«Южноуральская панорама» и Василий Жидков сообщают: «Коррозия контроля»

Экономия на экспертизе промышленных объектов может привести к гибели людей


Челябинский научно-исследовательский институт безопасности труда металлургии сегодня является практически единственным учреждением такого рода в России. Наш собеседник — первый заместитель генерального директора ОАО «НИИБТМЕТ», кандидат технических наук Василий Жидков.


— Василий Данилович, среди самых опасных профессий в мире каких только не встретишь. В Норвегии — это рыбаки, в Великобритании — рыболовы на траулерах, в банках Евросоюза — кассиры (из-за высокого содержания никеля в некоторых монетах евро). А что говорит об опасных профессиях российская статистика?


— Я могу говорить только о своей отрасли. Чаще всего в металлургии травмируются работники транспортных цехов, те, кто эксплуатирует грузоподъемные и другие механизмы. Одна из причин — старение фондов. Несмотря на то что в отрасли специфически опасным фактором является расплавленный металл, травмы, связанные с ним, не превалируют.


— А что можно сказать о результатах экспертизы группового несчастного случая со смертельным исходом, который произошел на агломерационной фабрике № 3 ГОП ОАО «ММК»? Известно, что при демонтаже скруббера (сероулавливающей установки), который вели специалисты ООО «Интерсервис», произошло его разрушение.


— Технология демонтажа, предложенная главным инженером ООО «Интерсервис», с нашей точки зрения, не вызывала опасений. Предполагалось повалить скруббер в безопасном направлении. Но он обрушился на людей. Болты, державшие конструкцию на стойке, оказались фикцией. Сварные швы либо изначально были некачественными, либо со временем деградировали, подверглись коррозии. То есть исполнители действовали правильно, но они не предполагали обстоятельств, которые могут их подвести. Как это часто бывает, виной всему стал комплекс причин.


— В том числе износ оборудования? Насколько мне известно, не было проведено ни одной экспертизы безопасности объекта за 45 лет его эксплуатации. Почему по полвека не проводится экспертиза промышленно опасных объектов и оборудования?


— Экспертиза таких объектов и устройств должна проводиться по окончании нормативных сроков их эксплуатации. Они не всегда выдерживаются. Эксплуатирующие службы зачастую не знают, когда заканчивается этот срок. В паспорте объекта нормативный срок не указан. В лучшем случае, когда эксплуатационники предполагают, что нормативный срок истек, они заказывают проведение экспертизы. В худшем – не делают экспертизы опасного объекта десятилетиями, что приводит к тяжелым последствиям. В данном случае за экспертизу отвечал не «Интерсервис» – подрядная организация, которая выполняла работы по демонтажу, а хозяин этого технического устройства, то есть металлургический комбинат. Если бы в процессе эксплуатации или перед началом демонтажа была проведена экспертиза, то явления, послужившие причинами аварии, были бы обнаружены, и, наверное, беда бы не случилась.


— Обычное наше «если бы да кабы». А часто ли к вам обращаются за экспертизой?


— Экспертизу промышленной безопасности технических устройств мы проводим постоянно. Проверяем плавильные печи, печи по выплавке ферросплавов, литейных сплавов, технологические трубопроводы, системы очистки газов. И в каждом случае проведение экспертизы зависит от заказчика. Сегодня у нас есть договоры с Челябинским металлургическим и электрометаллургическим комбинатами, Челябинским цинковым и трубопрокатным заводами. За пределами Челябинска это Нижнетагильский, Новокузнецкий, Новолипецкий металлургические комбинаты...

Другие материалы по теме: