75% — на «социалку»: В Челябинской области утвердили проект нового бюджета
Правительство Челябинской области утвердило проект регионального бюджета на предстоящий трехлетний период. Главный финансовый документ сохранил свою социальную направленность, доля соцрасходов в следующем году составит около 75%. В основу параметров проекта бюджета лег прогноз социально-экономического развития региона, который опрошенные УрБК эксперты считают недостаточно консервативным.
Как сообщил на заседании регионального правительства министр финансов Андрей Пшеницын, доходы бюджета в 2017 году запланированы в объеме 121,26 млрд. рублей. Это на 10,7% выше первоначального уровня 2016 года. Доходы 2018 года запланированы на уровне 2017 года, а в 2019 году ожидается прирост на 5,9%.
Собственные налоговые и неналоговые поступления запланированы с приростом 9,2% и составят более 100 млрд. рублей. Эти средства обеспечат более 80% всех доходов региона. Структура основных источников собственных доходов в 2017 году практически не изменится: налог на доходы физических лиц составит 37% в объеме собственных поступлений; налог на прибыль — 35%; налог на имущество организаций —14%;акцизы — 6%.
Чуть менее 20% доходов областного бюджета в 2017 году составят федеральные средства. Это 20,25 млрд. рублей, что на 12,8% выше первоначального уровня 2016 года. Нецелевая финансовая помощь запланирована в объеме 10,25 млрд. рублей с ростом на 53,4% к уровню 2016 года. Объем целевых средств составляет более 10 млрд. рублей, что на 11,2% ниже первоначального уровня текущего года.
«Это первоначально распределенный на федеральном уровне объем целевых трансфертов. Дополнительно распределенные в течение 2017 года федеральные средства будут учитываться в бюджете по мере их поступления», — отметил министр.
По словам А. Пшеницына, формирование расходной части областного бюджета, как и в предыдущие годы, шло напряженно. Так, на первоначальном этапе заявки главных распорядителей средств областного бюджета по планируемым расходам превысили предельные возможности бюджета на 43,9 млрд. рублей. В результате детального анализа каждой из заявленных сумм расходы по указанным заявкам были сокращены почти вдвое.
Таким образом, общий объем расходов в 2017 году составит 131,26 млрд. рублей с увеличением на 11% к первоначальному плану текущего года.
«В целом областной бюджет сохранит свою социальную направленность — доля социальных расходов в следующем году составит около 75%, или 97,74 млрд. рублей», — добавил А. Пшеницын.
Так, на реализацию социальной политики области в 2017 году будет направлено 34,18 млрд. рублей, что 23,4% выше первоначального плана текущего года. Средства на развитие здравоохранения заложены в объеме 25,44 млрд. рублей с приростом 2,2% к плану текущего года. На финансирование образования в 2017 году предусмотрено 34,51 млрд. рублей, что на 9,8% больше уровня 2016 года. Расходы в сфере культуры запланированы в объеме 1,21 млрд. рублей с приростом на 28,7%. На развитие физической культуры и спорта будет направлено 2,39 млрд. рублей.
Расходы экономического характера предусмотрены на 2017 год в сумме 16,18 млрд. рублей. Основная часть этих средств сконцентрирована на таких отраслях, как дорожное хозяйство, сельское хозяйство, ЖКХ.
А. Пшеницын уточнил, что на предстоящие три года межбюджетные отношения с муниципалитетами ориентированы на дальнейшее содействие повышению устойчивости местных бюджетов. Так, в целях укрепления доходной базы муниципальных образований с 1 января 2017 года в бюджеты городов и районов будут переданы 50% отчислений налога, взимаемого по упрощенной системе, и 100% госпошлины за услуги МФЦ, что увеличит доходы территорий в следующем году на 3 млрд. рублей.
Дополнительно к этим мерам предусматривается существенное увеличение по сравнению с текущим годом объема межбюджетных трансфертов, предоставляемых на финансирование первоочередных расходов местных бюджетов (на 20%).
