На Урале сосредоточены наибольшие проблемы по сырьевой обеспеченности черной металлургии

УрБК, Челябинск, 04.12.2006. В Челябинске состоялось выездное заседание Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды, посвященное законодательному обеспечению развития сырьевой базы металлургии Российской Федерации.

«Сырьевая база в России для металлургических предприятий нуждается в текущем поддержании своего состояния», — заявил Председатель Комитета Виктор Орлов.

«Если говорить о региональном масштабе, то существуют очень крупные проблемы для субъектов РФ, которые сегодня пока покрываются за счет перевозок. Также существует проблема с нашим пониманием рыночных отношений, когда цинковая руда с Урала везется в Северную Осетию, а на Урал она поставляется из других мест. Это наши издержки рыночных отношений», — отметил В. Орлов.

«Наибольшие проблемы по сырьевой обеспеченности черной металлургии, в первую очередь сосредоточены в Уральском округе. Здесь наблюдается дефицит и по марганцу, и по хрому, и по железу», — заявил директор ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт минерального сырья» Григорий Машковцев.

«Эти дефицитные объемы закрываются поставками из-за рубежа (Казахстан, Монголия, Украина) и из удаленных регионов России. Сейчас перевозка одной тонны на расстояние в тысячу километров доходит до $26. Данные обстоятельства сказываются на стоимости конечной металлургической продукции, а значит и на ее конкурентоспособности», — отметил Г. Машковцев.

«Сложившаяся ситуация должна еще более обостриться в ближайшей перспективе, поскольку в концепции развития отечественной металлургии предусмотрен активный рост продукции. В частности, к 2010 г. мы должны выплавлять 80 млн. т стали, что потребует товарных железных руд 115-120 млн. т, хрома — порядка 1,2 — 1,3 млн. т и марганца примерно такую же величину», — отметил Г. Машковцев.

«По своему объему сырьевая база железа в России занимает 1-е место в мире и составляет 100 млрд. т. Половина этой сырьевой базы представлена крупнейшими месторождениями с запасами не менее 1 млрд. т» — заявил Г. Машковцев.

«Но недостатком является то, что в среднем содержание железа в рудах составляет 36%, что почти вдвое ниже, чем в Бразилии. Вторым недостатком является неравномерное распределение сырьевой базы относительно сложившихся металлургических комплексов. Если 60% сырьевой базы располагается в Центральном округе, где действуют известные металлургические компании, то на Урал, где выплавляется порядка 40% чугуна и 45% стали, приходится лишь небольшая доля сырья. Такая же непростая ситуация сегодня намечается для Западно-Сибирского металлургического комплекса. Эти два региона являются объектами первостепенных мероприятий, которые в том числе реализует Министерство природных ресурсов и Агентство по недропользованию», — рассказал Г. Машковцев.

«Сегодня государство приняло меры для развития минерально-сырьевой базы России. Геология страны начала немного оживать. Но этого очень мало: всего 8-10% от потребностей нашей металлургии. Надо создавать законодательные условия для привлечения инвестиций, которые сегодня четко не обозначены. Очень много новых проектов не реализуются только потому, что нет твердых гарантий государства на защиту прав недропользователя», — считает В. Орлов. «За прошлый год через аукционы на недропользование в России собрано $1,6 млрд. Я называю эти деньги изъятыми из инвестиционного процесса при освоении недр. Это те же инвестиции, которые отняли у компании и положили в федеральный бюджет. Это тоже проблема, которую нужно решать через закон «О недрах». Конечно, бесплатно месторождения отдавать нельзя, но можно предложить форму отложенного платежа, до получения прибыли», — отметил В. Орлов.

Также был затронут вопрос об участии субъектов РФ в сфере изучения и пользования недрами.

«Без решения вопроса о разграничении полномочий между федеральным центром и субъектами РФ закон «О недрах» принимать нельзя, поскольку он будет серьезным тормозом в процессе геологического изучения недр. Данный законопроект в основном содержит положения, касающиеся недропользователей, и только косвенно содержит вопросы по изучению недр», — заявил директор геологического предприятия ООО «Геокомплекс» Игорь Новиков.

«Что касается Челябинской области, то здесь есть конкретные предложения. В областном правительстве желательно воссозданием министерства геологии, которые бы и занималось геологическим недр. Эти работы должны финансироваться из бюджета области. В результате этих работ будут созданы участки недр, которые будут оценены по промышленным категориям. Кроме того, при современных существующих технологиях на любом уровне проведения геологических работ нужно оценить инвестиционную привлекательность участков недр», — отметил И. Новиков.

«Также на сегодняшний день необходимо внедрять практику оценки недр, любого участка, который выставляется на аукцион и будет предлагаться недропользователю, чтобы он представлял, о каких капитальных вложениях идет речь», — добавил И. Новиков.

Для решения проблемы сырьевой обеспеченности металлургического комплекса Комитет СФ по природным ресурсам и охране окружающей среды планирует обратиться к Правительству РФ со следующими предложениями:

разработать механизм привлечения инвестиций в развитие минерально-сырьевого комплекса;

предоставить предприятиям, ведущим геологоразведку, налоговые льготы в виде уменьшения величины налога на сумму затрат на разведку месторождений;

стимулировать разработку низкорентабельных месторождений и внедрение новых технологий, обеспечивающих снижение потерь полезных ископаемых;

ввести дифференцированную ставку налога на добычу полезных ископаемых в зависимости от горно-геологических условий и степени отработки месторождений;

ускорить реализацию проекта строительства новой транспортной железнодорожной магистрали «Полуночная - Обская» протяженностью более двух тысяч километров, которая обеспечит доступ к богатейшим рудным месторождениям Полярного Урала;

усилить геологическое изучение перспективных регионов на выявление новых месторождений богатых высококачественными железными рудами;

применять практику конкурсного предоставления в пользование для участков недр, при разработке которых определяющим является полнота извлечения полезного ископаемого, обеспечиваемая современными технологиями.

Кроме того, важнейшим фактором, влияющим на эффективность развития минерально-сырьевого комплекса страны, сенаторы считают участие субъектов Федерации в процедуре принятия решений о предоставлении в пользование участков недр для геологического изучения и добычи полезных ископаемых, условий и прекращении права недропользования. Сегодня действующее законодательство не предусматривает участие регионов в решении данных вопросов. Между тем, субъекты Федерации крайне заинтересованы в развитие промышленности у себя в регионах, поэтому наделение субъектов данными правами в полной мере отвечает стратегической линии на развитие минерально-сырьевого комплекса страны. В Комитете СФ отмечают, что сенаторы намерены внести поправки о расширении прав субъектов в новую редакцию Закона о недрах или в текущем режиме внести поправки в действующее законодательство.

В отношении других инициатив Председатель Комитета СФ Владимир Орлов отметил, что все вышеуказанные поправки и предложения, обязательно войдут в решения Комитета СФ.

Другие материалы по теме: