Николай Шиманович: Итоги 2005 года свидетельствуют об устойчивой положительной динамике развития экономики Трехгорного

На вопросы Южно-Уральской редакции ИАА «УралБизнесКонсалтинг» отвечает глава Трехгорного городского округа Николай Шиманович.



— Николай Иванович, с какими показателями социально-экономического развития завершил 2005 г. Трехгорный городской округ?


— Итоги 2005 г. свидетельствуют об устойчивой положительной динамике развития экономики нашего города и занятии им определенной ниши в экономике Челябинской области, Уральского федерального округа и России в целом. Организациями города из числа учтенных крупных и средних получено прибыли в размере 206,7 млн. руб., что в 5,6 раза больше, чем в 2004 г. Удельный вес организаций, имеющих убытки, снижен с 61% до 46%. Улучшение экономической ситуации создало условия для активизации инвестиционной деятельности предприятий, роста доходов населения. Среднемесячная заработная плата по городу составила 7,0 тыс. руб. и возросла по сравнению с 2004 г. на 21%, при этом уровень инфляции составил менее 11%.


За прошлый год у нас существенно выросли экономические показатели, такие, как отгрузка товаров собственного производства, развитие торговли и общественного питания и другие. Объем инвестиций составил более 660 млн. руб., из которых свыше 80% направлены на строительство, в том числе социально значимых объектов: жилых домов № 7 и 8 в 9 квартале, № 1 в 11 квартале (по системе ипотечного кредитования), здания ЗАГС, объектов здравоохранения (реконструкция взрослой поликлиники, пищеблока, патологоанатомического отделения и так далее), храма, объектов энергетического и коммунального хозяйства.


— Бюджет округа на 2006 г. формировался в иных условиях, нежели все предыдущие. В чем его особенности? Удалось ли сохранить социальную направленность бюджета?


— С 1 января 2006 г. Трехгорный, как и все ЗАТО, является городским округом со всеми вытекающими последствиями в части формирования бюджетов: изменился существующий ранее механизм финансирования ЗАТО из федерального бюджета; региональная составляющая налогов, собираемых на территории ЗАТО, теперь зачисляется в бюджет субъекта РФ. В результате доходы местных бюджетов ЗАТО, в том числе от налоговых поступлений, уменьшились. Поэтому бюджет Трехгорного на 2006 г. впервые за много лет дотационный и дефицитный. В таких условиях нашей основной задачей при составлении бюджета было обеспечение расходной части, то есть социальная защита горожан. При переходе в консолидированный бюджет Челябинской области нам необходимо было не допустить ухудшения уровня жизни трехгорненцев, сохранить те надбавки, которые существовали прежде у работников бюджетной сферы и пенсионеров. Около 62% от всех расходов будут направлены на учреждения образования и культуры, здравоохранение, оказание социальной поддержки населению города.


Подход к оказанию социальной поддержки в 2006 г. стал адресным, отдельные виды льгот предоставляются исходя из доходов семьи. Но основная часть льгот сохранена. Это и выплата 610 руб. неработающим пенсионерам, и льготный проезд на городском автотранспорте, ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан и семьям, в которых воспитываются дети, льготы в оплате за содержание детей в дошкольных учреждениях; оказание материальной помощи в оплате жилищно-коммунальных услуг, обеспечение новогодними подарками детей города, обслуживание в магазине «Ветеран», оказание адресной материальной помощи малообеспеченным семьям, одиноко проживающим инвалидам и пенсионерам, семьям и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Основная часть льгот предоставляется за счет собственных средств городского бюджета. В условиях дефицита бюджета администрация города совместно с Собранием депутатов берет на себя большую ответственность по сохранению основной части льгот. 90% льгот, предоставляемых на территории города, не имеют законодательной базы на федеральном и региональном уровнях, то есть приняты только на городском уровне.


— Какие перемены ждут Трехгорный в связи с вступлением в действие Закона № 131-ФЗ о местном самоуправлении и насколько значительными они будут?


— К сожалению, введение в действие федерального закона № 131-ФЗ во многом осложнит ситуацию в городе, как, впрочем, и в других ЗАТО. По всей вероятности, разработчиками закона были выпущены из внимания те особенности, которые имеют закрытые территории по сравнению с обычными муниципальными образованиями. Город входит в консолидированный бюджет области, при этом часть полномочий, напрямую связанная с обеспечением жизнедеятельности и безопасности как самого ЗАТО, так и страны в целом, просто «выпала» из сферы деятельности муниципалитета. В связи с этим источник финансирования таких полномочий также не определен. Это создает большие сложности в деятельности исполнительной власти. Нами подготовлен целый ряд замечаний и предложений, как в государственные, так и в федеральные органы, которые могли бы каким-то образом смягчить ситуацию. Однако надеяться на то, что они будут учтены в 2006 г., не приходится. Социально-экономическая напряженность в местах расположения потенциально опасных и особо охраняемых объектов может привести к непредсказуемым последствиям.


Кроме этого, необходимо отметить резкое сокращение числа налогов, подлежащих зачислению в местный бюджет. Помимо отсутствия законодательно закрепленного Налоговым кодексом достаточного уровня собственных доходных источников бюджета муниципального образования, анализ развития законодательства свидетельствует о фактическом низведении принципа самостоятельности органов местного самоуправления в налоговой сфере к праву введения или неведения ими местных налогов. При этом очевидным представляется, что все муниципальные образования вынуждены будут ввести оба налога (на землю и имущество физических лиц) в виду дефицитности и дотационности местных бюджетов. Одной из целей Программы развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 г. являлось расширение налоговых полномочий органов местного самоуправления при одновременном прекращении недобросовестной конкуренции и обеспечения единого налогового пространства. Однако эта цель достигнута не была. Поэтому 2006 г. станет одним из самых сложных периодов во всей истории существования ЗАТО.


— Какой сектор экономики Трехгорного сегодня показывает наибольшую положительную динамику?


— Наибольшую положительную динамику показывает промышленность. Этой отрасли принадлежит основная доля (свыше 55%) в отгрузке товаров собственного производства. Причем отмечается ее динамичное развитие. По итогам 2005 г. отгрузка товаров собственного производства только по учтенным крупным и средним организациям составила свыше 3,3 млрд. руб., или 158% в действующих и 139% в сопоставимых ценах к 2004 г.


— Как в минувшем году работало градообразующее предприятие? Изменилось ли его значение для экономики и жизни округа?


— Безусловно, значительный вклад в экономику города по-прежнему вносит градообразующее предприятие — ФГУП «Приборостроительный завод». Его доля в общей отгрузке товаров собственного производства составляет около 50%.


Значение градообразующего предприятия для экономического и социального развития города сложно переоценить. От деятельности завода, в первую очередь, зависит показатель уровня безработицы. Учитывая тот факт, что резкого снижения объема выпуска ФГУП «ПСЗ» в ближайшее время не планируется, вероятность замедления темпов развития города невелика.


— Является ли сегодня малый бизнес активным участником экономической жизни округа? Какие сферы освоены им в наибольшей степени, и какие перспективы Вы видите в развитии малых форм предпринимательства для экономики территории?


— Говорить о серьезной роли субъектов малого предпринимательства в экономике города сегодня, к сожалению, не приходится. Во многом это обусловлено спецификой закрытого города и ограниченным кругом потребителей услуг. Основная доля выпуска товаров (работ, услуг) малого бизнеса на данный момент приходится на торговлю. По нашему мнению, достаточно велика вероятность вовлечения предпринимателей в такие сферы услуг, как общественное питание — создание небольших «семейных» кафе, гостиничный бизнес (в свете развития горнолыжного комплекса «Завьялиха»).