В целом объем трансфертов местным бюджетам в 2017 году составит 65,91 млрд. рублей, или 50% от общего объема расходов областного бюджета.
«Учитывая непростую экономическую ситуацию, областной бюджет в предстоящем периоде сохранит свою дефицитность. Разница между доходами и расходами в 2017 году составит 10 млрд. рублей, или 10% от собственных налоговых и неналоговых доходов региона. Основным источником покрытия дефицита будут займы», — сообщил А. Пшеницын.
При этом министр отметил, что соответствии с заключенными с Минфином России соглашениями о предоставлении Челябинской области бюджетных кредитов на погашение долговых обязательств 10%-ый размер дефицита бюджета является предельным.
Традиционно проект областного бюджета на 2017–2019 годы был подготовлен с учетом прогноза социально-экономического развития.
Как сообщил глава регионального Минэкономразвития Сергей Смольников, за основу при его составлении были взяты сценарии развития экономики РФ, расчеты органов исполнительной власти, муниципалитетов, бизнес-планы крупнейших предприятий области.
По его словам, нынешний год, как и прошлый, был для экономики Челябинской области непростым. В 2016-м продолжали снижаться индекс промышленного производства, инвестиции в основной капитал, товарооборот, реальные располагаемые доходы населения.
«Есть ряд внешних причин снижения основных показателей — это неопределенность в мировой экономике после кризиса 2008 года, санкции, колебания курса рубля, а также избыток предложения металлопродукции на мировом рынке. Внутренние факторы — сохранение высоких кредитных ставок для организаций и населения, спад потребительского спроса в результате снижения реальных располагаемых доходов граждан», — перечислил С. Смольников.
Вместе с тем, отметил министр, уже в 2016 году наблюдаются факторы, оказывающие положительное влияние на экономику региона, — это замедление темпов инфляции (7,1% за январь-октябрь по сравнению с 14,1% за аналогичный период прошлого года), снижение издержек региональных компаний относительно уровня издержек зарубежных конкурентов, рост в отраслях, не зависящих от импорта.
Базовый вариант прогноза развития экономики Челябинской области предполагает стабилизацию ситуации в 2017 году с переходом к умеренному росту в последующие годы. Согласно этому сценарию, валовый региональный продукт в следующем году вырастет на 0,4%, в 2018-м — на 1,1%, в 2019-м — на 1,7%.
Ожидается постепенное восстановление промышленного производства с темпом роста до 2,9%, отметил министр. Этому призваны способствовать созданная в 2016 году по поручению губернатора Челябинской области Бориса Дубровского инфраструктура поддержки промышленных предприятий, специальные инвестиционные контракты, а также увеличение экспорта. В 2018-2019 годах рост промпроизводства составит 4-4,8% по базовому варианту.
Положительное влияние на развитие предпринимательства, в частности малого и среднего бизнеса, оказывают широкие меры поддержки правительством области, такие, как введение налоговых льгот, инициированных губернатором, расширение программы гарантийного фонда, адресная поддержка при реализации инвестиционных проектов и другие.
Спад инвестиций в основной капитал в 2017 году сократится с 12,3%, ожидаемых по итогам 2016-го, до 2,5-4,8%, а в 2018-2019 годах возможен рост этого показателя на 0,8-2,8% в год.
«Такая динамика прогнозируется за счет реализации крупнейших инвестиционных проектов, планируемых к завершению в 2017-2019 годах», — уточнил С. Смольников.
В сельском хозяйстве уже сейчас наблюдается рост показателей, благодаря импортозамещению это один из самых быстрорастущих секторов российской экономики. По оценке минсельхоза Челябинской области, в 2017 году прирост сельхозпродукции может составить до 6,4%, а в 2018-2019 годах — до 3,5% в год.
