Разрешение на эксплуатацию ЕГАИС в «ручном режиме» не облегчило работу участникам рынка алкогольной продукции

Федеральная налоговая служба разрешила участникам рынка передавать ей сведения о сделках по поставкам алкоголя в бумажном виде, минуя неработающую Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС). Соответствующий документ был подписан еще 19 июля текущего года. Согласно «Временному порядку фиксации сведений об обороте этилового спирта в ЕГАИС в «ручном режиме» процедура выглядит так: производители и дистрибуторы ежедневно заполняют специальный бланк, где фиксируют все отгрузки. Налоговый орган визирует бланк и возвращает поставщику, который может отправлять партию, приложив к ней копию заверенного бланка. После того как ЕГАИС заработает в полном объеме, поставщикам придется внести в систему данные по всем отгрузкам, осуществленным в «облегченном» режиме.

Однако участники рынка отмечают, что данная мера не способствовала выходу из кризиса, а в чем-то даже осложнила их деятельность.

«Разрешение на эксплуатацию ЕГАИС в «ручном режиме» не облегчило работу участникам рынка», — заявила УрБК исполнительный директор ООО ТД «Антей» (оптовая торговля алкогольной продукцией) Вероника Горячева.

«Теперь в тех в случаях, когда информация о поставках продукции была отправлена в электронном виде через ЕГАИС, но не дошла до покупателя, мы с обычной накладной (на дискете или в бумажном виде) и заявлением на фиксацию сведений вручную обращаемся напрямую в налоговую инспекцию. И на основании завизированного документа наш покупатель может оприходовать продукцию», — разъяснила В. Горячева.

«Сложность же заключается в том, что даже при получении накладной мы все равно ее оприходовать не можем, поскольку коды на алкогольную продукцию, предусмотренные ЕГАИС, до сих пор отсутствуют», — подчеркнула В. Горячева.

«С введением «ручного режима» учета оборота алкогольной продукции в рамках системы ЕГАИС для оптовиков ситуация не изменилась к лучшему», — заявили УрБК в ООО «Алком» (оптовая торговля алкогольной продукцией).

«По-прежнему остаются трудности с отслеживанием и заказом необходимой номенклатуры продукции. Если в автоматизированном режиме поступившую приходную накладную на товар требовалось только зафиксировать, то теперь занесение в документы сотни и более наименований продукции в ручном режиме занимает гораздо больше времени. При этом информация об идентификационных кодах не всегда имеется в ЕГАИС. Тогда необходим специализированный заказ номенклатуры (название позиций) в налоговой инспекции. Поэтому порядок отслеживания продукции занимает несколько часов», — комментируют в ООО «Алком».

«И при автоматизированном, и при ручном режиме учета в ЕГАИС неразбериха в работе сохраняется. Поставки в ручном режиме мы проводим всего два дня. Согласование в налоговой инспекции занимает от суток до двух-трех и не зависит от объемов проводимой продукции», — заявили УрБК в ООО Фирма «Трактороторг-1», комментируя разрешение на внесение информации в ЕГАИС в «ручном режиме».

«Схема работы выглядит следующим образом. Информация об отгрузке определенного количества товара из Москвы, осуществляемой в определенный день, фиксируется специальным документом, «подтверждением», который проходит учет (принятие к сведению) в налоговой инспекции, а затем данный документ высылается нам, получателям-оптовикам, в регион. Мы, в свою очередь, по приходу продукции должны с данным подтверждением, собственной заявкой на разрешение торговли и копией накладной также обратиться в свою налоговую инспекцию. Все это занимает как минимум два дня», — рассказали в ООО Фирма «Трактороторг-1».

«В автоматизированном режиме все должно происходить проще: формируется накладная, данные с которой уходят в налоговую инспекцию, она, в свою очередь, сбрасывает эти сведения в центральный ЦУК, последний направляет их в региональный ЦУК, и мы уже получаем необходимые данные. Но даже при такой, казалось бы, простой системе мы не можем получить сведения по двое-трое и более суток: где-то неполадки на ЦУКе, где-то компьютер вышел из строя, где-то программа не срабатывает», — отметили в компании.

Кроме того, характеризуя ситуацию на рынке, специалисты высказали мнение, что в полном объеме импортный алкоголь может быть представлен в торговых сетях в лучшем случае к Новому году. Но прежнего ассортимента, считают они, уже не будет, поскольку это потребует больших затрат по времени и финансовым средствам.

При этом, отмечают специалисты, цены на алкогольную продукцию вырастут до 40%, а в среднем рост составит порядка 30%. Если раньше в среднем бутылка вина у оптовика стоила около 100 руб., то теперь цена вырастет до 120 руб., а в торговых сетях и розничных магазинах — до 150-160 руб.

Между тем, сегодня на совещании главы Минфина Алексея Кудрина с представителями налоговой и таможенных служб, Минсельхоза, госпредприятия Научно-технический центр «Атлас» (оператор на рынке информационных технологий) было заявлено, что Единая государственная автоматизированная информационная система учета спиртосодержащей продукции (ЕГАИС) выходит в штатный режим работы.

Как сообщил сегодня пресс-секретарь министра финансов Павел Кузнецов со ссылкой на информацию НТЦ «Атлас», в настоящий момент наблюдается массовое подключение оптовиков к ЕГАИС. По его словам, производители начали подсоединяться к системе 2 января, но оптовики ждали до последнего и стали подключаться в конце июня, в лавинообразном режиме. Это и затруднило работу ЕГАИС. Теперь пиковая нагрузка прошла, существенно увеличена мощность ее каналов.

По результатам совещания обеспечено взаимодействие налоговиков и таможенников по передаче информации в ЕГАИС, что позволит импортной продукции оперативно доходить до розницы.

«Сказать о сроках стабилизации рынка можно будет через несколько дней, когда будет подтверждена информация, что поставки алкоголя в розницу постоянно увеличиваются», — сказал П.Кузнецов. Об этом сообщает ПРАЙМ-ТАСС.

Другие материалы по теме: