Ограничение ПЭТ-тары: Компромисс достигнут?
С 2017 года в России вводится запрет на продажу алкогольной продукции в ПЭТ-таре объемом более 1,5 литра. Союз российских пивоваров считает установленное ограничение минимально допустимым. По мнению аналитиков, запрет ПЭТ-упаковки уничтожит малый региональный бизнес.
На прошлой неделе президент Владимир Путин подписал федеральный закон, согласно которому, запрет на производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) алкогольной продукции в полимерной потребительской таре более 1500 миллилитров вступает в силу с 1 января 2017 года. Розничная реализация алкогольной продукции в полимерной потребительской таре объемом более 1,5 литра не допускается с 1 июля 2017 года.
По данным Nielsen Company, пиво в ПЭТ-упаковке на российском рынке сохраняется на уровне 50%. Причем на бутылки объемом 2 литра и более приходится более 25%, а тары объемом в 1,5 литра занимают 18,5% рынка. Конкурентоспособность 1 литровых бутылок относительно низка — их доля составляет 2,5% от рынка, а пиво в бутылках 0,5 литра представлено всего 0,02% рынка. Все остальное пиво разливается в кеги, алюминиевые банки и стеклотару.
«Объемы производства упаковки и стеклотары напрямую связаны с объемами продаж алкогольной продукции. Популярность ПЭТ-упаковки способствует популярности пива и обусловлена несколькими факторами: низкие производственные затраты, малый вес, возможность производить упаковку на месте, а также удобство при транспортировке, что в общем, снижает производственные и логистические затраты, и в конечном итоге, позволяет снизить цену на конечный товар», — отмечал член экспертной группы Investpoint Денис Болецкий.
Союз российских пивоваров, представляющий интересы компаний, выпускающих более 85% пива в России, считает, что установленный законом предельный объем потребительской пластиковой упаковки в 1,5 литра является минимально допустимым для выживания отрасли.
«Это ограничение жесткое, но все же позволяет производителям пива и смежным отраслям постепенно адаптировать производственные процессы к новым требованиям», — считают представители союза.
Между тем, по мнению аналитиков, перепады в производстве пивной продукции и уход бизнеса из регионов означает значительные сокращения поступлений средств в местный бюджет. Поскольку алкогольный бизнес является подакцизным, он обеспечивает основные поступления в местный бюджет малых городов и поселений. При сокращении регионального бизнеса пивной продукции, региональный бюджет недосчитается нескольких миллиардов рублей.
«Полный или частичный запрет ПЭТ упаковки усложнит логистические и производственные процессы, кроме того, производителям потребуются значительные средства на переоборудование производственных линий. На фоне недостаточной окупаемости производства и общего ослабления покупательной способности населения это может привести к сильному сокращению среднего бизнеса в регионах России, а также к полной ликвидации значительной части малого регионального бизнеса», — полагает аналитик-эксперт Investpoint Рамиль Каримов.
Впрочем, отмечает пивоваренное сообщество, несмотря на сильное противодействие сторонников полного запрета ПЭТ-упаковки, аргументы Союза российских пивоваров все же были услышаны и учтены в итоговом документе.
«Вместе с тем, надо отметить, что не пиво, а контрафактный и нелегальный алкоголь являются причиной наблюдающейся непростой ситуации с потреблением спиртного. Тем более, что в нынешней сложной экономической ситуации пиво все в большей степени становится недоступным для потребителей в связи с ростом цен и снижением покупательской способности, в отличие от крепкого (зачастую контрафактного) алкоголя», — говорится в заявлении Союза российских пивоваров.
«Сторонники законопроекта полагают, что уменьшение объема бутылки способствует снижению темпов алкоголизации населения. Однако в случае отмены ПЭТ-упаковки, сокращение производства и потребления пива приведет к повышению спроса на крепкую алкогольную продукцию, что, по факту, противоречит заявленной идее борьбы с излишним употреблением алкоголя», — говорит Д. Болецкий.
Участники пивного рынка предлагают, чтобы дальнейшие шаги по защите жизни и здоровья граждан были направлены на изменение структуры потребления алкоголя в пользу слабоалкогольной продукции натурального брожения посредством приведения соотношения акцизов на крепкий алкоголь и пиво к средним международным показателям, а также введение дифференцированного регулирования производства и оборота разных видов алкогольной продукции для снижения доступности более крепкого алкоголя.
На прошлой неделе президент Владимир Путин подписал федеральный закон, согласно которому, запрет на производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) алкогольной продукции в полимерной потребительской таре более 1500 миллилитров вступает в силу с 1 января 2017 года. Розничная реализация алкогольной продукции в полимерной потребительской таре объемом более 1,5 литра не допускается с 1 июля 2017 года.
По данным Nielsen Company, пиво в ПЭТ-упаковке на российском рынке сохраняется на уровне 50%. Причем на бутылки объемом 2 литра и более приходится более 25%, а тары объемом в 1,5 литра занимают 18,5% рынка. Конкурентоспособность 1 литровых бутылок относительно низка — их доля составляет 2,5% от рынка, а пиво в бутылках 0,5 литра представлено всего 0,02% рынка. Все остальное пиво разливается в кеги, алюминиевые банки и стеклотару.
«Объемы производства упаковки и стеклотары напрямую связаны с объемами продаж алкогольной продукции. Популярность ПЭТ-упаковки способствует популярности пива и обусловлена несколькими факторами: низкие производственные затраты, малый вес, возможность производить упаковку на месте, а также удобство при транспортировке, что в общем, снижает производственные и логистические затраты, и в конечном итоге, позволяет снизить цену на конечный товар», — отмечал член экспертной группы Investpoint Денис Болецкий.
Союз российских пивоваров, представляющий интересы компаний, выпускающих более 85% пива в России, считает, что установленный законом предельный объем потребительской пластиковой упаковки в 1,5 литра является минимально допустимым для выживания отрасли.
«Это ограничение жесткое, но все же позволяет производителям пива и смежным отраслям постепенно адаптировать производственные процессы к новым требованиям», — считают представители союза.
Между тем, по мнению аналитиков, перепады в производстве пивной продукции и уход бизнеса из регионов означает значительные сокращения поступлений средств в местный бюджет. Поскольку алкогольный бизнес является подакцизным, он обеспечивает основные поступления в местный бюджет малых городов и поселений. При сокращении регионального бизнеса пивной продукции, региональный бюджет недосчитается нескольких миллиардов рублей.
«Полный или частичный запрет ПЭТ упаковки усложнит логистические и производственные процессы, кроме того, производителям потребуются значительные средства на переоборудование производственных линий. На фоне недостаточной окупаемости производства и общего ослабления покупательной способности населения это может привести к сильному сокращению среднего бизнеса в регионах России, а также к полной ликвидации значительной части малого регионального бизнеса», — полагает аналитик-эксперт Investpoint Рамиль Каримов.
Впрочем, отмечает пивоваренное сообщество, несмотря на сильное противодействие сторонников полного запрета ПЭТ-упаковки, аргументы Союза российских пивоваров все же были услышаны и учтены в итоговом документе.
«Вместе с тем, надо отметить, что не пиво, а контрафактный и нелегальный алкоголь являются причиной наблюдающейся непростой ситуации с потреблением спиртного. Тем более, что в нынешней сложной экономической ситуации пиво все в большей степени становится недоступным для потребителей в связи с ростом цен и снижением покупательской способности, в отличие от крепкого (зачастую контрафактного) алкоголя», — говорится в заявлении Союза российских пивоваров.
«Сторонники законопроекта полагают, что уменьшение объема бутылки способствует снижению темпов алкоголизации населения. Однако в случае отмены ПЭТ-упаковки, сокращение производства и потребления пива приведет к повышению спроса на крепкую алкогольную продукцию, что, по факту, противоречит заявленной идее борьбы с излишним употреблением алкоголя», — говорит Д. Болецкий.
Участники пивного рынка предлагают, чтобы дальнейшие шаги по защите жизни и здоровья граждан были направлены на изменение структуры потребления алкоголя в пользу слабоалкогольной продукции натурального брожения посредством приведения соотношения акцизов на крепкий алкоголь и пиво к средним международным показателям, а также введение дифференцированного регулирования производства и оборота разных видов алкогольной продукции для снижения доступности более крепкого алкоголя.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Ограничение ПЭТ-тары: Компромисс достигнут?
- Пиво в пластиковых бутылках емкостью 2,5 литра не будут выпускать с 2014 го ...
- Безалкогольное пиво: Рост продаж на падающем рынке
- Оптовый магазин «Юлия»: Не все позиции пива «Балтика» сегодня хорошо продаю ...
- Акцизы на крепкий алкоголь могут заморозить на три года