Также в базовом прогнозе заложен рост реальных располагаемых доходов населения, которые из-за негативных тенденций падают уже третий год подряд. Предполагается, что доходы южноуральцев вырастут в 2017 году на 0,9%, в 2018-м — на 2,4%, в 2019-м — на 3,7%. Безработица при этом снизится с нынешних 1,8% до 1,5%.
«Стабилизации ситуации в данной сфере способствуют принимаемые меры в содействии занятости населения и мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда», — отметил С. Смольников.
Между тем, по мнению экспертов, представленный прогноз не является в достаточной степени консервативным.
«С высокой вероятностью, по крайней мере в 2017 году, динамика ключевых макроэкономических индикаторов не будет соответствовать излишне позитивным ожиданиям. Да, с одной стороны, по прогнозу валовый региональный продукт Челябинской области в следующем году вырастет всего на 0,4%. Для сравнения: базовый прогноз ЦБ РФ говорит о том, что общероссийский ВВП вырастет в 2017 году на 0,5-1%. Тем не менее, нужно учитывать структуру местной экономики», — комментирует финансовый аналитик группы компаний «Финам» Тимур Нигматуллин.
Так, отмечает он, в структуре ВРП региона на добычу полезных ископаемых приходится всего 1,7% против 10,6% в целом по всем регионам. Между тем, именно промпроизводство в данном секторе является драйвером роста последние кварталы. В свою очередь, на обрабатывающие производства в структуре ВРП региона приходится 33,8% против 17,4% в целом по регионам РФ. Данный сектор демонстрирует наибольший спад. Таким образом, по мнению эксперта, сложная макроэкономическая конъюнктура будет оказывать давление на бюджетные доходы, инвестиции, реальные доходы и безработицу.
«Думаю, уместно пересмотреть прогнозы по динамике ВРП в сторону стагнации», — рекомендует аналитик «Финама».
Добавим, в декабре по проекту бюджета Челябинской области пройдут публичные слушания, после чего документ будет рассмотрен депутатами Законодательного собрания.
Как сообщил на заседании регионального правительства министр финансов Андрей Пшеницын, доходы бюджета в 2017 году запланированы в объеме 121,26 млрд. рублей. Это на 10,7% выше первоначального уровня 2016 года. Доходы 2018 года запланированы на уровне 2017 года, а в 2019 году ожидается прирост на 5,9%.
Собственные налоговые и неналоговые поступления запланированы с приростом 9,2% и составят более 100 млрд. рублей. Эти средства обеспечат более 80% всех доходов региона. Структура основных источников собственных доходов в 2017 году практически не изменится: налог на доходы физических лиц составит 37% в объеме собственных поступлений; налог на прибыль — 35%; налог на имущество организаций —14%;акцизы — 6%.
Чуть менее 20% доходов областного бюджета в 2017 году составят федеральные средства. Это 20,25 млрд. рублей, что на 12,8% выше первоначального уровня 2016 года. Нецелевая финансовая помощь запланирована в объеме 10,25 млрд. рублей с ростом на 53,4% к уровню 2016 года. Объем целевых средств составляет более 10 млрд. рублей, что на 11,2% ниже первоначального уровня текущего года.
«Это первоначально распределенный на федеральном уровне объем целевых трансфертов. Дополнительно распределенные в течение 2017 года федеральные средства будут учитываться в бюджете по мере их поступления», — отметил министр.
По словам А. Пшеницына, формирование расходной части областного бюджета, как и в предыдущие годы, шло напряженно. Так, на первоначальном этапе заявки главных распорядителей средств областного бюджета по планируемым расходам превысили предельные возможности бюджета на 43,9 млрд. рублей. В результате детального анализа каждой из заявленных сумм расходы по указанным заявкам были сокращены почти вдвое.
Таким образом, общий объем расходов в 2017 году составит 131,26 млрд. рублей с увеличением на 11% к первоначальному плану текущего года.
«В целом областной бюджет сохранит свою социальную направленность — доля социальных расходов в следующем году составит около 75%, или 97,74 млрд. рублей», — добавил А. Пшеницын.
Так, на реализацию социальной политики области в 2017 году будет направлено 34,18 млрд. рублей, что 23,4% выше первоначального плана текущего года. Средства на развитие здравоохранения заложены в объеме 25,44 млрд. рублей с приростом 2,2% к плану текущего года. На финансирование образования в 2017 году предусмотрено 34,51 млрд. рублей, что на 9,8% больше уровня 2016 года. Расходы в сфере культуры запланированы в объеме 1,21 млрд. рублей с приростом на 28,7%. На развитие физической культуры и спорта будет направлено 2,39 млрд. рублей.
Расходы экономического характера предусмотрены на 2017 год в сумме 16,18 млрд. рублей. Основная часть этих средств сконцентрирована на таких отраслях, как дорожное хозяйство, сельское хозяйство, ЖКХ.
А. Пшеницын уточнил, что на предстоящие три года межбюджетные отношения с муниципалитетами ориентированы на дальнейшее содействие повышению устойчивости местных бюджетов. Так, в целях укрепления доходной базы муниципальных образований с 1 января 2017 года в бюджеты городов и районов будут переданы 50% отчислений налога, взимаемого по упрощенной системе, и 100% госпошлины за услуги МФЦ, что увеличит доходы территорий в следующем году на 3 млрд. рублей.
Дополнительно к этим мерам предусматривается существенное увеличение по сравнению с текущим годом объема межбюджетных трансфертов, предоставляемых на финансирование первоочередных расходов местных бюджетов (на 20%).
В целом объем трансфертов местным бюджетам в 2017 году составит 65,91 млрд. рублей, или 50% от общего объема расходов областного бюджета.
«Учитывая непростую экономическую ситуацию, областной бюджет в предстоящем периоде сохранит свою дефицитность. Разница между доходами и расходами в 2017 году составит 10 млрд. рублей, или 10% от собственных налоговых и неналоговых доходов региона. Основным источником покрытия дефицита будут займы», — сообщил А. Пшеницын.
При этом министр отметил, что соответствии с заключенными с Минфином России соглашениями о предоставлении Челябинской области бюджетных кредитов на погашение долговых обязательств 10%-ый размер дефицита бюджета является предельным.
Традиционно проект областного бюджета на 2017–2019 годы был подготовлен с учетом прогноза социально-экономического развития.
Как сообщил глава регионального Минэкономразвития Сергей Смольников, за основу при его составлении были взяты сценарии развития экономики РФ, расчеты органов исполнительной власти, муниципалитетов, бизнес-планы крупнейших предприятий области.
По его словам, нынешний год, как и прошлый, был для экономики Челябинской области непростым. В 2016-м продолжали снижаться индекс промышленного производства, инвестиции в основной капитал, товарооборот, реальные располагаемые доходы населения.
«Есть ряд внешних причин снижения основных показателей — это неопределенность в мировой экономике после кризиса 2008 года, санкции, колебания курса рубля, а также избыток предложения металлопродукции на мировом рынке. Внутренние факторы — сохранение высоких кредитных ставок для организаций и населения, спад потребительского спроса в результате снижения реальных располагаемых доходов граждан», — перечислил С. Смольников.
Вместе с тем, отметил министр, уже в 2016 году наблюдаются факторы, оказывающие положительное влияние на экономику региона, — это замедление темпов инфляции (7,1% за январь-октябрь по сравнению с 14,1% за аналогичный период прошлого года), снижение издержек региональных компаний относительно уровня издержек зарубежных конкурентов, рост в отраслях, не зависящих от импорта.
Базовый вариант прогноза развития экономики Челябинской области предполагает стабилизацию ситуации в 2017 году с переходом к умеренному росту в последующие годы. Согласно этому сценарию, валовый региональный продукт в следующем году вырастет на 0,4%, в 2018-м — на 1,1%, в 2019-м — на 1,7%.
Ожидается постепенное восстановление промышленного производства с темпом роста до 2,9%, отметил министр. Этому призваны способствовать созданная в 2016 году по поручению губернатора Челябинской области Бориса Дубровского инфраструктура поддержки промышленных предприятий, специальные инвестиционные контракты, а также увеличение экспорта. В 2018-2019 годах рост промпроизводства составит 4-4,8% по базовому варианту.
Положительное влияние на развитие предпринимательства, в частности малого и среднего бизнеса, оказывают широкие меры поддержки правительством области, такие, как введение налоговых льгот, инициированных губернатором, расширение программы гарантийного фонда, адресная поддержка при реализации инвестиционных проектов и другие.
Спад инвестиций в основной капитал в 2017 году сократится с 12,3%, ожидаемых по итогам 2016-го, до 2,5-4,8%, а в 2018-2019 годах возможен рост этого показателя на 0,8-2,8% в год.
«Такая динамика прогнозируется за счет реализации крупнейших инвестиционных проектов, планируемых к завершению в 2017-2019 годах», — уточнил С. Смольников.
В сельском хозяйстве уже сейчас наблюдается рост показателей, благодаря импортозамещению это один из самых быстрорастущих секторов российской экономики. По оценке минсельхоза Челябинской области, в 2017 году прирост сельхозпродукции может составить до 6,4%, а в 2018-2019 годах — до 3,5% в год.
Также в базовом прогнозе заложен рост реальных располагаемых доходов населения, которые из-за негативных тенденций падают уже третий год подряд. Предполагается, что доходы южноуральцев вырастут в 2017 году на 0,9%, в 2018-м — на 2,4%, в 2019-м — на 3,7%. Безработица при этом снизится с нынешних 1,8% до 1,5%.
«Стабилизации ситуации в данной сфере способствуют принимаемые меры в содействии занятости населения и мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда», — отметил С. Смольников.
Между тем, по мнению экспертов, представленный прогноз не является в достаточной степени консервативным.
«С высокой вероятностью, по крайней мере в 2017 году, динамика ключевых макроэкономических индикаторов не будет соответствовать излишне позитивным ожиданиям. Да, с одной стороны, по прогнозу валовый региональный продукт Челябинской области в следующем году вырастет всего на 0,4%. Для сравнения: базовый прогноз ЦБ РФ говорит о том, что общероссийский ВВП вырастет в 2017 году на 0,5-1%. Тем не менее, нужно учитывать структуру местной экономики», — комментирует финансовый аналитик группы компаний «Финам» Тимур Нигматуллин.
Так, отмечает он, в структуре ВРП региона на добычу полезных ископаемых приходится всего 1,7% против 10,6% в целом по всем регионам. Между тем, именно промпроизводство в данном секторе является драйвером роста последние кварталы. В свою очередь, на обрабатывающие производства в структуре ВРП региона приходится 33,8% против 17,4% в целом по регионам РФ. Данный сектор демонстрирует наибольший спад. Таким образом, по мнению эксперта, сложная макроэкономическая конъюнктура будет оказывать давление на бюджетные доходы, инвестиции, реальные доходы и безработицу.
«Думаю, уместно пересмотреть прогнозы по динамике ВРП в сторону стагнации», — рекомендует аналитик «Финама».
Добавим, в декабре по проекту бюджета Челябинской области пройдут публичные слушания, после чего документ будет рассмотрен депутатами Законодательного собрания.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- 75% — на «социалку»: В Челябинской области утвердили проект нового бюджета
- В 2017 году бюджет Челябинской области сохранит свою социальную направленно ...
- В Челябинской области утвержден трехлетний бюджет
- Проект бюджета Челябинской области на трехлетний период принят в первом чте ...
- Правительство Челябинской области утвердило проект бюджета на 2015 год