Дорожает все: Стоимость ОСАГО вырастет в 1,5 раза
В апреле тарифы ОСАГО вырастут на 40-60%. Такое решение принял ЦБ РФ. Большинство россиян ожидали увеличения стоимости автостраховки. Между тем, эксперты и участники рынка считают грядущий рост недостаточным.
С 12 апреля текущего года произойдет увеличение размера минимальных значений базовых ставок по большей части категорий транспортных средств — оно составит 40%. При этом размер «тарифного коридора» расширен с 5 до 20 процентных пунктов, сообщает пресс-служба ЦБ РФ.
«Указание актуализирует страховые тарифы по ОСАГО в связи с реализацией законодательства об увеличении с 1 апреля 2015 года размера страховой выплаты за вред, причиненный жизни и здоровью потерпевших, со 160 тыс. руб. до 500 тыс. руб., а также новым порядком возмещения необходимых расходов на восстановление здоровья потерпевшего. При корректировке также было учтено удорожание запасных частей и комплектующих автомобилей из-за снижения курса рубля», — говорится в сообщении регулятора.
Изменятся и региональные коэффициенты, от которых зависит итоговая стоимость полиса. В 11 регионах, где была показана экстремальная убыточность этого вида страхования (свыше 100%), региональный коэффициент повышается, пишет «Коммерсантъ». В 11 регионах, в которых зафиксирована неубыточность (то есть на выплаты идет не более 70% собранной премии), территориальный коэффициент понижен. Челябинская область не вошла в число таких субъектов РФ — убыточность ОСАГО на Южном Урале, по данным ЦБ, составляет 72%.
В качестве примера роста стоимости полиса регулятор приводит расчет для автомобилиста старше 22 лет — владельца автомобиля мощностью 101-120 л. с. (Ford Focus, Hyundai Solaris, Lada Priora/Granta). Для Челябинска такой полис ОСАГО будет стоить 8649-10377 руб.
Отметим, сборы и выплаты страховых компаний в Челябинской области в 2014 году остались на уровне 2013 года. Совокупный объем страховой премии составил 13,9 млрд. рублей, что на 2% превышает предыдущий аналогичный показатель. Объем выплат также почти не изменился, составив 8,7 млрд. рублей. Об этом свидетельствуют данные Центрального банка РФ, проанализированные специалистами СОГАЗа.
На 5% сократились сборы по добровольному автострахованию, включая каско и страхование автогражданской ответственности (ДСАГО). По этому сегменту страховщики собрали 3,9 млрд. рублей. Выплаты увеличились на 2% — до 3,6 млрд. рублей.
Первый заместитель председателя комитета ГД по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Михаил Емельянов считает, что рост стоимости ОСАГО был неизбежен.
«Это повышение тарифа связано, прежде всего, с троекратным ростом лимитов выплат «по жизни и здоровью» (со 160 до 500 тыс. руб.)», — отметил он.
По оценке Банка России, доля выплат, связанных с вредом, причиненным жизни и здоровью, может увеличиться с 1% в настоящее время до 21% от общего объема выплат по ОСАГО.
По мнению М. Емельянова, на увеличение стоимости полисов сказалось также введение Единой методики оценки ущерба и новой системы расчета пострадавшим в ДТП; УТС; рост стоимости автозапчастей, вызванный инфляционными процессам и т.д.
«Эти и ряд других факторов обусловливают неизбежный рост выплат, что без соответствующей корректировки тарифов может вызвать дальнейшее углубление кризиса в ОСАГО, а также снижение доступности «автогражданки» в регионах. Предыдущий рост тарифа в объеме 23 – 30 % произошел в октябре 2014 года и был привязан к троекратному увеличению лимитов выплат за ущерб имуществу. Почти сразу этот рост был «съеден» инфляцией, и убыточность тут же поползла вверх. В трети регионах страны ОСАГО приносит колоссальные убытки, и мы надеемся, что решение регулятора поможет исправить ситуацию, позволит обеспечить доступность автострахования в каждом субъекте страны. Сейчас задача государства — отследить, чтобы качество автострахования повысилось», — заявил депутат.
Тем не менее, страховщики и эксперты считают рост тарифов ОСАГО недостаточным.
«Мы частично довольны озвученными ЦБ цифрами и в полной степени удовлетворены конструктивной позицией Центробанка, который, на наш взгляд, досконально разобрался в проблемах отрасли и в его кризисном сегменте, каковым является ОСАГО. Частичная удовлетворенность связана с тем, что этого повышения тарифов на фоне нововведений в закон об ОСАГО, с нашей точки зрения, по-прежнему будет недостаточно. Однако, с другой стороны, считаем, что принимаемое решение является серьезным шагом вперед на пути к полному отказу от тарифного регулирования в страховании ОСАГО», — сказал заместитель председателя правления ОАО «СОГАЗ» Николай Галушин.
По мнению замдиректора Независимого актуарного информационно-аналитического центра Евгения Яненко, пересмотр тарифа должен быть ежегодным.
«В ближайшее время из-за того, что сильно подскочила цена на автозапчасти, данные единых ценовых справочников придется пересматривать. Тариф, соответственно, тоже. Уже понятно, что повышение порядка 50 % будет недостаточным. Пересмотр тарифа нужно сделать ежегодным, ведь это инфляционный вид страхования, он зависит от многих макроэкономических факторов. Если бы это было сделано раньше, скорее всего, кризиса в ОСАГО бы не случилось. При проведении ежегодного мониторинга нужно смотреть не только на состояние этого рынка в целом, но и как ведет себя ОСАГО в различных сегментах. Скажем, сейчас есть перекосы в возрастах, нужна детализированная разбивка и минимум 5 возрастных групп. Стоимость страховки должна больше зависеть от стажа водителя. В среднем введение такой меры цену страховки не понизит, но для отдельных возрастных групп — возможно», — полагает эксперт.
По мнению руководителя Гильдии актуариев Владимира Новикова, менять тарифы нужно ежегодно.
«Это повышение, бесспорно, снизит долю нерентабельных регионов. Однако не могу сказать, что цифры в районе 50 % достаточно, чтобы закрыть все дестабилизирующие факторы прошлых лет: 11-летняя инфляция, несправедливость многих судебных решений и частые случаи мошенничества недавний скачок курса, из-за которого подскочила и стоимость ущерба. Помимо повышения «в целом по больнице» нужно балансировать тариф с учетом отдельных категорий авто, территорий и граждан. Это повышение страховщики должны использовать как шанс повысить число справедливых выплат, улучшить качество работы. Но для этого Банк России должен заверить страховщиков, что изменение тарифов примет регулярный характер — как минимум раз в год, и постепенно будет вводиться свободное ценообразования, с контролем нижней границы во избежание демпинга. Важно определить год планового введения свободного ценообразования, скажем, 2017 год. Именно с этого года заработает принципиально новая система отчетности страховщиков, их контроля. В противном случае я прогнозирую, что страховщики воспользуются этим повышением просто как «латанием дыр», а интересы страхователей окажутся на втором плане», — сказал В. Новиков.
Добавим, что 65% опрошенных ожидали повышения ОСАГО.
«Буквально на днях мы завершили масштабное социологическое исследование, в котором изучили отношение граждан к предстоящему повышению тарифа. Мы еще не озвучивали все результаты, назову лишь несколько цифр. 65% опрошенных считают, что повышение тарифа в апреле 2015 года давно анонсировалось, сюрприза нет, и что в кризис растут все цены, рост цен на «автогражданку» также неизбежен. Мы также спрашивали автовладельцев, как они отнесутся к ежегодному пересмотру тарифа. 47 % ответили, что это «должно зависеть от экономической ситуации в тот или иной момент времени», 26 % также ответили положительно — «да, поскольку все основные товары и услуги ежегодно индексируются». 19 % считают, что тариф следует заморозить, 11 % считают, что «только так можно обеспечить стабильность выплат пострадавшим». Задавали вопрос о региональных коэффициентах, нужна ли детальная территориальная разбивка. 40% считает, что да, нужна. 27 %, что «региональные коэффициенты могут индексироваться вместе с базовым тарифом в зависимости от экономической ситуации». За «уравниловку» выступает 17 % опрошенных. В целом, по сравнению с 2003 годом отношение 64 % автовладельцев не изменилось вообще или изменилось в лучшую сторону», — сообщила генеральный директор независимого исследовательского холдинга РОМИР Ольга Горелова.
С 12 апреля текущего года произойдет увеличение размера минимальных значений базовых ставок по большей части категорий транспортных средств — оно составит 40%. При этом размер «тарифного коридора» расширен с 5 до 20 процентных пунктов, сообщает пресс-служба ЦБ РФ.
«Указание актуализирует страховые тарифы по ОСАГО в связи с реализацией законодательства об увеличении с 1 апреля 2015 года размера страховой выплаты за вред, причиненный жизни и здоровью потерпевших, со 160 тыс. руб. до 500 тыс. руб., а также новым порядком возмещения необходимых расходов на восстановление здоровья потерпевшего. При корректировке также было учтено удорожание запасных частей и комплектующих автомобилей из-за снижения курса рубля», — говорится в сообщении регулятора.
Изменятся и региональные коэффициенты, от которых зависит итоговая стоимость полиса. В 11 регионах, где была показана экстремальная убыточность этого вида страхования (свыше 100%), региональный коэффициент повышается, пишет «Коммерсантъ». В 11 регионах, в которых зафиксирована неубыточность (то есть на выплаты идет не более 70% собранной премии), территориальный коэффициент понижен. Челябинская область не вошла в число таких субъектов РФ — убыточность ОСАГО на Южном Урале, по данным ЦБ, составляет 72%.
В качестве примера роста стоимости полиса регулятор приводит расчет для автомобилиста старше 22 лет — владельца автомобиля мощностью 101-120 л. с. (Ford Focus, Hyundai Solaris, Lada Priora/Granta). Для Челябинска такой полис ОСАГО будет стоить 8649-10377 руб.
Отметим, сборы и выплаты страховых компаний в Челябинской области в 2014 году остались на уровне 2013 года. Совокупный объем страховой премии составил 13,9 млрд. рублей, что на 2% превышает предыдущий аналогичный показатель. Объем выплат также почти не изменился, составив 8,7 млрд. рублей. Об этом свидетельствуют данные Центрального банка РФ, проанализированные специалистами СОГАЗа.
На 5% сократились сборы по добровольному автострахованию, включая каско и страхование автогражданской ответственности (ДСАГО). По этому сегменту страховщики собрали 3,9 млрд. рублей. Выплаты увеличились на 2% — до 3,6 млрд. рублей.
Первый заместитель председателя комитета ГД по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Михаил Емельянов считает, что рост стоимости ОСАГО был неизбежен.
«Это повышение тарифа связано, прежде всего, с троекратным ростом лимитов выплат «по жизни и здоровью» (со 160 до 500 тыс. руб.)», — отметил он.
По оценке Банка России, доля выплат, связанных с вредом, причиненным жизни и здоровью, может увеличиться с 1% в настоящее время до 21% от общего объема выплат по ОСАГО.
По мнению М. Емельянова, на увеличение стоимости полисов сказалось также введение Единой методики оценки ущерба и новой системы расчета пострадавшим в ДТП; УТС; рост стоимости автозапчастей, вызванный инфляционными процессам и т.д.
«Эти и ряд других факторов обусловливают неизбежный рост выплат, что без соответствующей корректировки тарифов может вызвать дальнейшее углубление кризиса в ОСАГО, а также снижение доступности «автогражданки» в регионах. Предыдущий рост тарифа в объеме 23 – 30 % произошел в октябре 2014 года и был привязан к троекратному увеличению лимитов выплат за ущерб имуществу. Почти сразу этот рост был «съеден» инфляцией, и убыточность тут же поползла вверх. В трети регионах страны ОСАГО приносит колоссальные убытки, и мы надеемся, что решение регулятора поможет исправить ситуацию, позволит обеспечить доступность автострахования в каждом субъекте страны. Сейчас задача государства — отследить, чтобы качество автострахования повысилось», — заявил депутат.
Тем не менее, страховщики и эксперты считают рост тарифов ОСАГО недостаточным.
«Мы частично довольны озвученными ЦБ цифрами и в полной степени удовлетворены конструктивной позицией Центробанка, который, на наш взгляд, досконально разобрался в проблемах отрасли и в его кризисном сегменте, каковым является ОСАГО. Частичная удовлетворенность связана с тем, что этого повышения тарифов на фоне нововведений в закон об ОСАГО, с нашей точки зрения, по-прежнему будет недостаточно. Однако, с другой стороны, считаем, что принимаемое решение является серьезным шагом вперед на пути к полному отказу от тарифного регулирования в страховании ОСАГО», — сказал заместитель председателя правления ОАО «СОГАЗ» Николай Галушин.
По мнению замдиректора Независимого актуарного информационно-аналитического центра Евгения Яненко, пересмотр тарифа должен быть ежегодным.
«В ближайшее время из-за того, что сильно подскочила цена на автозапчасти, данные единых ценовых справочников придется пересматривать. Тариф, соответственно, тоже. Уже понятно, что повышение порядка 50 % будет недостаточным. Пересмотр тарифа нужно сделать ежегодным, ведь это инфляционный вид страхования, он зависит от многих макроэкономических факторов. Если бы это было сделано раньше, скорее всего, кризиса в ОСАГО бы не случилось. При проведении ежегодного мониторинга нужно смотреть не только на состояние этого рынка в целом, но и как ведет себя ОСАГО в различных сегментах. Скажем, сейчас есть перекосы в возрастах, нужна детализированная разбивка и минимум 5 возрастных групп. Стоимость страховки должна больше зависеть от стажа водителя. В среднем введение такой меры цену страховки не понизит, но для отдельных возрастных групп — возможно», — полагает эксперт.
По мнению руководителя Гильдии актуариев Владимира Новикова, менять тарифы нужно ежегодно.
«Это повышение, бесспорно, снизит долю нерентабельных регионов. Однако не могу сказать, что цифры в районе 50 % достаточно, чтобы закрыть все дестабилизирующие факторы прошлых лет: 11-летняя инфляция, несправедливость многих судебных решений и частые случаи мошенничества недавний скачок курса, из-за которого подскочила и стоимость ущерба. Помимо повышения «в целом по больнице» нужно балансировать тариф с учетом отдельных категорий авто, территорий и граждан. Это повышение страховщики должны использовать как шанс повысить число справедливых выплат, улучшить качество работы. Но для этого Банк России должен заверить страховщиков, что изменение тарифов примет регулярный характер — как минимум раз в год, и постепенно будет вводиться свободное ценообразования, с контролем нижней границы во избежание демпинга. Важно определить год планового введения свободного ценообразования, скажем, 2017 год. Именно с этого года заработает принципиально новая система отчетности страховщиков, их контроля. В противном случае я прогнозирую, что страховщики воспользуются этим повышением просто как «латанием дыр», а интересы страхователей окажутся на втором плане», — сказал В. Новиков.
Добавим, что 65% опрошенных ожидали повышения ОСАГО.
«Буквально на днях мы завершили масштабное социологическое исследование, в котором изучили отношение граждан к предстоящему повышению тарифа. Мы еще не озвучивали все результаты, назову лишь несколько цифр. 65% опрошенных считают, что повышение тарифа в апреле 2015 года давно анонсировалось, сюрприза нет, и что в кризис растут все цены, рост цен на «автогражданку» также неизбежен. Мы также спрашивали автовладельцев, как они отнесутся к ежегодному пересмотру тарифа. 47 % ответили, что это «должно зависеть от экономической ситуации в тот или иной момент времени», 26 % также ответили положительно — «да, поскольку все основные товары и услуги ежегодно индексируются». 19 % считают, что тариф следует заморозить, 11 % считают, что «только так можно обеспечить стабильность выплат пострадавшим». Задавали вопрос о региональных коэффициентах, нужна ли детальная территориальная разбивка. 40% считает, что да, нужна. 27 %, что «региональные коэффициенты могут индексироваться вместе с базовым тарифом в зависимости от экономической ситуации». За «уравниловку» выступает 17 % опрошенных. В целом, по сравнению с 2003 годом отношение 64 % автовладельцев не изменилось вообще или изменилось в лучшую сторону», — сообщила генеральный директор независимого исследовательского холдинга РОМИР Ольга Горелова.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |