Тарифы ОСАГО: Рост неизбежен?

Сохранение текущих тенденций на рынке ОСАГО приведет к существенным финансовым потерям автостраховщиков, возможным отказам от работы в данном сегменте и к необходимости очередного повышения тарифов. К такому выводу пришли эксперты Аналитического Кредитного Рейтингового Агентства (АКРА).

Напомним, за последние два года условия страхования обязательной автогражданской ответственности менялись дважды: в октябре 2014 года и апреле 2015 года. Были существенно увеличены лимиты по страховым случаям, что сопровождалось ростом тарифов. В результате средняя страховая премия по договорам почти удвоилась. Количество заключаемых договоров при этом сокращается, что АКРА связывает с уменьшением доходов населения в результате экономического спада.

Средний убыток в расчете на один страховой случай быстро растет. Одной из причин тому АКРА считает повышение лимитов в результате изменения условий страхования в октябре 2014 и апреле 2015 года. Кроме того, средний убыток увеличивается в результате инфляционного роста стоимости запчастей и работ, а также ввиду деятельности автоюристов. По оценке экспертов, совокупный эффект от роста лимитов составил около 40%. Под воздействием прочих факторов средний убыток в период с III квартала 2015 года по I квартал 2016 года ежеквартально возрастал на 4,3%. По договорам, заключенным в I квартале текущего года, убыточность оценивается в 78%.

При сохранении текущей динамики средний убыток по договорам, которые будут заключены в I квартале 2017 года, составит 80 тыс. рублей, считают аналитики. При этом уровень убыточности по сегменту достигнет 94%.

По мнению АКРА, данный прогноз, подразумевающий рост среднего убытка на 4,3% за квартал, обладает достаточно высокой степенью вероятности по ряду причин.

Так, может продолжить развиваться деятельность автоюристов. Эффективных инструментов для их сдерживания в арсенале страховых компаний на текущий момент нет. Скачок курса рубля после девальвации 2015 года, по оценке экспертов, все еще не полностью учтен в стоимости запчастей. Присутствует риск того, что расширение страхового покрытия в части вреда жизни и здоровью пока не отражено в статистике выплат в связи с длительным периодом урегулирования таких убытков. Кроме того, подобные убытки могут быть привлекательными для автоюристов.

Приходящиеся на сегмент ОСАГО операционные затраты компаний, включая расходы на заключение договоров, урегулирование убытков и административно-хозяйственную деятельность, аналитики оценивают в 20-30% премии. Указанный показатель не включает судебные штрафы и неустойки, отражаемые компаниями как прочие расходы. Если эти расходы сохранятся на уровне2015 года, то они составят около 4% страховой премии.

«Таким образом, оценка комбинированного коэффициента по договорам, заключенным в I квартале 2016 года, составляет 102-112%. При ожидаемом росте убыточности комбинированный коэффициент по договорам, которые будут заключены в I квартале 2017 года, превысит 118%,даже если исходить из оптимистичной оценки коэффициента расходов. По нашему мнению, очередное повышение тарифов в этом случае будет неизбежным», — считает АКРА.

Другая проблема рынка заключается в неравномерности распределения убыточности по регионам. Компании, в портфеле которых убыточные регионы имеют больший вес, по-видимому, уже находятся «в минусе» по финансовым результатам деятельности в сегменте ОСАГО. По мнению экспертов, возможный уход этих компаний из данного сегмента представляет серьезную угрозу стабильности всей системы ОСАГО.
Среди инициатив, способных стабилизировать ситуацию в сегменте, аналитики выделяют следующие: единый агент РСА; урегулирование убытков в натуральной форме; взаимодействие РСА и судебных инстанций с целью упорядочения правоприменения на рынке ОСАГО.

«Единый агент РСА призван не только повысить доступность страховой услуги для населения проблемных регионов, но и способствовать равномерному распределению убытка между компаниями. В отличие от электронного полиса, продажи при посредничестве единого агента будут обязательными для страховых компаний, что позволит довольно эффективно решить наиболее острые и требующие срочных мер проблемы рынка», — считают эксперты.

АКРА также позитивно оценивает взаимодействие РСА с судебными инстанциями и инициативы по урегулированию убытков в натуральной форме.

«Выплаты в натуральной форме, на наш взгляд, могут стать эффективным средством для сокращения мошенничества. Упорядочение правоприменения и приведение компаниями процесса урегулирования убытков в соответствие с требованиями судов ограничит доходы автоюристов и размер штрафных санкций, налагаемых на страховщиков», — говорят эксперты.

В долгосрочной перспективе перед регулятором встанет выбор между постоянной тонкой настройкой регулятивных норм и курсом на либерализацию тарифов. Выбор второго варианта представляется аналитикам предпочтительным. Сопутствующие риски могут эффективно управляться посредством ужесточения требований к финансовой устойчивости компаний — участников рынка ОСАГО и ограничения долей отдельных компаний по регионам России.

«Сейчас растущая убыточность в сегменте ОСАГО оказывает серьезное давление на оценки кредитного профиля автостраховщиков. Сохранение текущих тенденций приведет к существенным финансовым потерям компаний. Однако в случае успешной реализации описанных выше инициатив это давление может ощутимо уменьшиться или даже полностью исчезнуть. Наибольшее влияние эти инициативы окажут на кредитные профили компаний, в страховом портфеле которых значительное место занимают договоры ОСАГО проблемных регионов», — заключили эксперты АКРА.

Другие материалы по теме: