Константин Струков: Переход на экологически сберегающие технологии неизбежен
О текущей деятельности и ключевых направлениях работы комитета ЗСО по экологии рассказывает его председатель Константин Струков.
— Константин Иванович, с сентября 2015 года начал работу новый состав комитета Законодательного собрания по экологии и природопользованию, Вы возглавили комитет впервые. Как оцениваете работу комитета в прошлом году и собираетесь ли что-то менять?
— Депутаты комитета прошлого созыва провели большую работу по совершенствованию законодательства области в сфере природопользования, обеспечения пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, развития минерально-сырьевой базы области. Считаю, что необходимо сохранить преемственность в работе комитета.
Что касается перемен, они диктуются темпами развития нашего промышленного региона, можно сказать, сама жизнь заставляет вносить коррективы в работу, поэтому деятельность комитета будет строиться в соответствии с реалиями жизни.
— Какие вопросы из рассмотренных комитетом в 2015 году Вы бы назвали наиболее значимыми?
— Из принятых Законодательным собранием можно отметить изменения, внесенные в Закон Челябинской области «О пользовании недрами на территории Челябинской области». Первые изменения обусловлены тем, что к полномочиям области отнесено распоряжение участками недр, содержащими подземные воды с объемом добычи не более 500 куб. метров в сутки. Наша задача — установить порядок подачи заявок и их рассмотрения.
Перед принятием закона проведена оценка его регулирующего воздействия на субъекты предпринимательской деятельности. Предпринимательское сообщество высказалось, что закон не будет оказывать избыточной нагрузки на их деятельность. Так, с 1 апреля 2015 года выданы 62 лицензии на право пользования подземными водами, а значит, сократилось количество нелегальной добычи и пополнился бюджет.
Еще одно изменение в этот закон наделяет министерство имущества и природных ресурсов Челябинской области правом на создание и ведение областного фонда геологической информации о недрах. До принятия закона в фонды поступала информация, полученная в результате изучения и разведки недр, которые производились только за счет бюджетных средств. Недропользователи самостоятельно распоряжались данными, полученными за счет собственных средств. С 1 января 2016 года у них возникла обязанность предоставлять сведения в единый фонд геологической информации, а это, безусловно, важно для нашей области. Полная информация о запасах недр позволяет более оперативно выдавать лицензию на добычу полезных ископаемых или не разрешить таковую на определенном участке — сохранить его пока нетронутым, если, например, на соседнем уже ведется подобная разработка.
— Вопросы охраны окружающей среды, затронутые в послании президента Федеральному Собранию, находят свое отражение в работе комитета?
— Безусловно. Президент в послании говорил о том, что в российское законодательство постоянно вводятся поправки, которые диктуют жесткие экологические стандарты, призванные стимулировать предприятия внедрять так называемые наилучшие доступные технологии.
На январском заседании комитета с участием представителей министерств и федеральных ведомств депутаты обсудили данный вопрос. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» предусматривает применение наилучших доступных технологий на предприятиях, чья деятельность оказывает значительное негативное воздействие на окружающую среду. А это производства по добыче полезных ископаемых, обрабатывающие производства и другие, которые являются основными видами экономической деятельности в нашей области.
Наилучшая доступная технология (НДТ) — это технология производства продукции, выполнения работ, которая учитывает современные достижения науки и техники и позволяет при условии наличия технической возможности ее применения добиться комплексного предотвращения и минимизации негативного воздействия на окружающую среду. Использование устаревших технологических агрегатов и технологий, не отвечающих современным экологическим стандартам — а степень износа основных фондов в Челябинской области составляет более 50%, — не позволяет существенным образом улучшить состояние окружающей среды.
Сегодня в Российской Федерации стоит задача обеспечения комплексного подхода к внедрению НДТ как в рамках экологической, так и промышленной политики, а также совершенствование системы государственного регулирования на основе НДТ. И если новые производства этим требованиям соответствуют, то для того, чтобы модернизировать старые предприятия, внедрить на них НДТ, необходимо будет инвестировать сотни миллионов долларов.
Федеральный закон предусматривает переход организаций на НДТ до 2020-2025 гг., так как действующие предприятия, оснащенные устаревшим оборудованием, не в состоянии в короткие сроки провести модернизацию. Однако переход на экологически сберегающие технологии неизбежен: в противном случае предприятия будут вынуждены платить штрафы в стократном размере — очевидно, что эти суммы превысят траты на модернизацию.
Стоит отметить, что в целях обеспечения снижения негативного воздействия на окружающую среду промышленные предприятия Челябинской области за счет собственных средств уже выполнили природоохранные мероприятия в 2013 году на сумму 3,62 млрд. рублей, в 2014 году — 3,52 млрд. рублей, в 2015 году — 3,66 млрд. рублей.
Для более эффективного решения вопросов, связанных с переходом на принципы наилучших доступных технологий и реализацией иных мер по снижению негативного воздействия на окружающую среду, уже сейчас при Законодательном Собрании области формируется временная комиссия, куда войдут депутаты нашего комитета, представители ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Челябинской области», Управления Росприроднадзора по Челябинской области, министерства экологии.
Надеемся, что начатая сейчас работа по внедрению наилучших доступных технологий на предприятиях Челябинской области станет «инструментом постоянного обновления базовых отраслей».
— Константин Иванович, ситуация с НМУ вызывает беспокойство жителей Челябинской области все чаще и чаще. Что делает комитет для охраны здоровья населения и окружающей среды, в том числе и атмосферного воздуха?
— Периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ), безусловно, являются ситуациями, требующими особого внимания и особо тщательного контроля.
К сожалению, растет количество дней в году, когда возникают НМУ, например, четыре года назад оно составляло не более 70 в год, сейчас — больше 160 дней. Практически каждый третий день в Челябинске становится неблагоприятным. В указанные периоды резко увеличивается количество обращений граждан на загрязнение атмосферного воздуха. В такие периоды предприятия должны снижать выбросы в приземном слое атмосферы от 15-20% до 40-60% в зависимости от степени опасности. Однако возникновение периодов НМУ не является основанием для проведения внеплановой проверки предприятий, которые производят выбросы в атмосферу.
В связи с этим отмечу огромную важность поддержанного Законодательным собранием решения нашего комитета обратиться в Государственную Думу с законодательной инициативой о внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Представленный в Госдуму проект федерального закона предлагает добавить к основаниям для проведения внеплановой проверки поступление информации о НМУ, способствующих накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха второй и третьей степени опасности, что позволит контролирующим органам проводить внеплановые проверки при наступлении неблагоприятных метеорологических условий. Уверен: это заставит предприятия внимательней относиться к требованиям соблюдать мероприятия по снижению выбросов.
Надо отметить, что работы по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ организованы в 10 городах Челябинской области, мониторинг ведется на 15 стационарных постах государственной сети наблюдения. Однако нельзя забывать и о том, что выбросы от автотранспорта составляют около 300 тысяч тонн в год — а это почти 30% от общего количества. Из года в год растет количество машин на дорогах области, и пока, к сожалению, нет комплексного решения этой проблемы.
— Вопросы пожарной безопасности так же, как и в предыдущем созыве, остаются в повестке работы комитета экологии?
— Безусловно. Депутаты ежегодно рассматривают информацию об обеспечении пожарной безопасности и планах по развитию пожарной охраны на территории Челябинской области.
В 2015 году на обеспечение пожарной безопасности в области было предусмотрено 458 млн. рублей. В прошедшем году введены в эксплуатацию отдельный пост 5-й пожарно-спасательной части в городе Челябинске; подразделения пожарной службы в селе Дробышево Троицкого района; двух пожарных частей в селе Новобурино Кунашакского района и поселке Арчаглы-Аят Варенского района; двух постов добровольных пожарных в Октябрьском и Каслинском районах.
В 2015 году на территории Челябинской области всеми видами пожарной охраны было потушено более 4 тысяч пожаров, при этом спасено 1989 человек.
Отрадно, что растет число пунктов пожарной охраны, особенно на территориях с небольшим количеством жителей. Так, открытие в 2015 году новой пожарной части в селе Дробышево позволило защитить от пожаров 16 населенных пунктов с населением 7,2 тысячи человек. На сегодняшний день обеспечена противопожарная защита всех организаций с круглосуточным пребыванием людей.
Отмечу, что по данным МЧС, в пределах нормативного времени прибытия подразделений пожарной охраны к месту вызова находится 1128 населенных пунктов Челябинской области (это 88,4% от их общего количества), в которых проживает 96,4% населения. За счет развития областной противопожарной службы и добровольной пожарной охраны к 2019 году планируется обеспечить нормативную противопожарную защиту 94% населенных пунктов, в которых проживает 99% южноуральцев.
Комитет рекомендовал Главному управлению МЧС России по Челябинской области продолжать работу, направленную на повышение уровня обеспечения пожарной безопасности, а министерству экологии — увеличить количество областных подразделений пожарной службы до необходимого количества, продолжить их оснащение современной пожарной техникой. Главам муниципальных образований рекомендовано создавать условия для организации добровольной пожарной охраны, содержать в надлежащем состоянии источники противопожарного водоснабжения, продолжать противопожарную пропаганду и обучение населения мерам пожарной безопасности.
Все мы понимаем, как опасен огонь — и в области делается все, чтобы не допустить возникновения пожаров и минимизировать потери от чрезвычайных ситуаций, связанных с ними.
— Вода, как и огонь, может стать источником чрезвычайных ситуаций. Какая работа ведется по предотвращению ЧС в сфере водообеспечения населенных пунктов Челябинской области?
— Ежегодно депутаты комитета экологии заслушивают информацию о мерах по обеспечению пропуска весеннего половодья и паводков на территории Челябинской области. На предстоящем мартовском заседании будем рассматривать ситуацию с обеспечением безаварийного пропуска воды весной 2016 года.
В Челябинской области продолжается работа по сокращению количества гидротехнических сооружений (ГТС), представляющих опасность для населения и объектов экономики в случае возникновения аварийной ситуации. Так, в 2015 году выполнены реконструкция ГТС Нязепетровского водохранилища и капитальный ремонт ГТС Миньярского водохранилища, в результате чего объекты приведены в безопасное техническое состояние, а также проведены проектно-изыскательские работы по реконструкции ГТС Верхне-Кыштымского водохранилища. Работа по ремонту и реконструкции ГТС ведется в области не первый год, и она необходима, чтобы сохранить жизни людей, не допустить разрушения жилых домов, предприятий и затопления сельхозугодий.
Надо отметить, что в нашей области все службы, отвечающие за безопасность во время половодья и паводка, готовятся ответственно, и притом не в канун весеннего тепла, а в течение всего года.
Комитет экологии держит на контроле и вопросы состояния питьевой воды, в частности проблему ухудшения качества воды в источниках питьевого и хозяйственно-бытового назначения в период весеннего половодья и паводков на территории области.
— Какие законодательные изменения произошли в сфере обращения с промышленными и бытовыми отходами?
— Проблема сбора, переработки промышленных и бытовых отходов и их вторичного использования остро стоит во многих регионах России, в том числе и в Челябинской области. И очень важно, чтобы областные власти имели все полномочия и финансовые возможности для решения этих вопросов.
Напомню, что с 2015 года производители и импортеры товара или продукции должны обеспечить их утилизацию или уплатить экологический сбор в федеральный бюджет. Средства этого сбора будут расходоваться в виде субсидий субъектам РФ на софинансирование региональных программ в области обращения с отходами, подготовку проектной документации по строительству объектов для утилизации и обезвреживания отходов, на строительство и оснащение таких объектов.
Однако, чтобы появилась реальная возможность разработать и реализовать такие региональные программы, областным властям необходимо иметь полномочия в сфере обращения с отходами производства и потребления.
С 1 января 2016 года федеральным законом компетенция субъектов Российской Федерации дополнена новыми полномочиями, в том числе по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. До принятия изменений эти функции были возложены на Росприроднадзор и его территориальные органы.
Правительство и министерства области получают также полномочия на организацию деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; полномочия на разработку и утверждение территориальной схемы в сфере обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами; на проведение конкурсного отбора региональных операторов и на утверждение инвестиционных и производственных программ операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Сейчас серьезной экологической проблемой являются свалки бытовых отходов и отсутствие полигонов для их размещения. В Челябинской области, например, менее 50% домовладений охвачены централизованным сбором, при этом ежегодно на 1–2 процента растет количество отходов. Считаю, что действие этого закона поможет привлечь финансовые средства из федерального бюджета и станет рабочим инструментом в решении проблем с твердыми бытовыми отходами.
— Константин Иванович, с сентября 2015 года начал работу новый состав комитета Законодательного собрания по экологии и природопользованию, Вы возглавили комитет впервые. Как оцениваете работу комитета в прошлом году и собираетесь ли что-то менять?
— Депутаты комитета прошлого созыва провели большую работу по совершенствованию законодательства области в сфере природопользования, обеспечения пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, развития минерально-сырьевой базы области. Считаю, что необходимо сохранить преемственность в работе комитета.
Что касается перемен, они диктуются темпами развития нашего промышленного региона, можно сказать, сама жизнь заставляет вносить коррективы в работу, поэтому деятельность комитета будет строиться в соответствии с реалиями жизни.
— Какие вопросы из рассмотренных комитетом в 2015 году Вы бы назвали наиболее значимыми?
— Из принятых Законодательным собранием можно отметить изменения, внесенные в Закон Челябинской области «О пользовании недрами на территории Челябинской области». Первые изменения обусловлены тем, что к полномочиям области отнесено распоряжение участками недр, содержащими подземные воды с объемом добычи не более 500 куб. метров в сутки. Наша задача — установить порядок подачи заявок и их рассмотрения.
Перед принятием закона проведена оценка его регулирующего воздействия на субъекты предпринимательской деятельности. Предпринимательское сообщество высказалось, что закон не будет оказывать избыточной нагрузки на их деятельность. Так, с 1 апреля 2015 года выданы 62 лицензии на право пользования подземными водами, а значит, сократилось количество нелегальной добычи и пополнился бюджет.
Еще одно изменение в этот закон наделяет министерство имущества и природных ресурсов Челябинской области правом на создание и ведение областного фонда геологической информации о недрах. До принятия закона в фонды поступала информация, полученная в результате изучения и разведки недр, которые производились только за счет бюджетных средств. Недропользователи самостоятельно распоряжались данными, полученными за счет собственных средств. С 1 января 2016 года у них возникла обязанность предоставлять сведения в единый фонд геологической информации, а это, безусловно, важно для нашей области. Полная информация о запасах недр позволяет более оперативно выдавать лицензию на добычу полезных ископаемых или не разрешить таковую на определенном участке — сохранить его пока нетронутым, если, например, на соседнем уже ведется подобная разработка.
— Вопросы охраны окружающей среды, затронутые в послании президента Федеральному Собранию, находят свое отражение в работе комитета?
— Безусловно. Президент в послании говорил о том, что в российское законодательство постоянно вводятся поправки, которые диктуют жесткие экологические стандарты, призванные стимулировать предприятия внедрять так называемые наилучшие доступные технологии.
На январском заседании комитета с участием представителей министерств и федеральных ведомств депутаты обсудили данный вопрос. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» предусматривает применение наилучших доступных технологий на предприятиях, чья деятельность оказывает значительное негативное воздействие на окружающую среду. А это производства по добыче полезных ископаемых, обрабатывающие производства и другие, которые являются основными видами экономической деятельности в нашей области.
Наилучшая доступная технология (НДТ) — это технология производства продукции, выполнения работ, которая учитывает современные достижения науки и техники и позволяет при условии наличия технической возможности ее применения добиться комплексного предотвращения и минимизации негативного воздействия на окружающую среду. Использование устаревших технологических агрегатов и технологий, не отвечающих современным экологическим стандартам — а степень износа основных фондов в Челябинской области составляет более 50%, — не позволяет существенным образом улучшить состояние окружающей среды.
Сегодня в Российской Федерации стоит задача обеспечения комплексного подхода к внедрению НДТ как в рамках экологической, так и промышленной политики, а также совершенствование системы государственного регулирования на основе НДТ. И если новые производства этим требованиям соответствуют, то для того, чтобы модернизировать старые предприятия, внедрить на них НДТ, необходимо будет инвестировать сотни миллионов долларов.
Федеральный закон предусматривает переход организаций на НДТ до 2020-2025 гг., так как действующие предприятия, оснащенные устаревшим оборудованием, не в состоянии в короткие сроки провести модернизацию. Однако переход на экологически сберегающие технологии неизбежен: в противном случае предприятия будут вынуждены платить штрафы в стократном размере — очевидно, что эти суммы превысят траты на модернизацию.
Стоит отметить, что в целях обеспечения снижения негативного воздействия на окружающую среду промышленные предприятия Челябинской области за счет собственных средств уже выполнили природоохранные мероприятия в 2013 году на сумму 3,62 млрд. рублей, в 2014 году — 3,52 млрд. рублей, в 2015 году — 3,66 млрд. рублей.
Для более эффективного решения вопросов, связанных с переходом на принципы наилучших доступных технологий и реализацией иных мер по снижению негативного воздействия на окружающую среду, уже сейчас при Законодательном Собрании области формируется временная комиссия, куда войдут депутаты нашего комитета, представители ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Челябинской области», Управления Росприроднадзора по Челябинской области, министерства экологии.
Надеемся, что начатая сейчас работа по внедрению наилучших доступных технологий на предприятиях Челябинской области станет «инструментом постоянного обновления базовых отраслей».
— Константин Иванович, ситуация с НМУ вызывает беспокойство жителей Челябинской области все чаще и чаще. Что делает комитет для охраны здоровья населения и окружающей среды, в том числе и атмосферного воздуха?
— Периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ), безусловно, являются ситуациями, требующими особого внимания и особо тщательного контроля.
К сожалению, растет количество дней в году, когда возникают НМУ, например, четыре года назад оно составляло не более 70 в год, сейчас — больше 160 дней. Практически каждый третий день в Челябинске становится неблагоприятным. В указанные периоды резко увеличивается количество обращений граждан на загрязнение атмосферного воздуха. В такие периоды предприятия должны снижать выбросы в приземном слое атмосферы от 15-20% до 40-60% в зависимости от степени опасности. Однако возникновение периодов НМУ не является основанием для проведения внеплановой проверки предприятий, которые производят выбросы в атмосферу.
В связи с этим отмечу огромную важность поддержанного Законодательным собранием решения нашего комитета обратиться в Государственную Думу с законодательной инициативой о внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Представленный в Госдуму проект федерального закона предлагает добавить к основаниям для проведения внеплановой проверки поступление информации о НМУ, способствующих накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха второй и третьей степени опасности, что позволит контролирующим органам проводить внеплановые проверки при наступлении неблагоприятных метеорологических условий. Уверен: это заставит предприятия внимательней относиться к требованиям соблюдать мероприятия по снижению выбросов.
Надо отметить, что работы по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ организованы в 10 городах Челябинской области, мониторинг ведется на 15 стационарных постах государственной сети наблюдения. Однако нельзя забывать и о том, что выбросы от автотранспорта составляют около 300 тысяч тонн в год — а это почти 30% от общего количества. Из года в год растет количество машин на дорогах области, и пока, к сожалению, нет комплексного решения этой проблемы.
— Вопросы пожарной безопасности так же, как и в предыдущем созыве, остаются в повестке работы комитета экологии?
— Безусловно. Депутаты ежегодно рассматривают информацию об обеспечении пожарной безопасности и планах по развитию пожарной охраны на территории Челябинской области.
В 2015 году на обеспечение пожарной безопасности в области было предусмотрено 458 млн. рублей. В прошедшем году введены в эксплуатацию отдельный пост 5-й пожарно-спасательной части в городе Челябинске; подразделения пожарной службы в селе Дробышево Троицкого района; двух пожарных частей в селе Новобурино Кунашакского района и поселке Арчаглы-Аят Варенского района; двух постов добровольных пожарных в Октябрьском и Каслинском районах.
В 2015 году на территории Челябинской области всеми видами пожарной охраны было потушено более 4 тысяч пожаров, при этом спасено 1989 человек.
Отрадно, что растет число пунктов пожарной охраны, особенно на территориях с небольшим количеством жителей. Так, открытие в 2015 году новой пожарной части в селе Дробышево позволило защитить от пожаров 16 населенных пунктов с населением 7,2 тысячи человек. На сегодняшний день обеспечена противопожарная защита всех организаций с круглосуточным пребыванием людей.
Отмечу, что по данным МЧС, в пределах нормативного времени прибытия подразделений пожарной охраны к месту вызова находится 1128 населенных пунктов Челябинской области (это 88,4% от их общего количества), в которых проживает 96,4% населения. За счет развития областной противопожарной службы и добровольной пожарной охраны к 2019 году планируется обеспечить нормативную противопожарную защиту 94% населенных пунктов, в которых проживает 99% южноуральцев.
Комитет рекомендовал Главному управлению МЧС России по Челябинской области продолжать работу, направленную на повышение уровня обеспечения пожарной безопасности, а министерству экологии — увеличить количество областных подразделений пожарной службы до необходимого количества, продолжить их оснащение современной пожарной техникой. Главам муниципальных образований рекомендовано создавать условия для организации добровольной пожарной охраны, содержать в надлежащем состоянии источники противопожарного водоснабжения, продолжать противопожарную пропаганду и обучение населения мерам пожарной безопасности.
Все мы понимаем, как опасен огонь — и в области делается все, чтобы не допустить возникновения пожаров и минимизировать потери от чрезвычайных ситуаций, связанных с ними.
— Вода, как и огонь, может стать источником чрезвычайных ситуаций. Какая работа ведется по предотвращению ЧС в сфере водообеспечения населенных пунктов Челябинской области?
— Ежегодно депутаты комитета экологии заслушивают информацию о мерах по обеспечению пропуска весеннего половодья и паводков на территории Челябинской области. На предстоящем мартовском заседании будем рассматривать ситуацию с обеспечением безаварийного пропуска воды весной 2016 года.
В Челябинской области продолжается работа по сокращению количества гидротехнических сооружений (ГТС), представляющих опасность для населения и объектов экономики в случае возникновения аварийной ситуации. Так, в 2015 году выполнены реконструкция ГТС Нязепетровского водохранилища и капитальный ремонт ГТС Миньярского водохранилища, в результате чего объекты приведены в безопасное техническое состояние, а также проведены проектно-изыскательские работы по реконструкции ГТС Верхне-Кыштымского водохранилища. Работа по ремонту и реконструкции ГТС ведется в области не первый год, и она необходима, чтобы сохранить жизни людей, не допустить разрушения жилых домов, предприятий и затопления сельхозугодий.
Надо отметить, что в нашей области все службы, отвечающие за безопасность во время половодья и паводка, готовятся ответственно, и притом не в канун весеннего тепла, а в течение всего года.
Комитет экологии держит на контроле и вопросы состояния питьевой воды, в частности проблему ухудшения качества воды в источниках питьевого и хозяйственно-бытового назначения в период весеннего половодья и паводков на территории области.
— Какие законодательные изменения произошли в сфере обращения с промышленными и бытовыми отходами?
— Проблема сбора, переработки промышленных и бытовых отходов и их вторичного использования остро стоит во многих регионах России, в том числе и в Челябинской области. И очень важно, чтобы областные власти имели все полномочия и финансовые возможности для решения этих вопросов.
Напомню, что с 2015 года производители и импортеры товара или продукции должны обеспечить их утилизацию или уплатить экологический сбор в федеральный бюджет. Средства этого сбора будут расходоваться в виде субсидий субъектам РФ на софинансирование региональных программ в области обращения с отходами, подготовку проектной документации по строительству объектов для утилизации и обезвреживания отходов, на строительство и оснащение таких объектов.
Однако, чтобы появилась реальная возможность разработать и реализовать такие региональные программы, областным властям необходимо иметь полномочия в сфере обращения с отходами производства и потребления.
С 1 января 2016 года федеральным законом компетенция субъектов Российской Федерации дополнена новыми полномочиями, в том числе по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. До принятия изменений эти функции были возложены на Росприроднадзор и его территориальные органы.
Правительство и министерства области получают также полномочия на организацию деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; полномочия на разработку и утверждение территориальной схемы в сфере обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами; на проведение конкурсного отбора региональных операторов и на утверждение инвестиционных и производственных программ операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Сейчас серьезной экологической проблемой являются свалки бытовых отходов и отсутствие полигонов для их размещения. В Челябинской области, например, менее 50% домовладений охвачены централизованным сбором, при этом ежегодно на 1–2 процента растет количество отходов. Считаю, что действие этого закона поможет привлечь финансовые средства из федерального бюджета и станет рабочим инструментом в решении проблем с твердыми бытовыми отходами.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Константин Струков: Переход на экологически сберегающие технологии неизбеже ...
- На создание двух новых постов пожарной охраны в Аргаяшском и Каслинском рай ...
- Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской облас ...
- В Челябинской области 39 объектов размещения твердых коммунальных отходов п ...
- Начальник управления охраны окружающей среды министерства по радиационной и ...