Антикризисный план: Надежда на льготную ипотеку
Антикризисный план должен быть принят Правительством РФ во второй половине февраля 2016 года. Текущий проект антикризисного плана предусматривает финансирование в объеме до 1 трлн. рублей. (1% ВВП). Это в 2-2,5 раза меньше, чем антикризисный план 2009 года (2,2 трлн. руб., или 6% ВВП) и 2015 года (2,3 трлн. руб., или 3% ВВП). Одобрены ключевые меры плана — поддержка региональных бюджетов (310 млрд. руб.), поддержка автопрома (137,6 млрд. руб.), закупка подвижного состава РЖД (39,8 млрд. руб.), поддержка ипотеки (16,5 млрд. руб.). По мнению экспертов, льготная ипотека даст максимальный эффект для экономики среди антикризисных мер.
Как отмечают аналитики АКРА, для 1/3 рассматриваемого антикризисного плана до сих пор не определены источники финансирования. В рамках бюджета, утвержденного в декабре 2015 года, дефицит может достигнуть 3,6 трлн. руб. при среднегодовой цене нефти в 45 долл./баррель и 5,2 трлн. руб. — при 30 долл./баррель. Средства Резервного фонда сейчас составляют 3,7 трлн. руб. Рассматриваются различные механизмы покрытия данного дисбаланса, у каждого из которых есть свои недостатки: сокращение расходов может усилить краткосрочные негативные макроэкономические тенденции, рост заимствований будет способствовать росту ставок и инфляции, полное расходование Резервного фонда нежелательно из-за сохранения рисков несбалансированности бюджета в 2017 году, а приватизация госкомпаний в текущей рыночной конъюнктуре не позволит достичь максимального финансового эффекта.
Впервые в антикризисном плане доминируют меры по поддержке социальной стабильности, включая поддержку региональных бюджетов (в которых расходы социальной направленности — 60-65%). По мнению экспертов, падение уровня жизни и рост задолженности региональных бюджетов — ключевые проблемы 2016 -2017 гг., а угрозы финансовой стабильности отходят на второй план (банковский кризис маловероятен). Реальные располагаемые доходы населения за два года могут упасть еще на столько же, на сколько и в 2015 году (-4,5%). Это неминуемо повысит уровень бедности.
Поддержка ипотеки в 2016 году потенциально может поддержать экономику до 0,4%, хотя экономика продолжит стагнировать. Прогноз АКРА по динамике ВВП России в 2016 году: -1,7%.
Падение реальных доходов населения привело к сокращению спроса на жилую недвижимость в 2015 году на 28%, при этом льготная ипотека компенсировала 10% потенциального падения спроса. Объем ипотечных кредитов составил 370 млрд. руб., в том числе 2/3 из них непосредственно привели к формированию дополнительного спроса. Это стало самой эффективной экономической мерой по поддержке экономики в 2015 году. АКРА ожидает, что в 2016 году продление субсидирования ипотеки также поддержит строительство жилой недвижимости и позволит сохранить объем вводов на уровне 2015 года. Обеспеченность жильем в России остается на низком уровне — на 30% ниже уровня первичного насыщения рынка. Эффективность поддержки строительства жилой недвижимости как общеэкономической меры объясняется высоким мультипликативным эффектом роста спроса в строительной отрасли на смежные отрасли.
Поддержка рынка жилой недвижимости не сопровождалась ростом цен, что обычно наблюдается при применении мер по стимулированию спроса (например, это было в автомобильной промышленности).
Риском реализации программы в 2016 году являются планы по сокращению субсидирования процентной ставки с 2% до 1,25%.
Проект антикризисного плана 2016 года предусматривает сохранение объема поддержки реального сектора на уровне плана 2015 года. Аналитики ожидают, что реализация заложенных мер (с учетом ипотеки) поддержит экономику на 0,5% ВВП. Ключевые отрасли поддержки — автопром и транспортное машиностроение. Поддержка транспортного машиностроения будет реализована через субсидию РЖД на покупку подвижного состава и риски нереализации данной меры минимальны. Поддержку автопрома планируется осуществлять через меры поддержки потребителей, уже опробованные в предыдущие годы — программа утилизации и trade-in, льготные автокредиты и лизинг. Но эффект от них, по мнению АКРА, будет ограниченным на фоне падения реальных располагаемых доходов, соответствующего сокращения доли расходов населения на товары длительного пользования и пониженного за счет предыдущих программ возраста автопарка. Подтверждением этому является фактический откат доли продаж автомобилей в розничном товарообороте в апреле 2015 года на уровень, наблюдавшийся в августе 2014 года (до начала программы), несмотря на ее продолжение. Всплеск продаж автомобилей в конце 2014 года лишь на треть объяснялся программой поддержки, остальная часть связана со сберегательным поведением населения на фоне резкого ослабления рубля (сбережение в товарах длительного пользования).
«В 2016 году обсуждается финансирование поддержки автомобильного рынка в 138 млрд. руб., что в 3 раза превышает поддержку 2015 года, но в условиях падения доходов населения мы ожидаем, что эффективность меры будет низкой. Увеличения эффективности можно добиться увеличением объема субсидии относительно цены автомобиля», — полагают эксперты.
Как отмечают аналитики АКРА, для 1/3 рассматриваемого антикризисного плана до сих пор не определены источники финансирования. В рамках бюджета, утвержденного в декабре 2015 года, дефицит может достигнуть 3,6 трлн. руб. при среднегодовой цене нефти в 45 долл./баррель и 5,2 трлн. руб. — при 30 долл./баррель. Средства Резервного фонда сейчас составляют 3,7 трлн. руб. Рассматриваются различные механизмы покрытия данного дисбаланса, у каждого из которых есть свои недостатки: сокращение расходов может усилить краткосрочные негативные макроэкономические тенденции, рост заимствований будет способствовать росту ставок и инфляции, полное расходование Резервного фонда нежелательно из-за сохранения рисков несбалансированности бюджета в 2017 году, а приватизация госкомпаний в текущей рыночной конъюнктуре не позволит достичь максимального финансового эффекта.
Впервые в антикризисном плане доминируют меры по поддержке социальной стабильности, включая поддержку региональных бюджетов (в которых расходы социальной направленности — 60-65%). По мнению экспертов, падение уровня жизни и рост задолженности региональных бюджетов — ключевые проблемы 2016 -2017 гг., а угрозы финансовой стабильности отходят на второй план (банковский кризис маловероятен). Реальные располагаемые доходы населения за два года могут упасть еще на столько же, на сколько и в 2015 году (-4,5%). Это неминуемо повысит уровень бедности.
Поддержка ипотеки в 2016 году потенциально может поддержать экономику до 0,4%, хотя экономика продолжит стагнировать. Прогноз АКРА по динамике ВВП России в 2016 году: -1,7%.
Падение реальных доходов населения привело к сокращению спроса на жилую недвижимость в 2015 году на 28%, при этом льготная ипотека компенсировала 10% потенциального падения спроса. Объем ипотечных кредитов составил 370 млрд. руб., в том числе 2/3 из них непосредственно привели к формированию дополнительного спроса. Это стало самой эффективной экономической мерой по поддержке экономики в 2015 году. АКРА ожидает, что в 2016 году продление субсидирования ипотеки также поддержит строительство жилой недвижимости и позволит сохранить объем вводов на уровне 2015 года. Обеспеченность жильем в России остается на низком уровне — на 30% ниже уровня первичного насыщения рынка. Эффективность поддержки строительства жилой недвижимости как общеэкономической меры объясняется высоким мультипликативным эффектом роста спроса в строительной отрасли на смежные отрасли.
Поддержка рынка жилой недвижимости не сопровождалась ростом цен, что обычно наблюдается при применении мер по стимулированию спроса (например, это было в автомобильной промышленности).
Риском реализации программы в 2016 году являются планы по сокращению субсидирования процентной ставки с 2% до 1,25%.
Проект антикризисного плана 2016 года предусматривает сохранение объема поддержки реального сектора на уровне плана 2015 года. Аналитики ожидают, что реализация заложенных мер (с учетом ипотеки) поддержит экономику на 0,5% ВВП. Ключевые отрасли поддержки — автопром и транспортное машиностроение. Поддержка транспортного машиностроения будет реализована через субсидию РЖД на покупку подвижного состава и риски нереализации данной меры минимальны. Поддержку автопрома планируется осуществлять через меры поддержки потребителей, уже опробованные в предыдущие годы — программа утилизации и trade-in, льготные автокредиты и лизинг. Но эффект от них, по мнению АКРА, будет ограниченным на фоне падения реальных располагаемых доходов, соответствующего сокращения доли расходов населения на товары длительного пользования и пониженного за счет предыдущих программ возраста автопарка. Подтверждением этому является фактический откат доли продаж автомобилей в розничном товарообороте в апреле 2015 года на уровень, наблюдавшийся в августе 2014 года (до начала программы), несмотря на ее продолжение. Всплеск продаж автомобилей в конце 2014 года лишь на треть объяснялся программой поддержки, остальная часть связана со сберегательным поведением населения на фоне резкого ослабления рубля (сбережение в товарах длительного пользования).
«В 2016 году обсуждается финансирование поддержки автомобильного рынка в 138 млрд. руб., что в 3 раза превышает поддержку 2015 года, но в условиях падения доходов населения мы ожидаем, что эффективность меры будет низкой. Увеличения эффективности можно добиться увеличением объема субсидии относительно цены автомобиля», — полагают эксперты.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Антикризисный план: Надежда на льготную ипотеку
- Запланированный дефицит российского бюджета в 2014 году составит более 370 ...
- Проект госбюджета на 2014–2016 годы внесен в Госдуму
- Улучшение жилищных условий: Желание не совпадает с возможностями
- Улучшение жилищных условий: Желание не совпадает с возможностями