— Сейчас в Челябинской области поднимается вопрос о развитии внутреннего туризма. На Ваш взгляд, соответствует ли сегодняшний уровень развития туристического бизнеса в округе его потенциальным возможностям? Рассматриваете ли Вы данное направление как инструмент для привлечения в экономику округа дополнительных финансовых вложений в виде внешних инвестиций?


— В силу сложившихся географических условий развитие туристического бизнеса на территории городского округа имеет весьма привлекательные перспективы. Это связано с развитием горнолыжного комплекса «Завьялиха». К сожалению, вложение средств в этот комплекс, производившееся ранее, не имело в своей основе тщательного анализа. Следствием этого является на сегодняшний день тот факт, что созданное ЗАО «Завьялиха» не функционирует на полную мощность. Нами предпринимаются все меры по корректировке существующих проектов, поиску заинтересованных инвесторов для максимального развития потенциальных возможностей комплекса и выводу его в ряд самых значимых и посещаемых в стране.


— Какими ресурсами обладает Трехгорный в плане повышения инвестиционной привлекательности для отечественных и зарубежных деловых партнеров?


— В городе действуют около 500 предприятий и организаций различных форм собственности. Реализуется более 20 инвестиционных проектов федерального значения, многие из которых уже работают и хорошо себя зарекомендовали. Например, в ЗАО «Акваполимер» налажен выпуск элитного сантехнического оборудования, в том числе и лечебно-профилактического назначения, ламинированного паркета с высокими эксплутационными и эстетическими характеристиками; на Трехгорном керамическом заводе осуществляется выпуск проппантов (керамических гранул), значительно увеличивающих эффективность отдачи нефтегазовых скважин; завод «Промстройкабель» производит силовые кабели. Вся эта продукция востребована на рынке. Грамотное использование природно-климатических особенностей региона привело к созданию в Трёхгорном современного центра горнолыжного спорта и туризма «Завьялиха». В стадии реализации очень интересные проекты — ЗАО «Аквамарин» налаживает производство ванн из искусственного камня, «Южуралгидромаш» уже выпускает насосное оборудование, у них есть очень перспективные собственные разработки, а ООО «Альтернатива» занимается производством фасадных систем.


Если говорить об инвестиционной привлекательности Трехгорного, то у нас есть и «плюсы», и «минусы» Сегодня наш город отличается высоким уровнем благоустройства и наличием хорошо развитой инфраструктуры. Это «плюс». У нас нет проблем с электроснабжением, связью. Приборостроительный завод — хорошая кузница инженерных и производственных кадров. Конечно, есть и «минусы» — накладывают свой отпечаток особые условия безопасности. Закон «О ЗАТО» четко регламентирует земельные отношения на территории города, есть сложности с въездом и прохождением грузов. Сказывается и удаленность Трехгорного от крупных городов и транспортных магистралей.


Город заинтересован в инвесторах, мы этого не скрываем и готовы к сотрудничеству. Сегодня в Трехгорном есть хорошая финансовая база — ОАО «Центр инвестиций». Это Открытое Акционерное Общество готово не только рассмотреть любые инвестиционные проекты, но, в случае их привлекательности, реализовывать совместно с инициаторами проекта. Мы ждем интересных проектов и будем вкладывать в них деньги.


— Каким Вы видите развитие Трехгорного городского округа в 2006 г.? Какие из намеченных направлений и мероприятий станут приоритетными?


— Основными приоритетами социально-экономического развития города в 2006 г. станут строительство (в первую очередь жилищное) в рамках реализации национальных проектов. Развитие туристического бизнеса, как было сказано выше, также одно из приоритетных направлений как на 2006 г., так и на перспективу. Кроме этого, город катастрофически нуждается в широком развитии сферы услуг. Эти и многие другие проблемы станут приоритетными задачами исполнительной власти в текущем году.

Другие материалы по теме: