Роскошь, а не средство передвижения: Покупка нового автомобиля недоступна южноуральцам

Покупка нового автомобиля, даже в кредит, становится несбыточной мечтой для подавляющего большинства жителей Челябинской области. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного РИА Рейтинг. Как отмечают эксперты, в последние два года из-за девальвации рубля, сжатия рынка автокредитования и кризиса в экономике россиянам все сложнее находить средства на приобретение автомобилей. Если в 2012 году в России было продано почти 3 млн. новых машин, то в 2015 году лишь 1,6 млн., а по итогам семи месяцев 2016 года продажи автомобилей сократились еще на 14,4%. Таким образом, доступность новых автомобилей для жителей России снизилась в силу экономических причин.

Эксперты РИА Рейтинг провели исследование и составили рейтинг регионов по доле семей, которые могут позволить себе приобрести новую машину в кредит и оплачивать текущие расходы, связанные с ее эксплуатацией. Как показали результаты исследования, только каждая пятая российская семья может приобрести в кредит и обслуживать недорогую новую машину (за 470 тыс. рублей), а средняя по стоимости машина (за 1,2 млн. рублей) доступна лишь 6,6% семей.

«Основной проблемой является относительно высокая цена автомашин, увеличившаяся из-за снижения курса рубля, возросшие расходы на бензин и страхование, а также зачастую высокие процентные ставки по автокредитам. Кроме того, очень большое влияние доступность автомобилей оказывает неравномерность распределения зарплат в регионах. Поэтому в ряде субъектах РФ, несмотря на относительно приличную среднюю зарплату, доля семей с доходами, достаточными для приобретения автомобиля, может быть невысокой», — отмечают эксперты.

Челябинская область заняла в рейтинге 37-ое место. 16,5% южноуральских семей могут приобрести в кредит автомобиль стоимостью 470 тыс. рублей, при цене авто в 1,2 млн. доля таких семей составит 4,3%, машины за 5 млн. рублей доступны лишь 0,4% семьям.

В 7 регионах более трети семей могут приобрести и обслуживать новый автомобиль (за 470 тысяч рублей), а среднестатистическая семья может себе позволить купить хотя бы подержанный автомобиль. В этом списке лидеров, в первую очередь выделяются: Ямало-Ненецкий автономный округ — доля 56,3%, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра — 41,2%, Ненецкий автономный округ — 40,4%, Чукотский автономный округ — 39,3%, Сахалинская область — 38,4% и Магаданская область — 35,5%. В этом списке среди северных регионов также расположилась Москва с долей 40,2%, которая заняла в рейтинге 4-ое место.

В 20 регионах менее 10% семей могут приобрести и без особых сложностей обслуживать новый автомобиль. «По всей видимости, жителям небогатых регионов приходится довольствоваться подержанными машинами, а также заметно ограничивать расходы на собственный транспорт. Например: зачастую происходит отказ от необязательных страховок, обслуживание автомобиля осуществляется самостоятельно или в неофициальном сервисе, а также ограничивается дальность и частота поездок, чтобы меньше платить за бензин», — отмечают эксперты.

Как показали результаты исследований РИА Рейтинг, наибольший вклад в повышение доступности личного автотранспорта для россиян вносят высокие зарплаты. Также существенное влияние на доступность автомобилей может оказать радикальное снижение ставок по кредитам с одновременным ростом сроков кредитования. Однако уже сейчас многие автопроизводители субсидируют банковские ставки по кредитам на автомобили, поэтому значительного их снижения в среднесрочной перспективе, скорее всего, ожидать не стоит, считают аналитики агентства.

В качестве индикатора доступности в рейтинге выступает доля семей, которые имеют возможность осуществлять ежемесячный платеж по кредиту при приобретении нового автомобиля, а также тратить деньги на содержание автомобиля. Объем кредита рассчитывался при первоначальном взносе в 20% от стоимости машины. Помимо кредита учитывались и другие расходы, связанные с пользованием автомобилем: КАСКО, ОСАГО, стоимость бензина, текущее обслуживание, плановые ТО, смена резины и ряд других.

Предполагалось, что семья тратит на автомобиль 50% своих ежемесячных денежных доходов от трудовой деятельности, скорректированных на прожиточный минимум в регионе проживания. Для расчета учитывались семьи, в которых хотя бы один член семьи имеет работу. Доля семей, для которых доступна покупка и содержание автомобиля, оценивалась на основе процентного распределения работающих по величине зарплат в каждом регионе. Расчет проводился независимо для 9 по составу типов семей, а результирующая доля семей рассчитывалась как средневзвешенная доля из этих 9 типов.

Средние цены на автомобили, ставки по кредитам, стоимость страхования и стоимость бензина учитывались для каждого региона в отдельности.

Другие материалы по теме: