Совершенствование пенсионной реформы: отказываться ли от накопительной части пенсий?
В ближайшее время на заседании правительства предполагается рассмотреть вопрос о комплексе мер по совершенствованию пенсионной системы, подготовка которого поручена трем министерствам - Минздравсоцразвития, Минэкономразвития и Минфину РФ. И как часто бывает, у каждого из этих министерств есть своя точка зрения на то, каким путем продвигать пенсионную реформу. Кроме того, у профессиональных участников фондового рынка, задействованных в реформе (управляющих компаний и пенсионных фондов), есть свои предложения по развитию рынка пенсионных услуг. Основная проблема, которую госчиновникам придется решать, заключается в том, что, с одной стороны, Пенсионный фонд РФ уже в настоящее время испытывает дефицит средств для финансирования выплат текущих пенсий, а в дальнейшем этот дефицит будет только расти, а с другой стороны - существует достаточно большой объем ресурсов, представляющих собой накопительную часть пенсий (средства, переданные в управление "Внешэкономбанка"), которые приносят доход ниже уровня инфляции, т.е. попросту обесцениваются.
Минздравсоцразвития РФ предлагает дать возможность гражданам отказаться от накопительной части пенсий в пользу страховой
В предложениях, подготавливаемых Минздравсоцразвития, одной из центральных тем является тема повышения уровня пенсионного обеспечения нынешних пенсионеров, при этом ставится цель обеспечить выплаты пенсионерам на уровне не ниже прожиточного минимума в регионе. Учитывая же тот факт, что выплата пенсий Пенсионным фондом РФ (ПФР) даже на текущем уровне при существующей схеме поступления средств в фонд является непосильной задачей, которую он сейчас решает за счет подпитки из федерального бюджета, становится понятным, что достичь поставленных целей, можно лишь увеличив поступления в ПФР.
По мнению руководства Минздравсоцразвития, добиться этого можно, изменив финансовые потоки, в частности, увеличив долю поступлений в страховую систему за счет соответствующего снижения объема накопительной части пенсии. В министерстве считают, что при введении обязательного накопления средств на пенсию в 2002 году застрахованным лицам не была предоставлена возможность отказаться от такого способа зарабатывания пенсии. Только возможность выбрать негосударственный пенсионный фонд (НПФ), частную управляющую компанию (УК), либо по умолчанию — доверить средства пенсионных накоплений государственной управляющей компании. В итоге, как известно, 95% застрахованных не проявили интерес к новым открывшимся возможностям преумножения средств пенсионных накоплений и предпочли остаться «молчунами». Отчисляемые в их пользу средства вкладываются через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) в государственные ценные бумаги, доходность по которым не обеспечивает рост средств пенсионных накоплений выше уровня инфляции, что ведет к их постепенному обесцениванию.
Обсуждаемую второй год идею разделить средства «молчунов» между частными компаниями, не спрашивая мнения застрахованных лиц, Минздравсоцразвития России не поддерживает. В качестве альтернативного варианта, министерство предлагает, начиная с 2008 г., вообще отказаться от передачи средств «молчунов» в управление «Внешэкономбанку», а учитывать их на лицевых счетах в Пенсионном фонде с начислением процентов на уровне доходности государственной управляющей компании от ранее сформированных накоплений «молчунов», но не ниже инфляции. При этом суммы поступающих накопительных взносов «молчунов» направлялись бы на две цели: на обеспечение перевода накоплений в негосударственные пенсионные фонды и управляющие компании (УК) по выбору застрахованных лиц, а также на выплату текущих пенсий. Последнее может заменить финансирование дефицита Пенсионного фонда за счет средств федерального бюджета, который наполняется в том числе за счет продажи все тех же государственных ценных бумаг.
В предложениях Минздравсоцразвития не содержится положений, полностью ведущих к ликвидации частных способов управления средствами пенсионных накоплений, однако предлагается в перспективе (до 2013 года) предоставить гражданам право выбора, в том числе и возможность отказаться от их формирования. В результате, застрахованный мог бы сделать выбор в пользу зарабатывания страховой части пенсии в ПФР в большем объеме за счет страховых взносов, без обязательного отвлечения их части на накопление.
Одновременно министерство предлагает ввести возможность добровольного участия в накопительной пенсионной системе всех тех поколений застрахованных лиц, которые были незаслуженно исключены из нее в 2005 году, либо не допускались вовсе. Добровольные платежи граждан при этом могли бы стимулироваться соплатежами государства в пропорции 2:1, а также другими способами, в частности, предоставлением налогового вычета на сумму уплаченных взносов, что позволило бы каждому повысить размер своей будущей трудовой пенсии.
Минэкономразвития и Минфин против сокращения трехуровневой пенсионной системы до двухуровневой
В противовес идеям Минздравсоцразвития, другие министерства, озадаченные проблемой совершенствования пенсионной реформы, прежде всего Минэкономразвития и Минфин, настроены на то, чтобы более активно продвигать существующую трехуровневую систему. Предложения этих министерств направлены на то, чтобы, не отказываясь от накопительной пенсии, заставить средства так называемых «молчунов» работать более эффективно. Для этого Минэкономразвития предлагает передать их в управление частным управляющим компаниям, определив определенным образом правила отбора УК и условия инвестирования средств.
Согласно подготавливаемым поправкам в закон об инвестировании пенсионных накоплений, средства «молчунов», то есть тех граждан, которые не выбрали частную управляющую компанию, будут автоматически распределяться между частными УК. В то же время предусмотрено, что если гражданин захочет сохранить свои средства в государственной управляющей компании, то он такое право имеет, но для этого ему нужно будет написать уведомление. Предполагается также, что объем средств накопительных сбережений «молчунов», которыми сейчас управляет государственная управляющая компания, останется в управлении этой компании, а передаваться «частникам» будут вновь поступающие средства. Внешэкономбанк при этом в отличие от частных управляющих компаний после принятия закона не сможет инвестировать пенсионные средства в ценные бумаги компаний, оставаясь тем самым управляющей компанией с самой консервативной инвестиционной стратегией.
Частные же управляющие компании смогут вкладывать средства «молчунов» в более широкий круг финансовых инструментов по сравнению с государственной УК, что позволит увеличить доходность инвестиций пенсионных накоплений. Однако, как считают в самих управляющих компаниях, правила инвертирования этих средств, скорее всего, будут более консервативными по отношению к уже существующим вложениям, принятым для средств тех граждан, кто сознательно выбрал ту или иную частную УК и доверил ей управление своими пенсионными накоплениями. Таким образом, можно предположить, что доходность вложений пенсионных накоплений «молчунов», которые будут переведены в управление частным УК, будет лишь немного опережать инфляцию.
В свою очередь министерство финансов не исключает и еще одного варианта, позволяющего, сохранив как таковую накопительную систему, увеличить эффективность работы пенсионных накоплений, находящихся под управлением Внешэкономбанка. В частности, Минфин РФ готовит предложения по расширению круга доступных для государственной управляющей компании финансовых инструментов, в которые могут быть вложены пенсионные накопления, в том числе не исключается возможность вкладывать их в акции.
Однако такой вариант тоже не может считаться идеальным, поскольку в этом случае в определенной степени будет размыта граница между инвестиционными стратегиями частных УК и государственной. При этом инвестиционную стратегию Внешэкономбанка вряд ли уже можно будет назвать консервативной, так как вложения в акции, пусть даже и в незначительном объеме, могут принести существенные убытки в случае сильных потрясений на фондовых рынках. Ведь не секрет, что российские «голубые фишки» в большинстве своем «ходят» в одном направлении, и поэтому в случае негативной конъюнктуры они будут падать все вместе. Тем самым государство лишает застроганных лиц возможности выбора реально консервативной стратегии, в принципе не подразумевающей вложений в инструменты с нефиксированной доходностью (а кто как не государство должно предоставить такую возможность).
Есть еще одна опасность того, что Внешэкономбанк может получить приблизительно равные инвестиционные возможности с частными УК, заключается в том, что на рынке будет создан доминирующий игрок, обладающий огромными денежными ресурсами, которому будет очень сложно противостоять. В такой ситуации возникает уже угроза самому фондовому рынку, ведь нормальный рынок - это когда идет столкновение интересов покупателей и продавцов, а в данном случае будет перевес одной стороны, что сначала может привести к перекосам, а затем и к фондовому кризису.
Кроме того, такой подход явно не будет стимулировать граждан делать какие-либо телодвижения в плане реального управления своими пенсионными накоплениями. А это, в определенной степени, будет тормозить динамику развития некоторых секторов финансового рынка, в частности, индустрии негосударственных пенсионных фондов.
РСПП предлагает свои меры по модернизации пенсионной системы РФ
Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) предлагает свою модель реформирования пенсионной системы, базирующуюся на введении добровольных отчислений гражданами в накопительную часть трудовой пенсии на паритетных с работодателями основах.
Как следует из предложений рабочей группы РСПП по развитию пенсионных систем, гражданам предлагается предоставить право ежемесячно добровольно перечислять 3% от своего заработка в выбранный им негосударственный пенсионный фонд для формирования дополнительной накопительной пенсии. В этом случае работодатель обязан перечислить в тот же фонд взнос в размере 3% от заработка работника из средств, которые должны направляться в единый социальный налог и перечисляться в федеральный бюджет на финансирование базовой части трудовой пенсии. Вместе с тем, если работник не будет участвовать в новой системе дополнительного финансирования накопительной пенсии, эти 3% по-прежнему будут направляться в базовую часть пенсии.
Оставшиеся 3% из 6% заработка, зачисляемых в ЕСН и направляемых на финансирование базовой части пенсии, предлагается перечислять в страховую часть пенсии в дополнение к существующему сейчас тарифу.
Для замещения средств, за счет которых формируется базовая часть пенсии, РСПП предлагает изыскать другие источники в федеральном бюджете за счет общих поступлений, не связанных с налогообложением фонда оплаты труда.
Эту систему предлагается ввести в действие с 2008 г.
В настоящее время финансирование пенсионных взносов за счет ЕСН осуществляется следующим образом: за граждан старше 1967 года рождения в базовую часть отчисляется 6% от заработка, в страховую часть - 14%, в накопительную часть пенсии платежей не предусмотрено. За граждан от 1967 года рождения в базовую часть перечисляется 6%, в страховую - 10% (с 2008 года - 8%). В накопительную часть пенсии идут 4% от заработка (с 2008 года - 6%).
В случае реализации предложенных РСПП мер у "старшей" возрастной группы (до 1967 г.р.) отчисления в страховую часть пенсии будут увеличены до 17%, взнос в дополнительную накопительную пенсию составит 3%. У граждан от 1967 г.р. размер взноса в страховую часть с 2008 года составит 11%, в накопительную часть - 6%, в дополнительную накопительную пенсию - 3% от заработка.
Стимулирование добровольных пенсионных отчислений позволит в будущем избежать многих проблем
Если в вопросе о том, что делать с обязательными пенсионными отчислениями мнения различных министерств расходятся, то необходимость стимулирования граждан к дополнительным добровольным пенсионным отчислениям практически никем не оспаривается. Всему виной демографическая ситуация в стране - снижение рождаемости и количественный рост лиц пенсионного возраста увеличивает нагрузку на активно работающих граждан. А это означает, что решить проблему достойного пенсионного обеспечения без увеличения налоговой нагрузки или пенсионного возраста, а возможно даже и обоих параметров, можно лишь за счет средств самих граждан, которые постепенно копили бы себе «на старость».
Среди предложений, которые выдвигаются в этой связи, можно отметить такие меры стимулирования как софинансирование дополнительных отчислений граждан в определенной пропорции со стороны государства, предоставление налоговых льгот в отношении такого рода отчислений, возможность капитализировать пенсионные накопления, в случае если гражданин продолжает работать и отчислять денежные средства в пенсионную систему после своего выхода на пенсию.
По мнению большинства экспертов, это действительно может помочь решить многие пенсионные проблемы, не прибегая к таким непопулярным мерам как увеличение срока выхода на пенсию или увеличение налоговой нагрузки на предприятия и граждан. Однако этого будет недостаточно без существенных изменений законодательства, касающегося деятельности негосударственных пенсионных фондов, которые должны будут аккумулировать средства в рамках добровольных пенсионных программ.
В настоящее время успешному развитию в России негосударственного пенсионного обеспечения мешают, прежде всего, отсутствие полноценной нормативно-правовой базы, непродуманный порядок налогообложения НПФ, отсутствие качественного информирования населения. Действующая система налогообложения не стимулирует развитие негосударственного пенсионного обеспечения, поскольку фактически является двойной: полученный от инвестирования доход облагается налогом на прибыль, а при получении пенсионных выплат уплачивается налог на доход.
Материал подготовлен специалистами Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР).
Минздравсоцразвития РФ предлагает дать возможность гражданам отказаться от накопительной части пенсий в пользу страховой
В предложениях, подготавливаемых Минздравсоцразвития, одной из центральных тем является тема повышения уровня пенсионного обеспечения нынешних пенсионеров, при этом ставится цель обеспечить выплаты пенсионерам на уровне не ниже прожиточного минимума в регионе. Учитывая же тот факт, что выплата пенсий Пенсионным фондом РФ (ПФР) даже на текущем уровне при существующей схеме поступления средств в фонд является непосильной задачей, которую он сейчас решает за счет подпитки из федерального бюджета, становится понятным, что достичь поставленных целей, можно лишь увеличив поступления в ПФР.
По мнению руководства Минздравсоцразвития, добиться этого можно, изменив финансовые потоки, в частности, увеличив долю поступлений в страховую систему за счет соответствующего снижения объема накопительной части пенсии. В министерстве считают, что при введении обязательного накопления средств на пенсию в 2002 году застрахованным лицам не была предоставлена возможность отказаться от такого способа зарабатывания пенсии. Только возможность выбрать негосударственный пенсионный фонд (НПФ), частную управляющую компанию (УК), либо по умолчанию — доверить средства пенсионных накоплений государственной управляющей компании. В итоге, как известно, 95% застрахованных не проявили интерес к новым открывшимся возможностям преумножения средств пенсионных накоплений и предпочли остаться «молчунами». Отчисляемые в их пользу средства вкладываются через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) в государственные ценные бумаги, доходность по которым не обеспечивает рост средств пенсионных накоплений выше уровня инфляции, что ведет к их постепенному обесцениванию.
Обсуждаемую второй год идею разделить средства «молчунов» между частными компаниями, не спрашивая мнения застрахованных лиц, Минздравсоцразвития России не поддерживает. В качестве альтернативного варианта, министерство предлагает, начиная с 2008 г., вообще отказаться от передачи средств «молчунов» в управление «Внешэкономбанку», а учитывать их на лицевых счетах в Пенсионном фонде с начислением процентов на уровне доходности государственной управляющей компании от ранее сформированных накоплений «молчунов», но не ниже инфляции. При этом суммы поступающих накопительных взносов «молчунов» направлялись бы на две цели: на обеспечение перевода накоплений в негосударственные пенсионные фонды и управляющие компании (УК) по выбору застрахованных лиц, а также на выплату текущих пенсий. Последнее может заменить финансирование дефицита Пенсионного фонда за счет средств федерального бюджета, который наполняется в том числе за счет продажи все тех же государственных ценных бумаг.
В предложениях Минздравсоцразвития не содержится положений, полностью ведущих к ликвидации частных способов управления средствами пенсионных накоплений, однако предлагается в перспективе (до 2013 года) предоставить гражданам право выбора, в том числе и возможность отказаться от их формирования. В результате, застрахованный мог бы сделать выбор в пользу зарабатывания страховой части пенсии в ПФР в большем объеме за счет страховых взносов, без обязательного отвлечения их части на накопление.
Одновременно министерство предлагает ввести возможность добровольного участия в накопительной пенсионной системе всех тех поколений застрахованных лиц, которые были незаслуженно исключены из нее в 2005 году, либо не допускались вовсе. Добровольные платежи граждан при этом могли бы стимулироваться соплатежами государства в пропорции 2:1, а также другими способами, в частности, предоставлением налогового вычета на сумму уплаченных взносов, что позволило бы каждому повысить размер своей будущей трудовой пенсии.
Минэкономразвития и Минфин против сокращения трехуровневой пенсионной системы до двухуровневой
В противовес идеям Минздравсоцразвития, другие министерства, озадаченные проблемой совершенствования пенсионной реформы, прежде всего Минэкономразвития и Минфин, настроены на то, чтобы более активно продвигать существующую трехуровневую систему. Предложения этих министерств направлены на то, чтобы, не отказываясь от накопительной пенсии, заставить средства так называемых «молчунов» работать более эффективно. Для этого Минэкономразвития предлагает передать их в управление частным управляющим компаниям, определив определенным образом правила отбора УК и условия инвестирования средств.
Согласно подготавливаемым поправкам в закон об инвестировании пенсионных накоплений, средства «молчунов», то есть тех граждан, которые не выбрали частную управляющую компанию, будут автоматически распределяться между частными УК. В то же время предусмотрено, что если гражданин захочет сохранить свои средства в государственной управляющей компании, то он такое право имеет, но для этого ему нужно будет написать уведомление. Предполагается также, что объем средств накопительных сбережений «молчунов», которыми сейчас управляет государственная управляющая компания, останется в управлении этой компании, а передаваться «частникам» будут вновь поступающие средства. Внешэкономбанк при этом в отличие от частных управляющих компаний после принятия закона не сможет инвестировать пенсионные средства в ценные бумаги компаний, оставаясь тем самым управляющей компанией с самой консервативной инвестиционной стратегией.
Частные же управляющие компании смогут вкладывать средства «молчунов» в более широкий круг финансовых инструментов по сравнению с государственной УК, что позволит увеличить доходность инвестиций пенсионных накоплений. Однако, как считают в самих управляющих компаниях, правила инвертирования этих средств, скорее всего, будут более консервативными по отношению к уже существующим вложениям, принятым для средств тех граждан, кто сознательно выбрал ту или иную частную УК и доверил ей управление своими пенсионными накоплениями. Таким образом, можно предположить, что доходность вложений пенсионных накоплений «молчунов», которые будут переведены в управление частным УК, будет лишь немного опережать инфляцию.
В свою очередь министерство финансов не исключает и еще одного варианта, позволяющего, сохранив как таковую накопительную систему, увеличить эффективность работы пенсионных накоплений, находящихся под управлением Внешэкономбанка. В частности, Минфин РФ готовит предложения по расширению круга доступных для государственной управляющей компании финансовых инструментов, в которые могут быть вложены пенсионные накопления, в том числе не исключается возможность вкладывать их в акции.
Однако такой вариант тоже не может считаться идеальным, поскольку в этом случае в определенной степени будет размыта граница между инвестиционными стратегиями частных УК и государственной. При этом инвестиционную стратегию Внешэкономбанка вряд ли уже можно будет назвать консервативной, так как вложения в акции, пусть даже и в незначительном объеме, могут принести существенные убытки в случае сильных потрясений на фондовых рынках. Ведь не секрет, что российские «голубые фишки» в большинстве своем «ходят» в одном направлении, и поэтому в случае негативной конъюнктуры они будут падать все вместе. Тем самым государство лишает застроганных лиц возможности выбора реально консервативной стратегии, в принципе не подразумевающей вложений в инструменты с нефиксированной доходностью (а кто как не государство должно предоставить такую возможность).
Есть еще одна опасность того, что Внешэкономбанк может получить приблизительно равные инвестиционные возможности с частными УК, заключается в том, что на рынке будет создан доминирующий игрок, обладающий огромными денежными ресурсами, которому будет очень сложно противостоять. В такой ситуации возникает уже угроза самому фондовому рынку, ведь нормальный рынок - это когда идет столкновение интересов покупателей и продавцов, а в данном случае будет перевес одной стороны, что сначала может привести к перекосам, а затем и к фондовому кризису.
Кроме того, такой подход явно не будет стимулировать граждан делать какие-либо телодвижения в плане реального управления своими пенсионными накоплениями. А это, в определенной степени, будет тормозить динамику развития некоторых секторов финансового рынка, в частности, индустрии негосударственных пенсионных фондов.
РСПП предлагает свои меры по модернизации пенсионной системы РФ
Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) предлагает свою модель реформирования пенсионной системы, базирующуюся на введении добровольных отчислений гражданами в накопительную часть трудовой пенсии на паритетных с работодателями основах.
Как следует из предложений рабочей группы РСПП по развитию пенсионных систем, гражданам предлагается предоставить право ежемесячно добровольно перечислять 3% от своего заработка в выбранный им негосударственный пенсионный фонд для формирования дополнительной накопительной пенсии. В этом случае работодатель обязан перечислить в тот же фонд взнос в размере 3% от заработка работника из средств, которые должны направляться в единый социальный налог и перечисляться в федеральный бюджет на финансирование базовой части трудовой пенсии. Вместе с тем, если работник не будет участвовать в новой системе дополнительного финансирования накопительной пенсии, эти 3% по-прежнему будут направляться в базовую часть пенсии.
Оставшиеся 3% из 6% заработка, зачисляемых в ЕСН и направляемых на финансирование базовой части пенсии, предлагается перечислять в страховую часть пенсии в дополнение к существующему сейчас тарифу.
Для замещения средств, за счет которых формируется базовая часть пенсии, РСПП предлагает изыскать другие источники в федеральном бюджете за счет общих поступлений, не связанных с налогообложением фонда оплаты труда.
Эту систему предлагается ввести в действие с 2008 г.
В настоящее время финансирование пенсионных взносов за счет ЕСН осуществляется следующим образом: за граждан старше 1967 года рождения в базовую часть отчисляется 6% от заработка, в страховую часть - 14%, в накопительную часть пенсии платежей не предусмотрено. За граждан от 1967 года рождения в базовую часть перечисляется 6%, в страховую - 10% (с 2008 года - 8%). В накопительную часть пенсии идут 4% от заработка (с 2008 года - 6%).
В случае реализации предложенных РСПП мер у "старшей" возрастной группы (до 1967 г.р.) отчисления в страховую часть пенсии будут увеличены до 17%, взнос в дополнительную накопительную пенсию составит 3%. У граждан от 1967 г.р. размер взноса в страховую часть с 2008 года составит 11%, в накопительную часть - 6%, в дополнительную накопительную пенсию - 3% от заработка.
Стимулирование добровольных пенсионных отчислений позволит в будущем избежать многих проблем
Если в вопросе о том, что делать с обязательными пенсионными отчислениями мнения различных министерств расходятся, то необходимость стимулирования граждан к дополнительным добровольным пенсионным отчислениям практически никем не оспаривается. Всему виной демографическая ситуация в стране - снижение рождаемости и количественный рост лиц пенсионного возраста увеличивает нагрузку на активно работающих граждан. А это означает, что решить проблему достойного пенсионного обеспечения без увеличения налоговой нагрузки или пенсионного возраста, а возможно даже и обоих параметров, можно лишь за счет средств самих граждан, которые постепенно копили бы себе «на старость».
Среди предложений, которые выдвигаются в этой связи, можно отметить такие меры стимулирования как софинансирование дополнительных отчислений граждан в определенной пропорции со стороны государства, предоставление налоговых льгот в отношении такого рода отчислений, возможность капитализировать пенсионные накопления, в случае если гражданин продолжает работать и отчислять денежные средства в пенсионную систему после своего выхода на пенсию.
По мнению большинства экспертов, это действительно может помочь решить многие пенсионные проблемы, не прибегая к таким непопулярным мерам как увеличение срока выхода на пенсию или увеличение налоговой нагрузки на предприятия и граждан. Однако этого будет недостаточно без существенных изменений законодательства, касающегося деятельности негосударственных пенсионных фондов, которые должны будут аккумулировать средства в рамках добровольных пенсионных программ.
В настоящее время успешному развитию в России негосударственного пенсионного обеспечения мешают, прежде всего, отсутствие полноценной нормативно-правовой базы, непродуманный порядок налогообложения НПФ, отсутствие качественного информирования населения. Действующая система налогообложения не стимулирует развитие негосударственного пенсионного обеспечения, поскольку фактически является двойной: полученный от инвестирования доход облагается налогом на прибыль, а при получении пенсионных выплат уплачивается налог на доход.
Материал подготовлен специалистами Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР).
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- По итогам 2014 года доходность управляющих пенсионными накоплениями компани ...
- В Челябинской области по состоянию на 1 октября 2008 года принято 49,9 тыс. ...
- Около 800 тысяч южноуральцев не выбрали способ инвестирования пенсионных на ...
- В Челябинской области началась выплаты средств пенсионных накоплений
- «Челябинский рабочий» и Татьяна Городецкая: «Как стать пенсионером-капитали ...