«Челябинский рабочий» и Михаил Штаюра пишут: «Алкогольная диверсия? Борьба со спиртным суррогатом на Южном Урале зашла в тупик»

Массовое отравление южноуральцев спиртосодержащей продукцией — спланированная диверсия. При этом не исключено, что людей на тот свет отправляет препарат гуанедин, входящий в официальный перечень разрешенных Минздравом РФ, а статистика летальных исходов от потребления суррогата занижена. К таким неожиданным выводам пришли вчера участники координационного совещания силовиков в областной прокуратуре.

— Мы до сих пор рассматриваем как основную версию о спланированной диверсии, — доложил заместитель начальника управления экономической безопасности ГУВД области Владимир Павлов. — Возможно, опасный реактив попадает в горячительную продукцию при транспортировке. При этом не исключаем, что виной всему дезинфицирующее средство гуанедин. Он был обнаружен в партии суррогата, изъятой накануне в Челябинске со склада на улице Валдайской. Препарат входит в официальный перечень Минздрава РФ и не облагается акцизными «сборами». А производители — не дураки, они держат нос по ветру.

По словам В. Павлова, отравление «загадочным» препаратом может наступить через дней десять. При этом стражам порядка не ясно до сих пор, какой яд все-таки искать. Направленные на этот счет в Москву запросы остаются без ответа. Согласно данным прокуратуры, за последние два месяца в больницы области с острым токсическим гепатитом обратились 1708 человек, скончался 101 заболевший.

— Но стопроцентной статистики нет, — признался и.о. начальника территориального управления Роспотребнадзора Владимир Ефремов. — Мы ее собираем, хотя спиртосодержащие жидкости к пищевым продуктам, а значит, к сфере нашей деятельности, не относятся.

— А у меня другие, хотя и неофициальные цифры, — удивил собравшихся начальник областного бюро судебно-медицинской экспертизы (БСМЭ) Евгений Швед. — Летальных исходов — 130. Мы оперируем данными не только из токсикологических отделений, но и из стационаров, патологоанатомических подразделений и даже поликлиник. 60% жертв алкогольного суррогата — мужчины. Официальный диагноз — «токсическое действие неуточненного вещества».

По словам Е. Шведа, если это все-таки гуанедин, то газовый анализатор, которыми оперируют местные специалисты, выявить его не может: препарат под действием высоких температур попросту исчезает. А жидкостный аппарат, который стоит около восьми миллионов рублей, появится в области, едва ли не первым в России только в конце ноября.

Начальник УВД Челябинска Игорь Иванов подчеркнул, что в ходе совместной работы с администрацией города число отравлений в областном центре удалось значительно снизить. В каждом РУВД на борьбу с суррогатом брошено по два человека, в УВД процесс курируют четверо сотрудников. При этом подполковник милиции дал понять, что этих сил недостаточно, люди рискуют «зарыться» в запросах, направленных по всей стране в рамках проверок алкогольного рынка.

— Токсикологи криком кричат! — добавил первый вице-мэр Челябинска Олег Грачев. — На лечение одного пациента уходит по 20 тыс. руб., мест в больницах не хватает, да и не каждый согласится разделить палату с, так скажем, асоциальным элементом.

Пользуясь случаем, Олег Николаевич заручился поддержкой прокурора области Александра Войтовича в «карательных операциях» против малых предпринимателей, торгующих из-под полы спиртосодержащими жидкостями. И в борьбе с алкогольным суррогатом даже не исключил введение чрезвычайной ситуации по предписанию Роспотребнадзора.

Подводя итог, А. Войтович отвел силовым и контролирующим органам неделю на подготовку ключевых решений в «спиртовой войне». Особую роль в ней глава надзорного ведомства отвел УВД на транспорте и таможне, предписав усилить контроль над алкогольными грузами, поступающими на Южный Урал.

Другие материалы по теме: