Андрей Бородин: Происходит естественное оздоровление туротрасли
Нынешний туристический сезон ознаменовался чередой внезапных банкротств ряда туроператоров. В результате пострадали тысячи туристов: одни застряли за рубежом, другие не смогли вылететь туда по уже купленным путевкам. О причинах краха турфирм и о том, как предотвратить тяжелые последствия от банкротств в будущем, в интервью ИАА «УралБизнесКонсалтинг» рассказал основатель сервиса по бронированию туров OnlineTur.ru Андрей Бородин.
— Какими Вы видите причины масштабного банкротства туроператоров в последнее время?
— Главная причина — это уменьшение спроса, главным образом, по европейским странам, что привело к падению объемов продаж, демпингу и убыткам у некоторых туроператоров. Если отношение объема продаж к совокупному долгу уменьшается и падает текущая прибыльность, то туроператор попадает в зону риска. Туры именно таких туроператоров мы заранее исключаем из списка предложений, чтобы защитить наших туристов от неприятностей.
— Прекращение деятельности крупных турфирм наверняка усилит недоверие россиян к остальным участникам рынка. Как это скажется на турпотоке?
— Конечно, когда некоторые СМИ раздувают проблему и сеют панику среди туристов, на какое-то время спрос падает. А на самом деле ничего неожиданного не произошло. Происходит естественное оздоровление рынка — чем меньше туроператоров с долгами останется, тем будет лучше для туристов.
— Нуждается ли туристический рынок в ужесточении государственного регулирования?
— В первую очередь необходимо заняться регулированием рынка авиаперевозок, так как именно резкая остановка чартерной цепочки уже двух туроператоров привела к необратимым последствиям и неизбежной остановке их деятельности. Так, в случае с «Лабиринтом» события развивались по наихудшему сценарию из всех возможных — срыв в графике чартерных перевозок в самый разгар сезона привел к самому большому количеству пострадавших туристов.
На законодательном уровне, во-первых, необходимо создать институт по экстренному оздоровлению или помощи туроператорам, испытывающим финансовые сложности, чтобы график чартерных рейсов не обрывался резко — по аналогии с тем, как проводится санация в банковском секторе. Второе — авиакомпании должны предупреждать об остановке полетов как минимум за неделю, чтобы у туроператоров была возможность найти замену бортам. Кроме того, важно, чтобы авиакомпании страховали как регулярные, так и чартерные рейсы, так как сейчас застрахованы только туристы, покупающие турпакеты, а те, кто покупает авиабилеты, никак не защищены финансово. Не раз уже становились банкротами как российские, так и иностранные авиакомпании, а их пассажиры теряли деньги за купленные билеты. Рынок авиаперевозок является фундаментом для туристического рынка, и до тех пор, пока на авиарынке не будет действовать обязательная система страхования и гарантий, туристы не будут защищены, какие бы новые законы для туристического рынка не вводились.
— А как защитить туристов от фирм-однодневок?
— Такой проблемы на туристическом рынке сейчас не существует. Вряд ли найдется хоть один турист, который бы купил тур у фирмы-однодневки. Все стараются покупать у турфирм с многолетним опытом работы.
— На расширенном заседании Экспертного совета по туризму прозвучала идея ввести электронную путевку, с информацией о том, в какой стране находятся туристы, сколько их, а также цену их путевки. Вы поддерживаете эту инициативу?
— В этом предложении есть много позитивных моментов. Главное, чтобы техническая реализация не отнимала времени у продавцов и все происходило в автоматическом режиме, так, чтобы это не привело к падению производительности труда в отрасли.
— В ближайшее время банкротства туроператоров продолжатся?
— В ближайшее время мы больше не ожидаем банкротств среди крупных туроператоров, основную долю продаж которых составляет Турция, так как это направление было очень прибыльным этим летом из-за смещения спроса с европейских стран.
— Какими Вы видите причины масштабного банкротства туроператоров в последнее время?
— Главная причина — это уменьшение спроса, главным образом, по европейским странам, что привело к падению объемов продаж, демпингу и убыткам у некоторых туроператоров. Если отношение объема продаж к совокупному долгу уменьшается и падает текущая прибыльность, то туроператор попадает в зону риска. Туры именно таких туроператоров мы заранее исключаем из списка предложений, чтобы защитить наших туристов от неприятностей.
— Прекращение деятельности крупных турфирм наверняка усилит недоверие россиян к остальным участникам рынка. Как это скажется на турпотоке?
— Конечно, когда некоторые СМИ раздувают проблему и сеют панику среди туристов, на какое-то время спрос падает. А на самом деле ничего неожиданного не произошло. Происходит естественное оздоровление рынка — чем меньше туроператоров с долгами останется, тем будет лучше для туристов.
— Нуждается ли туристический рынок в ужесточении государственного регулирования?
— В первую очередь необходимо заняться регулированием рынка авиаперевозок, так как именно резкая остановка чартерной цепочки уже двух туроператоров привела к необратимым последствиям и неизбежной остановке их деятельности. Так, в случае с «Лабиринтом» события развивались по наихудшему сценарию из всех возможных — срыв в графике чартерных перевозок в самый разгар сезона привел к самому большому количеству пострадавших туристов.
На законодательном уровне, во-первых, необходимо создать институт по экстренному оздоровлению или помощи туроператорам, испытывающим финансовые сложности, чтобы график чартерных рейсов не обрывался резко — по аналогии с тем, как проводится санация в банковском секторе. Второе — авиакомпании должны предупреждать об остановке полетов как минимум за неделю, чтобы у туроператоров была возможность найти замену бортам. Кроме того, важно, чтобы авиакомпании страховали как регулярные, так и чартерные рейсы, так как сейчас застрахованы только туристы, покупающие турпакеты, а те, кто покупает авиабилеты, никак не защищены финансово. Не раз уже становились банкротами как российские, так и иностранные авиакомпании, а их пассажиры теряли деньги за купленные билеты. Рынок авиаперевозок является фундаментом для туристического рынка, и до тех пор, пока на авиарынке не будет действовать обязательная система страхования и гарантий, туристы не будут защищены, какие бы новые законы для туристического рынка не вводились.
— А как защитить туристов от фирм-однодневок?
— Такой проблемы на туристическом рынке сейчас не существует. Вряд ли найдется хоть один турист, который бы купил тур у фирмы-однодневки. Все стараются покупать у турфирм с многолетним опытом работы.
— На расширенном заседании Экспертного совета по туризму прозвучала идея ввести электронную путевку, с информацией о том, в какой стране находятся туристы, сколько их, а также цену их путевки. Вы поддерживаете эту инициативу?
— В этом предложении есть много позитивных моментов. Главное, чтобы техническая реализация не отнимала времени у продавцов и все происходило в автоматическом режиме, так, чтобы это не привело к падению производительности труда в отрасли.
— В ближайшее время банкротства туроператоров продолжатся?
— В ближайшее время мы больше не ожидаем банкротств среди крупных туроператоров, основную долю продаж которых составляет Турция, так как это направление было очень прибыльным этим летом из-за смещения спроса с европейских стран.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Андрей Бородин: Происходит естественное оздоровление туротрасли
- Эксперты: Необходимо создать институт по экстренному оздоровлению или помощ ...
- Эксперты: Банкротства туроператоров были ожидаемыми
- Из-за проблем у туроператоров пострадало около 65 тыс. туристов
- Половина выездных туроператоров ушла с российского рынка