранов.

Эксперты не исключили, что через некоторое время отдельные положения документа придется либо отменять вовсе, либо переписывать, чтобы они соответствовали реальной рыночной ситуации и не нарушали другие нормы и правила.

Другие материалы по теме: